Сергей Яскович. Отдушина для Дагестана

21:38, 15 апреля 2015
svg image
2260
svg image
0
image
Хави идет в печали

И, выбирая матч жизни, колебался между несколькими кульминационными эпизодами дагестанского этапа карьеры. В итоге остановился на финале Кубка…

— В 1999-м позвонил Гаджи Гаджиев и предложил перебраться в “Анжи”. Перед этим я провел несколько сезонов в донецком “Шахтере”, но заиграть не смог — вмешалась серьезная травма. Жалеть о чем-то не люблю — что ни делается, все к лучшему. Не получилось там — зато в дальнейшем карьера сложилась удачно. И время, проведенное в Махачкале, вспоминается с особой теплотой.
Гаджиев тогда только возглавил команду, которая сразу поставила цель выйти из первой лиги в высшую. Под эту задачу и собирали людей. Предложили неплохие условия, поэтому согласился легко. После травмы прошло довольно-таки много времени, и ее последствия уже не беспокоили. А то, что Дагестан — неспокойный регион, нисколько не смущало. Более того, скажу, что в Махачкале вторжение боевиков в республику никак не ощущалось. Боевые действия велись где-то далеко за городом, и столица от этого не страдала. Конечно, в вечернее время гулять по улицам было нежелательно, а днем — пожалуйста. Все приезжие жили вместе — в гостинице “Черноморская”, в хороших условиях.
Задачу выхода в “вышку” решили за один год. Не сказать, чтобы она далась тяжело — прошли дистанцию довольно уверенно. Хотя проблемы по ходу турнира возникали. Но собрался прекрасный коллектив, в котором удачно поладили и местные, и приезжие футболисты. Звезд не было, рабочая команда. На поле стояли друг за друга горой и за пределами стадиона старались всегда держаться вместе. Вышли в элиту за счет сплоченности. Разумеется, стоит отметить роль тренера. Гаджиев — очень хороший специалист и психолог, который знал, что и когда сказать. За три года совместной работы я ни разу не услышал повышенных тонов. Даже в трудную минуту он спокойно подбирал нужные слова. В других командах, когда проигрывали, доводилось сталкиваться и с ранними заменами, и с “пиханием”. А Гаджиев после ошибок умел подсказать и направить действия футболиста в правильное русло. После этого ты возвращался на поле и знал, что делать, а не убивался из-за того, какой виноватый. Да и коллектив всегда поддерживал любого игрока.
В принципе намерение пробиться в сильнейший дивизион руководство особо не афишировало. Это мы сами собрались и решили, что надо сделать подарок жителям Дагестана. Болельщики были адекватные, очень поддерживали команду. Для них на фоне ситуации в республике футбол являлся отдушиной. Постоянно собирался полный стадион. А наша хорошая игра только поддерживала эту атмосферу праздника. Не зря и в первый сезон в высшей лиге удалось взобраться высоко. Опять же за счет коллектива. Добавилось несколько новых ребят, которые отлично вписались. И снова отмечу тренера. В итоге играли в последнем туре за третье место с московским “Торпедо”. Тот скандальный матч, где нам, к сожалению, не дали попасть в “призы”. Считаю, судья на 94-й минуте назначил несправедливый пенальти. Команда тогда действительно хотела уйти в раздевалку, но в итоге тренер уговорил вернуться, чтобы сохранить лицо. Конечно, москвичи победили и говорят, что все по делу. Но я находился недалеко от эпизода и прекрасно видел: игры рукой не было. Что ж, это уже история, ворошить которую не хочется.
К сожалению, на второй год в “вышке” повторить столь же успешное выступление не удалось — финишировали тринадцатыми. Но зато добрались до финала Кубка России. Хотя приоритеты не расставляли — два разных турнира, и в каждом хочется побеждать. Как шли по дистанции, уже плохо помню — осталась в памяти лишь победа над ЦСКА в Москве. А в июньском финале схлестнулись с “Локомотивом”.
Летом 2001-го у Гаджи Гаджиева как раз начались проблемы с сердцем. Он пригласил в помощники Анатолия Бышовца, с которым работал в олимпийской сборной в Сеуле. Несколько матчей Бышовец даже руководил командой. В принципе это разные специалисты, но в той ситуации они, наверное, обсудили взаимодействие, и Бышовец ничего не стал ломать. Вносил, конечно, дополнения, однако несущественные. Перед финалом Кубка в прессе было много кривотолков: так кто же все-таки главный тренер — Гаджиев или Бышовец? Но Гаджи Муслимович лежал в больнице, а накануне финала вернулся, и наставники находились на скамейке вместе.
Команда готовилась к решающей игре на базе в Новогорске. Мы вообще часто там гостили. Даже больше, нежели в Махачкале. Во-первых, в “Анжи” традиционно много приезжих, которым так удобнее. Да и условия для тренировок под Москвой лучше. Живописная тишь… В Дагестан часто приезжали только на матчи. Там не было базы — тренировались на центральном стадионе.
Несмотря на важность момента, готовились в штатном режиме. “Локомотив” тогда имел за плечами четыре финала Кубка за пять лет, три из которых выиграл. Безусловно, титулованный соперник. Однако сражаться можно с любым. Мы это доказали и годом ранее, когда стали четвертыми, и непосредственно в игре с железнодорожниками. Матч, кстати, проходил на стадионе “Динамо”. Помню хорошее поле. А вот антураж особо не отложился в голове — настолько я был сконцентрирован на действиях своих и команды. Болельщиков вроде собралось немного, но среди них хватало поклонников из Дагестана. В Москве ведь живет большая диаспора. Впрочем, не только в столице. Поэтому на выезде нас поддерживали везде. Возможно, финал оказался не самой интересной для зрителей игрой — в таких идет тактическая борьба и открытый футбол редко увидишь. Никто не хотел ошибаться, поэтому большое внимание уделяли прикрытию тылов. Но спортсменам все равно было интересно, ведь на кону стоял Кубок.
“Локомотив” тогда действовал в три защитника. У Семина это очень популярная схема. По-моему, он сейчас и в “Мордовии” проповедует что-то похожее. А “Анжи” действовал по классической схеме 4-4-2. Я играл в центре защиты с Биллонгом. Впрочем, доводилось и на фланге орудовать, но в центре всегда нравилось больше.
К сожалению, хорошо проведя матч, мы отдали трофей москвичам. И в первом тайме поддушили, и во втором достойно смотрелись — считаю, заслуживали победы. Мяч, забитый на 90-й минуте, вполне вытекал из хода встречи. Кстати, на видеозаписи после гола Сирхаева в кадр попал фанат “Анжи”, танцующий лезгинку на навесе над входом на сектор. Это тоже часть махачкалинского боления.
Мы с Биллонгом сразу стали просить ребят подняться выше. Но все почему-то бросились оборонять ворота. К сожалению, сели очень низко и позволили сопернику принимать мяч около штрафной. В моменте, когда пропускали на четвертой добавленной минуте, чуть ли не полкоманды стояло на “ленточке”. Вот это самое обидное! Поведя в счете на финише, привезти себе гол… Некоторые от отчаяния падали на газон. Кто-то негодовал, мол, добавленное время уже истекло. Но вроде все было правильно — сами виноваты. Наверное, психологически нас это надломило. Потом уже перестраховывались, хотели сохранить счет. Сил еще хватало, боролись, однако в подсознании сидела мысль о пенальти. А пенальти — это лотерея.
Увы, Акаев и Рахимич не забили. Удар первого парировал Нигматуллин, которого тогда называли специалистом по одиннадцатиметровым. А Элвир запустил мяч выше. Видимо, это тоже психология. Хотя Рахимич — очень хороший футболист, с умной головой, выполняющий большой объем работы. Рад, что удалось поработать бок о бок. Он ушел затем в ЦСКА и подтвердил свой статус, отыграв очень долго на ведущих ролях.
Наш четвертый в серии удар исполнял я. Часто доверяли это дело — еще в первой лиге. Хотя голов забивал совсем мало — с игры, наверное, вовсе ни одного. Мой пенальти мог стать последним, если бы ошибся. Нигматуллин что-то там придумывал, подошел, хотел в глаза посмотреть. А я даже не стал голову поднимать. Видел мяч, видел ворота — и больше ничего. К счастью, забил, но, оказалось, просто чуть оттянул наше поражение. Подходил к мячу с мыслью: пускай не все от меня зависит, но команду подвести нельзя. До удара уже знал, куда направлю мяч. Главное — не метаться и не теряться. Если выбрал угол, туда и запускай. Так же сделал Лоськов в заключительной попытке, которая принесла “Локомотиву” Кубок. Сразу нахлынуло опустошение…
После этого матча было и еще одно разочарование. Играли в Кубке УЕФА с “Рейнджерс” из Глазго. Тоже обидное поражение. Должны были встретиться дважды, однако шотландцы написали в УЕФА бумагу с просьбой перенести место проведения поединка в связи с боевыми действиями в Дагестане. Противостояние в итоге назначили в Польше — в Варшаве, и состояло оно из одного матча. Мы уступили 0:1, пропустив на 85-й минуте. Между этими событиями еще одна печальная оказия случилась, когда встречались с ЦСКА. Я остался вне заявки из-за перебора желтых карточек, поэтому за столкновением Будуна Будунова и Сергея Перхуна наблюдал со стороны. На мой взгляд, в той ситуации была мужская борьба. И как выяснилось потом, у Будуна повреждение оказалось еще более серьезным. Просто врачи ЦСКА решили забрать Сергея в московскую клинику. К сожалению, он не выкарабкался. Принято считать, что все эти потрясения сказались на уверенности игроков. Хотя в принципе мы не раскисли. Финалисты Кубка — это тоже достижение для Дагестана. Просто надо было перестраиваться и думать о дальнейших поединках.
Вообще в карьере есть много памятных матчей. Но отрезок в “Анжи” запал в душу особенно. Все удачно сложилось: выход в элитный дивизион, там — борьба за третье место, на следующий год — финал Кубка и первые матчи на евроарене. Я прожил с этой командой хороший отрезок жизни. Однако после сезона-2001 покинул Махачкалу. Агент предложил податься во Францию, и я согласился. Решил попробовать себя в другом чемпионате…

ТАБЛО
КУБОК РОССИИ-2000/01
Финал
ЛОКОМОТИВ (Москва) — АНЖИ (Махачкала) — 1:1, пенальти — 4:3
МОСКВА. 20 июня 2001 года. Стадион “Динамо”. 8000 зрителей.
СУДЬЯ: В.Иванов (Москва).
ЛОКОМОТИВ: Нигматуллин, Нижегородов, Сенников, Лекхето, Евсеев (Лаврик, 91), Чугайнов (к), Измайлов, Маминов, Обиора (Саркисян, 76), Лоськов, Бузникин (Джанашия, 46).
АНЖИ: Армишев, Переменин, ЯСКОВИЧ, Биллонг, Стойкович (Акаев, 91), Рахимич, Агаларов, Сирхаев (к), Адиев (Алексеев, 76), Рамазанов, Ранджелович (Теблоев, 90).
ГОЛЫ: 0:1 — Сирхаев (90). 1:1 — Джанашия (94+).
ПЕНАЛЬТИ: Агаларов — 0:1. Измайлов — 1:1. Акаев — 1:1 (вратарь). Лекхето — 2:1. Сирхаев — 2:2. Чугайнов — 2:2 (вратарь). Рахимич — 2:2 (мимо). Маминов — 3:2. ЯСКОВИЧ — 3:3. Лоськов — 4:3.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Стойкович (46), Алексеев (93+), Саркисян (94), Агаларов (99).

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?