Три Сереги. Боливар на семерых
Н. Не уверен, что у нас есть право выбора. Ведь ничего не “обсуждено” пока вдогонку ни стартовому туру футбольного чемпионата страны, ни кубковому “класико” в исполнении БАТЭ и минского “Динамо”.
Хотя, если честно, главное, что зацепил глаз и не отпускает зрительная память, — апокалиптическая картина обрушения экранного забора на солигорском стадионе “Строитель”. Увидел снимки — и стало отчего-то неодолимо интересно: какова судьба этих желтых руин? Успеют восстановить пейзаж к кубковому свиданию “Шахтера” и брестского “Динамо”? Восстанавливать не стали. Территорию просто зачистили, явив очам публики — в том числе и интернетной — уже позабытый силуэт легендарного стадионного туалета. Оказывается, объект в полной сохранности! И это породило аллегорию: нас вернули в прошлое.
К. У вас зоркий глаз. Я тех туалетов не разглядел. А по поводу возврата в прошлое скажу просто: мы от него далеко и не уходили. Взять ту же посещаемость на “Борисов-Арене”. Год назад стадион открыли под духовые оркестры — случился прилив зрительского интереса. Но время прошло, народ удовлетворил любопытство, посидел в разноцветных креслах, съел крем-брюле, потусовался в тени сосен — и маятник вернулся в исходное положение. В среду на “класико” собралось 5400 душ. Это аккурат аншлаг на борисовском городском. Отсюда вывод: как болели за БАТЭ пять с гаком тысяч человек, так и продолжают болеть. Новая церковь не увеличила паству. Увы.
М. И причина этого вполне очевидна: там неинтересно! Вроде не таким и пропащим получилось средовое “класико”. Были и опасные удары, и стычки-потасовки, и напряжение витало. Но уже в начале второго тайма возникло стойкое ощущение, что голов мы не увидим. Как БАТЭ и “Динамо” ни будут выпрыгивать из штанов, мяч в сетку не затолкают. Под такие мысли футбол смотрелся уже совсем иначе, без живого интереса. И ведь днем раньше мы тоже видели в телеэкранах нулево-ничейную игру. Но “Реал” и “Атлетико” посылали сигнал: никуда не уходите, гол может случиться в любую секунду! И то, что его не оказалось в итоге, немногое поменяло. В отличие от борисовского матча. Все дело в качестве игры. Хочу снова обратиться к “Минск-Арене”, без которой не обходится ни один разговор о футбольной посещаемости. Вот говорят: народ ходит туда, потому что тепло, не капает и со зрителем там работают бесподобно. Все так, но, мне кажется, это не основная причина. Основная — высокий общий уровень турнира. Помести “Динамо” в затрапезный ОЧБ — думаете, “Минск-Арена” все так же будет трещать по швам? И наоборот. Осуществи вдруг Валерий Газзаев свои “объединительные” прожекты, загляни в гости к БАТЭ “Зенит”, “Спартак” и киевское “Динамо” — на “Борисов-Арене”, уверен, будет не протолкнуться.
Н. Но, знаете, братцы, к этому вряд ли имеет отношение чисто инфраструктурный антураж. В Солигорске, как выясняется, на добром плотницком слове держится стадионный забор. А на “Борисов-Арене” мистическим образом загибается газон. Моих знаний ботаники, как и у большинства посетителей стадиона, недостает, чтобы объяснить, почему за месяц штатной весенней погоды даже не проклюнулась трава в штрафной у южных ворот. Пусть тень от трибуны, пусть мало солнца — но чтобы совсем не проклюнулась?! Ведь как-то зеленело, как-то работал фотосинтез в том же месте в это же время год назад, когда арену только готовили к сдаче. Как вообще случилось, что недавно козырный борисовский газон выглядит по весне хуже даже пресловутого новополоцкого? Не выдержал осенней нагрузки? Неправильно перезимовал? Нуждается в срочной замене? Почему так?
Хотя это и не суть важно. Важно, что битый проплешинами пейзаж арены, как ни обидно это будет слышать ее хозяевам, напрочь убивает ощущение праздника, к которому мы успели привыкнуть в прошлом сезоне и который не очень-то получается вернуть у клубных маркетологов. Может, потому и зрители хуже идут?
К. Не хочу плодить слухи, но язык без костей. Насколько знаю, газон в Борисове вправду израсходовали в прошлом году — измочалили чередой статусных матчей в плохую погоду и в плотном графике. Сейчас идет работа по замене “ковра”. Если все так, то фотосинтез вскоре “заколосится” наново. Это объективные процессы — что поделать, если респектабельный стадион в стране только один. Боливар тащит на себе семерых, нечего удивляться его потертым бокам.
Теперь по Борщову — про футбол и маркетинг. Грешно заниматься самоцитированием, но повторю то, о чем уже писал. Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что игра как таковая у нас существует как бы отдельно от всех усилий по ее продаже. Бороться за зрителя требуют от маркетологов, экономистов, массовиков-затейников — от всех, кто есть под рукой — кроме самих футболистов. У тех свои задачи — очки и место в таблице. Только это и ничего более. Дай намолот ко христову дню, а как добудешь результат, дело второе. Но, слушайте, это же логика вверх ногами. Это как если бы хлебозавод испекал твердокаменные буханки и нанимал штаб пиарщиков по их продвижению на рынке. Естественно, никто ничего не продаст. Как продать нулевую ничью? В большинстве случаев это та же черствая буханка. Ты можешь упаковать ее в золоченую бумагу с бантиком — качество не изменится. Отсюда и мой вывод. Пока футболистов и тренеров не будут внятно мотивировать на яркий, привлекательный футбол, команды у нас будут играть не для зрителей, а для пластиковых кресел.
Н. Вывод верный — не подкопаться. Вопрос в том, кто и как должен мотивировать. У Юрия Чижа, к примеру, заповедь о броскости игры выведена чуть ли не на клубных скрижалях. А толку? Сподобится ли на него очередная бригада тренеров-временщиков?
М. Так в том и дело, что руководители наверняка мотивируют. Сложно представить, чтобы условный Капский вызывал Ермаковича на ковер и наставлял: играйте, мол, прагматично, строго от оборонки, а впереди что-нибудь придумается… Чтобы наши команды заиграли в атаку, надо чтобы этого захотели сами футболисты и тренеры. И вот с этим проблемы. Только вдумайтесь: все три “класико” на “Борисов-Арене” завершились ничьими 0:0. То есть лучший стадион страны еще не видел голов в матчах наших лучших команд. В средовой игре “Динамо” желание забить я различил (пусть оно и не совпадало с возможностями). В игре БАТЭ — увы, нет (разве что немного в концовке). Что, согласитесь, странно, когда речь заходит а) о победителе девяти последних чемпионатов, б) о команде, которая играла домашнюю часть двухматчевого противостояния.
К. Не надо упрощать. Конечно, условный Капский не говорит условному Ермаковичу про “строго от оборонки”. Руководство среднестатистического белорусского клуба чаще всего просто отдает весь футбол на откуп тренерам. И задачу ставит лаконично: такое-то место в таблице. Отсюда команда и пляшет — без оглядки на качество и с оглядкой на табло. А надо бы, грубо говоря, пригласить тренера на то собрание перед сезоном, где обсуждается работа с аудиторией. И сказать: мы все в одной упряжке, вместе делаем шоу, и у каждого свой участок работы.
Н. Мы, если честно, прицепились к Борисову лишь потому, что там “делание шоу” хотя бы на виду и процессу свойственна очевидная динамика…
К. Безусловно.
Н. Другие клубы давно загнали маркетинг и работу со зрителями в фазу стагнации, причем на всех уровнях. Там просто тишина. Достаточно вспомнить, как использовали в прошлом сезоне возможности той же “Борисов-Арены” допущенные на нее в качестве еврокубковых хозяев “Динамо” или “Шахтер”. Да никак! Праздниками и не пахло. Или давайте глянем, что сделают те же динамовцы, радикально обновившие в межсезонье офис, на воскресном, уже чемпионатном, “класико”. Не удивлюсь, если на “Тракторе” соберется аудитория, сопоставимая с давешней борисовской. Чем-то, помимо футбола, ее станут развлекать? Можете бросать в меня камни, но для успеха нашего чемпионата с недавних пор подобные вопросы становятся приоритетнее собственно качества игры. Оно, право слово, не настолько низко, чтобы посещаемость большинства высшелиговых арен стремительно близилась к кругу родных, близких и друзей игроков.
М. Я, пожалуй, брошу камень. В какую бы обертку мы ни заворачивали футбол, не будет игры — не будет и болельщиков. Мы не в Польше, где средней паршивости футбол выезжает за счет раскрутки. Сужу по себе. Какой бы айфон ни разыгрывался в перерыве, какая бы “зорка” ни выступала на разогреве, на стадион я иду за игрой. Конечно, есть и те, кому интереснее то, что вокруг. Но они на белорусский футбол не ходят. Потому что вокруг него ничего любопытного нет. Давайте будем реалистами. Современные стадионы в ближайшее время не начнут строиться у нас пачками. Гениальные маркетологи не появятся. ТВ и клубы не вовлекутся в выгодные для всех рыночные отношения. Это не значит, что работу на этих фронтах не надо вести. Это значит, что в сложившихся экономических условиях проще и бюджетнее в первую очередь развивать сам футбол. Искусственно повышать его зрелищность. Вот резерв, за счет которого правильнее двигать интерес и прогресс.
Н. Признанием “На стадион я иду за игрой” ты, Сережа, по-моему, как раз и олицетворяешь представителей того узкого круга странных зрителей, что продолжают являться на белорусские стадионы вопреки здравому смыслу и множеству заманчивых альтернатив. Я тоже вхожу в этот круг. Увы, все больше по производственной необходимости. Рассматривать поход на матч нашего чемпионата как добровольный акт досуга? Как ни горько признаться, смахивает на глупость. Хотя бы с поправкой на интернет-доступность почти любой игры.
К. Похоже, Серега просто оговорился. Я поправлю: зритель идет на футбол не только за игрой. Но и не только за пивом, так же? Он идет за неким комплексным удовольствием — и вот этого комплекса у нас сегодня нет. Маркетологи (где они есть) пытаются ублажить болельщика — футболисты играют “по счету”.
М. Ничего я не оговорился. Прекрасно понимаю, что для кого-то нужны и другие удовольствия, а в идеале все должно быть в комплексе. Но конкретно меня в футболе привлекает собственно сам футбол. В привязке к белорусскому чемпионату речь, конечно, только о топовых матчах. Таких, как “класико”. В воскресенье на “Тракторе” я обязательно буду — даже без производственной необходимости. Ведь, несмотря на все нули на табло, БАТЭ — “Динамо” по-прежнему лучшее, что есть в нашем клубном футболе.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь