Анна Сухомирова: могу и инженером

22:00, 16 апреля 2015
svg image
1473
svg image
0
image
Хави идет в печали

Во всяком случае, на матчах национального чемпионата зрителей, не связанных с игроками родственными и спортивными узами, увидишь мало. Сам же БНТУ не первый год хронически скитается в поисках тренировочного и соревновательного пристанища. Корреспонденту “ПБ” Аня назначила встречу на “Минск- Арене” — в зале для будничных занятий игровиков.

— Нравится тренироваться под крышей самого крутого спортивного сооружения страны?
— В принципе да. Здесь вполне уютно, все ухожено. Хорошие раздевалки. Нормальный зал. Единственный минус — большинству девчонок далековато добираться. А вообще-то мы все ждем возвращения в родные стены “политеха”. Ну просто как манны небесной! Только там ощущаем себя по-настоящему дома. Да и расположен зал удобно — считайте, в центре города, в корпусе технического университета.

— Сколько там уже длится ремонт?
— Ой, навскидку и не вспомню. Несколько лет — так точно. Мы постоянно донимаем руководство, тренеров вопросом: ну когда же снова переберемся на улицу Хмельницкого? Нам обещают: вот-вот, потерпите чуток. Терпим. А пока, как видите, занимаемся в разных точках столицы: “Минск-Арена”, спорткомплексы РЦОРа, БГУФКа.

— Помнится, игровой зал БНТУ всегда вгонял в депрессию древним неприглядным видом: потрескались стены, обшарпан паркет, кондово обустроены места для болельщиков…
— Теперь его, можно сказать, довели до ума. Мы из естественного любопытства туда заглядываем. Смотрится вроде бы презентабельно. Облагороженный интерьер, новые раздевалки, более комфортный балкон для зрителей. Что еще надо неприхотливым гандболисткам и их поклонникам?

— Вообще это дикая ситуация, когда бессменный чемпион страны, участник еврокубков и базовый клуб национальной дружины становится, по сути, бездомным, несет немалые дополнительные расходы, а порой и вовсе отказывается от вечерних тренировок.
— К сожалению, так и есть. Зачастую пребываем в подвешенном состоянии, ломаются планы. Наш администратор, в недавнем прошлом сборница Ира Артеменко, начинает день с поисков тренировочных помещений. И не всегда находит. Сейчас иногда вынуждены заменять зальные тренировки занятиями на улице. Посмотрите за окно — разве для этого нынче подходящие погодные условия?

— Наверное, все это — следствие и отражение общей печальной тенденции. Согласишься, что сегодня интерес к белорусскому женскому гандболу постепенно падает?
— Не хочется говорить о грустном. Но, пожалуй, вы правы. На внутреннем фронте уровень точно снижается. Поэтому и народу на трибунах мизер, и пресса уделяет нам минимум внимания. А что удивительного, если чемпионат ослаб? “Аркатрон” и “Друть” вообще снялись. Да, и раньше в турнир заявлялось не так уж много клубов — восемь-девять. Однако среди них было куда больше сопоставимых по силам. Отсюда и интрига в борьбе за медали, за путевки в еврокубки. Сейчас в первенстве участвуют шесть команд. А конкуренции между ними практически нет. Зато есть пропасть в классе. По существу, весь “изюм” сводится к соперничеству БНТУ и “Гомеля”. Даже “Городничанка”, прежде амбициозная и зубастая, утратила былую мощь. Впрочем, ее замучили кадровые проблемы: много травм, Наташа Котина уехала в Турцию. Но Гродно еще хоть как-то цепляется. Остальные же команды наполовину укомплектованы детьми. Поединки с ними для нас попросту проходные.

— Федерация тоже озабочена соревновательной стагнацией. Посему с целью придания чемпионату драйва и накала ввела на заключительном этапе стадию плей-офф для претендентов на награды. Твое отношение?
— Ох, не знаю… Не настолько у нас состоятельное первенство, чтобы разыгрывать призы в дополнительных сериях. По-моему, резоннее и справедливее распределить позиции на пьедестале по итогам “гладкого” розыгрыша. Во-первых, в раунде плей-офф заложен элемент случайности, особенно в дуэлях до двух побед. А во-вторых, к решающему этапу у нас просто наступит пресыщение встречами друг с другом. Судите сами: с “Гомелем” и “Городничанкой” постоянно пересекаемся не только в чемпионате и Кубке страны, но и в Балтийской лиге, там еще и в “финал четырех” синхронно пробились. Теперь добавляется плей-офф чемпионата. Явный перебор матчей с одними и теми же соперниками! Не сезон, а “пуля” БНТУ — “Гомель” — “Городничанка”.

— А может, “политех” просто боится? Почти нет сомнений, что за золото сразитесь вы и гомельчанки. Девчата с берегов Сожа здорово пошумели в минувшем сезоне, взяв серебро и изрядно потрепав нервы БНТУ. Задачей на этот год “Гомель” прямо продекларировал чемпионство…
— У него есть для этого основания. Очень сильный оппонент, хорошо укомплектованный, в том числе нашими сборницами и квалифицированными украинскими легионерками. К слову, единственное поражение в нынешнем чемпионате нанес нам именно “Гомель”. Так почему бы его не опасаться? Не бояться, а именно опасаться. Повторюсь, плей-офф — непредсказуемый формат. Не исключено, предстоит в сжатые сроки провести три поединка. Кто выстоит морально и физически — тому и достанется корона. В тех сшибках доминирование в “регулярке” уже не будет иметь никакого значения.

— Перейдем к животрепещущей теме сборной. Довелось увидеть интернет-трансляции недавнего международного турнира в чешском Хебе, где белоруски в крепкой компании хозяек, австриек и турчанок при вполне добротной игре финишировали третьими. Как по мне, лучшей в наших рядах была ты. Набрала по весне оптимальную форму?
— Хм… Спасибо, конечно. Но не мне судить. Да и что такое “форма”? Ее всегда стараешься держать, выходишь и играешь на пределе возможностей. Если добросовестно пахать на тренировках, не делить матчи на значимые и не очень, не расслабляться — кондиции будут оптимальными. А поединки за сборную всегда добавляют запала и концентрации.

— В твоей биографии был период, когда ты прекратила выступления за национальную команду. С чем это было связано?
— Отчасти с учебой. Однако главная причина — серьезные повреждения, которые шли чередой. Вспоминаю тот отрезок с содроганием. Прямо напасть какая-то: только вылечивала одну болячку, как сразу же появлялись вторая, третья… В этом смысле я не шибко везучая. Из-за травм выпал немалый карьерный отрезок. Бывали и надрывы, и переломы. Особенно досталось коленям, которые приходилось оперировать в 2004 и в 2006 годах.

— В спорте существует понятие “подверженность травмам”. Про тебя?
— Получается, да.

— С чем это связано: с особенностями организма, издержками тренировочного процесса, банальным невезением?
— Ой, однозначно не ответишь. Порой и в самом деле несчастный случай, где-то и перегруженность. А бывает, подводит несобранность. Или неумение определить, где нужно чуть сбавить нагрузки, чтобы не поломаться. Благо сейчас, тьфу-тьфу-тьфу, со здоровьем все в порядке.

— В последнее время и в клубе, и в сборной ты переквалифицировалась из плеймейкеров в линейные. Вот и в Хебе толково подменила Настю Лобач, взявшую паузу в выступлениях за главную дружину. Не ощущаешь дискомфорта?
— Нисколько. Я ведь начинала путь во взрослом гандболе как раз линейной. Так что навыки имеются. Скажу больше: это мое любимое амплуа.

— Да ладно! Самая зависимая, чреватая ушибами и неблагодарная позиция — и любимая?
— А вот так. Да, линейной больше всего достается от защитниц, падать много приходится. Но я не избегаю контактной борьбы, люблю работать на команду. Да и ворота близко — главное, на передачу откликнуться и мяч поймать.

— Богатый опыт диспетчера наверняка помогает продуктивно действовать в линии?
— Безусловно. Понимая особенности мышления, перемещений, бросков разыгрывающего, смещаюсь не наобум. Знаю, куда открыться, где поджать, поставить заслон. Мне не нужно лишний раз указывать, в какой зоне расположиться.

— Наши болельщики давно не видели в деле дамскую сборную. Поэтому хотелось бы услышать из твоих уст оценку выступления в Хебе.
— Если учесть, что ездили в Чехию отчасти экспериментальным составом, без нескольких лидеров и с группой молодых девочек, выглядели неплохо. Отдельные моменты вообще порадовали. В частности, переключение с подачи Томажа Чатера на активную защиту 3-2-1. Она современна и очень эффективна, потому как лишает пространства и броскового маневра результативных бросающих соперниц. Для сборной Беларуси это важно. С такой тактикой мы реально сможем прогрессировать. Уже что-то получается. Да, сверхмобильная оборона требует больших физических затрат. Но тренер, не сомневаюсь, к официальным стартам поставит нам и “функционалку”. А там и необходимое взаимопонимание придет. Собственно, головы уже не идут кругом. Хотя над новой схемой еще работать и работать.

— С кем из твоих коллег по сборной ни общался — все весьма лестно отзываются о Чатере…
— Очень приятно трудиться под руководством этого словенского тренера. К его поведению, характеру, организации тренировочного процесса никаких претензий нет. Отличная атмосфера, интересные, необычные тренировки с нестандартным набором упражнений и направлений. Томаж — специалист с европейскими взглядами и ментальностью. Он целенаправленно прививает нам скоростной гандбол, пытается добиться осмысленных, поставленных бросков. Новизны хватает — и это здорово. Неудивительно, что девчонки охотно приезжают в сборную. Нравится, что Чатер ищет индивидуальные подходы к каждой, в плане требовательности и дисциплины разумно сочетает жесткость и либерализм.

— В спорте важен психологический, мотивационный фактор. Томажу удается зажечь вас оптимизмом и верой, что наш женский гандбол ждет скорый прорыв?
— Скажу так: он пытается это делать. Хочет открыть нам глаза, лишить каких-то внутренних страхов. Самое главное — тренер верит в нас. А мы — в него.

— На прошлой неделе состоялась жеребьевка квалификации чемпионата Европы. Повеселились?
— Ха-ха, такого и впрямь нарочно не придумаешь. Ирония судьбы: в прошлом отборочном цикле к чемпионату Европы сражались со сборными Норвегии и Румынии, теперь снова будем биться с ними же. Плюс прекрасно знакомая команда Литвы. Первая реакция — действительно хохот. Хотя вроде как радоваться нечему — все-таки минувший отбор мы не прошли. С другой стороны, все течет, все меняется. Кто-то становится слабее, кто-то сильнее. Ни на что не намекаю, но бой соперницам дадим. Информации о них в избытке, а вот облик нашей сборной изменился. Будем удивлять!

— Аня, если не ошибаюсь, на протяжении всей карьеры ты сохраняешь верность одному клубу — БНТУ?
— Ему, родимому.

— Что это: стечение обстоятельств, нелюбовь к перемене мест, отсутствие достойных вариантов?
— Судьба, наверное. Были заманчивые предложения из зарубежья как ближнего, так и дальнего. Но тогда, в двадцать, двадцать пять лет, все планы рушили травмы. Отправляться на легионерские хлеба нездоровой означало подводить людей. Такое не в моих правилах. Так до сих пор и остаюсь в БНТУ. Предложения поступают и сейчас. Однако уже настолько прочно обосновалась в Минске, что срываться куда-то нет большого желания. Да и возраст не тот. В тридцать с хвостиком менять привычный уклад сложно и не хочется.

— Помимо титулов, славы, эмоций, спорт — еще и способ заработать. И не только на сегодня, но и на будущее. БНТУ такую возможность дает?
— Почему нет? Получаю зарплату, определенные бонусы.

— Запросы у каждого разные. Какой-нибудь хоккеист или футболист скажет: за тысячу долларов играть не буду, давайте пять.
— Ха, у меня таких запросов нет. Спокойно и с пониманием отношусь к финансовому положению дел в клубе. Уже столько пережито и радостей, и неурядиц, что воспринимаю “политех” как семью. Без ложного пафоса скажу: деньги для меня второстепенны, куда важнее процесс. Без гандбола мне пока не жить. Главное — до сих пор испытываю удовольствие от игры. Поэтому и выхожу на площадку. А деньги… Платят — хорошо. Не платят — подождем. Никто нас на произвол судьбы не бросит. А тем, кто любит заглядывать в карман спортсменам, скажу так: у гандболисток БНТУ приземленные зарплаты, сопоставимые с доходами обычных белорусов, работающих в госсекторе. И нас точно так же касаются экономические кризисы. Может, в хоккее и футболе иначе.

— Образование успела получить?
— Даже два. Есть тренерский диплом УОРа. А еще закончила БНТУ по специальности “организация дорожного движения, инженер-инспектор”. Не угадать, в какую сферу после гандбола занесет жизнь. Но спорт мне, конечно, ближе. Вот поиграю этот годик, следующий. А там и задумаюсь, на каком поприще дальше зарабатывать на хлеб насущный.

— Чуть не забыл уточнить: ты ведь уроженка отнюдь не гандбольной Витебщины?
— Да, родилась и выросла в Лепеле. Чем только не занималась в детстве! Даже борьбой и рисованием в школе искусств. Но была девочкой гиперподвижной, больше всего любила побегать. Поэтому тренеру Леониду Степановичу Рожкову оказалось несложно влюбить меня в гандбол. А насчет негандбольной Витебщины могу поспорить. К примеру, нынешние сборники Ваня Мацкевич и Настя Мазго — тоже ведь из Лепеля…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?