Тренер сборной. Какие секреты? Юрий Шевцов: погода не у нас
Там белорусские гандболисты выступили заметно хуже намеченного: классифицировались восемнадцатыми. По итогам той неудачи в конце марта созвали исполком национальной федерации. Однако подробности заседания остались неведомы широкой публике. Гандбольный штаб впервые за время председательства в нем Владимира Коноплева объявил режим “закрытых дверей” и не пригласил в гости журналистов. Причин такой секретности, к слову, не объяснили…
— Юрий Анатольевич, в вашем большом выступлении перед членами исполкома и специалистами, приглашенными на заседание, звучало нечто сокровенное, о чем журналистам и болельщикам знать не следовало?
— Еще в Катаре, на памятном мне и вам “круглом столе”, прозвучали вопросы, от ответов на которые по горячим следам я воздержался. Был необходим обстоятельный анализ нашего выступления и причин случившегося на основании фактов, с привлечением цифр. Именно такой анализ я и предложил на заседании исполкома. Говорил в том числе и об ошибках, которые мы допустили. Но, разумеется, там не было никаких секретов. Мне совершенно нечего было скрывать.
— Можете хотя бы в тезисном формате пересказать то, что интересно и полезно узнать болельщикам?
— Один из факторов, который негативно повлиял на нашу готовность, — проблемы сборников с игровой практикой. Были они в том числе у нашего лидера Сергея Рутенко. В Катаре мы недосчитались его голов, так как значительный осенний отрезок сезона ушел у Сергея на лечение травмы и восстановление — без выступлений за “Барселону”. По другим причинам мало играли некоторые сборники из клуба имени Мешкова. Поясню ситуацию на примере Виталия Черепенько. Мы сравнили его вратарские показатели на чемпионатах мира двухлетней давности в Испании и сейчас. Статистика отражения бросков с расстояния около девяти метров, над которыми мы усиленно работали на сборе перед Катаром, осталась на прежнем уровне и даже немного улучшилась. А вот в тех компонентах, где особенно важна практика (имею в виду противодействие броскам с краев, в прорезках, в контратаках и семиметровым), обозначился регресс, причем заметный — по восемь-десять процентов надежности. Это дополнительные гол-два каждой такой разновидности за матч. Иными словами, прямое влияние на исход игры.
— При недостатке практики у игроков сборной вы провели как никогда мало репетиций в преддверии топ-турнира…
— Да, мы опасались перегрузить команду. И в этом, согласен, был просчет. В Катаре и после него нас много критиковали. В принципе право на оценку и мнение есть у каждого, кто за нашим выступлением следил. Но люди, имеющие прямое отношение к гандболу, должны выступать доказательно и обоснованно. Увы, многие сделали это так, что теперь, наверное, и сами жалеют. Думаю, кое-кому выступать на том “круглом столе” не стоило. Были упреки, которые меня очень удивили.
— Например?
— Утверждения, что команда не сражалась. Это неправда. Так сложились причины, о которых уже сказал.
И еще. Давайте учитывать, что наша сборная состоит из игроков все же среднего уровня. Но они сделали большой шаг вперед, сыграли важные роли в прогрессе нашего гандбола. Вообще был горд за команду, когда она достойно среагировала на несправедливые претензии.
— Что вы понимаете под “игроками среднего уровня”?
— У нас постоянно звучат воспоминания о знаменитом минском СКА восьмидесятых годов. Мне вообще непонятна такая охота оглядываться в прошлое вместо желания посмотреть в будущее. В том славном прошлом у нас были свой Карабатич и свой Нарсисс. Имею в виду Александра Тучкина и Михаила Якимовича. Были еще звезды, которые делали погоду. А теперь такие игроки не у нас. И погода теперь в других местах. Там, где играют Хансен, Дувняк, братья Юрецкие. А у нас за двадцать лет ни одного гандболиста сопоставимого уровня не воспитали. И это тоже одна из причин скромного выступления в Катаре. И актуален вопрос: как сделать, чтобы снова подрастали Тучкины и Якимовичи?
— Сейчас не жалеете, что заявили перед чемпионатом мира о намерениях пробиваться в олимпийскую квалификацию?
— Нисколько. Это было правильно хотя бы потому, что при такой постановке задачи мы четко уяснили многие вопросы, которые необходимо решать.
— Переключим внимание на сегодняшнее. На волне такой критики еще и получить в ближайшие соперники датчан. Расклад — не позавидуешь…
— Наш гандбол сейчас на перекрестке, от которого расходятся в стороны несколько дорог. Мы вышли на этот перекресток из того нулевого пункта, в котором были когда-то после неудачной квалификации чемпионата мира на Кипре. Сейчас надо решать: куда дальше? Есть разные направления движения. Одно — туда, откуда мы пришли. Так вот главное — снова туда не опуститься. Сказал об этом и сразу после Катара. Как понимаю, председатель федерации собирает сейчас разные мнения, обобщает их. И потом поделится своим видением ситуации. А датчане? С ними ведь все равно предстоит соперничать. Один знакомый немецкий тренер полюбопытствовал на днях: с кем вы там играете? Узнал, что с датчанами, и пошутил: ну, ваш соперник — только ветер. Думаю, всем ясно, кто в этих играх фаворит.
— Вы начали подготовительный сбор в отчасти неожиданном составе. Не вызвали из Бреста Славу Шумака и Диму Камышика…
— Хотим вообще уйти от практики приглашения в сборную игроков, которые в клубах сидят на скамейке. Камышик и Шумак не попали на сбор по этой причине. Другая — то, как они выглядели на чемпионате мира. Есть, к слову, схожие вопросы и касательно кандидатов, которых все же решили вызвать. Это один из принципов комплектования. Другой был намечен еще до чемпионата мира. Сергей Рутенко, увы, не молодеет. Миша Нежура позвонил после Катара и попросил больше не вызывать его в сборную. Сказал, что прежде у него были цели, а теперь самое время поставить точку. Для нас это дополнительный сигнал к омоложению. И, пока я здесь работаю, оно будет проводиться. Станем активнее экспериментировать и давать шансы молодым.
— Вы снова вернулись к варианту тренировок в Минске, без уединения команды, как было это в преддверии чемпионата мира.
— На том выездном сборе в Могилеве выполнили большую программу. Это было возможно только там при сочетании игровых тренировок, занятий легкой атлетикой и штангой. В Минске такой базы нет. Но и задача у нас теперь не столь масштабная. Готовимся к двум конкретным матчам.
— Какие чувства и впечатления пробудила в вас недавняя победа СКА над БГК?
— В спорте не бывает ничего нового, все повторяется. СКА выиграл у Бреста так же, как перед этим армейцев победили “Гомель” и “Кронон”. Это арии из одной оперы. Кто выходит сражаться, тот всегда имеет шанс: гомельчане — против СКА, СКА — против брестчан, хотя те и бесспорные фавориты чемпионата страны.
— В контексте интересов сборной этот результат позитивен, или он как-то осложнил вам работу?
— На ситуацию можно смотреть с разных сторон. Допустим, получил повреждение Сергей Шилович. Травмирован Макс Бабичев, он уехал со сбора вообще. Это негатив. Зато громко заявил о себе Саша Бочко. И мы сразу отреагировали на его игру вызовом, хотя в первоначальном списке армейца не было.
— В отсутствие травмированного Бабичева позиция линейного выглядит сиротливо.
— Не думаю. С нами работает Артем Королек, который не первый год громко стучится в двери сборной. Ждем приезда из Польши Саши Титова. Наконец, есть Рутенко-старший, который умеет играть и на этой позиции.
— То есть вариант аврального вызова Шумака не рассматривается?
— Нет. Потому что он ничего не изменит. На чемпионате мира мы видели, что замена одного игрока на другого, плохо готового, бесполезна. Если бы Слава пребывал в тонусе и форме, тогда да. Но у него не было игровой практики. И, повторюсь, мы будем жестко реагировать на такие ситуации, стоять на этой линии в оставшейся части квалификации.
— В программе сбора есть игровая составляющая?
— На субботу запланирована контрольная встреча со СКА. Прежде всего это игровая практика для тех же Макса Баранова, Олега Астрашапкина, Черепенько. Ведь у них ничего не изменилось после чемпионата мира. Проблемы использования парней в клубе по-прежнему остры. Думаю, этот матч поможет им и другим ребятам лучше влиться в состав, попробовать себя в предлагаемых вариантах тактики.
— Готовите что-то новое?
— Сделать что-то сверхъестественное за то время, которым располагаем, невозможно. Все-таки соперничаем с одной из лучших сборных планеты. Это та ситуация, когда тренеру хочется, чтобы команда вышла на площадку, просто получила удовольствие от игры и доставила его вам.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь