Что с "Гомелем"? Жизнь моя, нефтянка
Почему борьба за выживание — в широком смысле — сделалась главной миссией там, где вчера жили медально-еврокубковыми идеалами?
Вопросы эти стоят как новогодняя елка с зимы — и сегодня мы попробуем на них ответить, не слишком вдаваясь в детали. Руководство гомельчан в лице директора Евгения Поболовца упрямо сторонится публичности уже несколько месяцев, но экономика нашего футбола не терпит пустоты. Информацию как шило в мешке не утаишь — кажется, пришел черед сформулировать причины, почему в Гомеле нынче мечтают не о “Ливерпуле”, а о том, как выплатить зарплату за позапрошлый месяц.
Цена в минус
Если вы зайдете на сайт “Гомеля”, то не найдете там рекламный логотип ПО “Белоруснефть”. Не разглядеть его и на полосатых футболках, в которых играет “зелено-белая” команда. Учредитель клуба и его многолетний генеральный спонсор — флагман нефтедобывающей промышленности Беларуси — перестал оказывать финансовую поддержку своему футбольному детищу.
Не подумайте плохого: это не разрыв отношений с битьем посуды и разделом имущества. Это реалии мирового рынка, где цена на нефть упала, как спиленная липа. Еще летом баррель стоил больше сотни долларов, сейчас — чуть более 60. Зимой котировки опускались еще ниже, за 50-долларовую отметку, и это много объясняет. “Белоруснефть” не отказывается от помощи ФК “Гомель”, но сегодня мы имеем тот случай, когда желания не совпадают с возможностями.
Можно включить воображение и представить, как рабочий день в клубном офисе южан начинается с изучения очередных колебаний нефтяных цен. Если стоимость, бог даст, пойдет вверх (хотя бы до 80, а лучше рванет обратно к “сотне”) — баррель снова сделается надежным кормильцем, и рекламу ПО можно будет возвращать на сайт и на футболки. Но пока динамика слабая, неустойчивая — и вообще в нефтедобыче кошки родятся медленно — так что рассчитывать на скорейшее выправление крена могут только патологические мечтатели.
Чтобы было понятно, одно простое сравнение: “Белоруснефть” для “Гомеля” — это как “Беларуськалий” для “Шахтера”. Львиная доля финансирования. Пуповина. Альфа и омега благополучия.
Налог мимо
Господдержка футбола в стране предполагает различные механизмы, и есть среди них такой, который клубные менеджеры меж собой называют “налог на недвижимость”. Суть метода проста. Всякое белорусское предприятие, как и положено, отчисляет в бюджет процент за пользование “объектами недвижимого имущества”. Так вот, согласно закону, часть этого процента можно отдать на спорт. Налогооблагаемая фирма от этого ничего не теряет — условный футбольный клуб только приобретает, сотрудничество можно завязывать и множить, что и происходит повсеместно. Таким образом, если постараться, можно покрыть немалую часть годового бюджета. Но…
Но в Гомельской области с недавних пор гранаты другой системы. “Недвижимые” льготы отменены. В довесок к упавшим ценам на нефть это легло на “Гомель” еще одним тяжким бременем. Энное количество миллиардов гордо прошло мимо клубной казны. Не только, кстати, мимо гомельской. Этого дохода лишены нынче и “Славия”, и “Речица”, и светлогорский “Химик”. Не имея такой опции, руководителю любого клуба трудно ходить по предприятиям и просить. По сути, это шествие с протянутой рукой, а заинтересовать потенциального спонсора душевным глаголом “Дай!” в наше время крайне затруднительно. Дать могут пинка.
Монета из бюджета
Нефть упала, “недвижимость” пропала — и все это налагается на другие факторы. Вырос доллар. В целом экономическая ситуация не цветет малиновым цветом. Это объективно ограничивает антикризисные возможности, главная из коих во все времена — челобитная в адрес местных властей. Те, может, и хотели бы помочь, да на звонкую монету нынче можно надеяться только в розовом сне. Тем более долги за прошлый год висят ярмом, футболисты идут хожеными тропами по судам — смотреть в будущее больно и неприятно.
На страницах “ПБ” перед стартом чемпионата размер годового бюджета “Гомеля” выставлен из расчета 700 тысяч долларов. Разумеется, это самая низкая температура по больнице. Даже “Славия” — новичок лиги из той же губернии — планирует жить на миллион. Ну так Мозырь и питается не от нефтедобычи, а от нефтепереработки, дай бог процветания гиганту НПЗ. В теории же, чтобы свести концы с концами, а долги с расчетами, гомельчанам необходимо вдвое больше продекларированного — порядка 1,4 “лимона”. А эти деньги пока написаны вилами по воде.
Чем живы?
Сегодня “Гомель” экономит на всем. Три межсезонных сбора отработаны на родине. Турция возможна только в индивидуальном порядке через турагентство. Экипировка на сезон не закуплена, лишь два комплекта игровой формы, чтобы было не стыдно показаться на людях. Централизованно кормят футболистов только накануне поединков, когда команда ночует в гостинице. Рассматривается вариант выезда на гостевые матчи в день игры.
Зарплату при этом футболисты получают. Но лишь “бюджетную” ее часть, обеспечиваемую нормами господдержки (максимум 14 миллионов рублей). Это типовая история для высшей лиги, вопрос в том, вернут ли игрокам остальное. За прошлый год, как известно, до сих не вернули.
На плаву, пусть и в полуобморочном состоянии, клуб поддерживается за счет спонсорской помощи. Пособляют посильными средствами два предприятия — нефтепровод “Дружба” и химический завод. В клубе ожидают субсидию из городского бюджета, которая поможет хотя бы погасить долги перед стадионом “Центральный”.
Как видно, пансион у “Гомеля” скудный и безрадостный. А главное — просвета не видно даже в бинокль ночного видения. Пока команда терпит и мирится с невыносимой легкостью бытия. Но есть сведения, что “терпелка” может закончиться в ближайшее время.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь