Ностальгия. Прострел Трепачкина

21:26, 23 апреля 2015
svg image
1024
svg image
0
image
Хави идет в печали

Сейчас же он смотрит на футбол как болельщик — работает водителем в фирме, занимающейся оптовыми поставками химического сырья.

— Как переживаете кризис?
— Всем тяжело. Вон учредители наши — россияне и шведы — тоже стонут. Но ничего, потерпим!

— В мае тебе стукнет 38. Твой приятель Андрей Леончик играл до таких лет…
— Ой, я наелся раньше. А первая лига, в которой заканчивал, для меня получилась еще хуже, чем вторая. Семью кормить надо, а за эти копейки — ну никак!

— Для тебя роднее “Шахтер” или “Динамо”?
— Не принципиально. Если раньше “Динамо” было маркой за счет советских времен, то сейчас БАТЭ — белорусская марка и наш флагман. Приятно смотреть, когда ребята играют в группе Лиги чемпионов. Это же пацаны, которые выросли в наших школах!

— Ты сделал акцент на белорусскости БАТЭ. Это не пика в адрес масштабного легионерского вектора “Динамо”?
— Нет. По началу сезона динамовцы понравились. Голы с БАТЭ? Несчастный случай, однако к защите вопросы есть. Но два тура — не показатель. Хотя я знаю, какой в “Динамо” напряг: после одного-двух поражений, а то и ничьих все могут полететь. Так в свое время Юрий Курненин ушел. Сыграли 0:0 с БАТЭ на “Тракторе” в 2000 году — и финиш…

— Командой уже руководил Юрий Чиж?
— Да. Ничего плохого не скажу: например, он лично раздавал нам долги, которые остались от предыдущего руководства.

— В тренерском вопросе Чижу явно не хватает терпения?
— Куда больше нравится схема преемственности в БАТЭ. Вот Ермакович. Все говорили: и харизмы нет, и команда не играет… А в итоге? Группа Лиги чемпионов и золото! Капский ставит на своих, и у них получается! Но у каждого свои методы. А спорить с руководством себе дороже. Вот я в Солигорске молчал-молчал, а потом поругался с Вергейчиком — и до свидания. Наверное, Юрий Васильевич до сих пор на меня обижен. Некрасиво я ушел: собрал вещички и уехал в конце 2004 года.

— Так почему?
— Ай, не знаю. Казалось, что от него мне больше всех попадало. Может, по любви? Ведь как говорят? Если тебе никто из тренеров не уделяет внимания, значит, ты пропал: с тобой уже даже разговаривать не хотят… Вергейчик же “пихал” постоянно. А для футболиста у меня противный характер — вот и не выдержал.

— И в чем заключалась “противность”?
— Поныть любил — особенно в “старости”. Вообще-то из-за своего характера и не достиг большего.

— Веселую историю из игроцкого периода вспомнишь?
— В “Динамо” молодых разыгрывать любили. Знаешь массажиста Сергея Шматко? Наш первый сбор в Израиле: я, Леончик, Челядинский, Леденев… Сидит Шматко в номере гостиницы вместе с Челядинским — и набирает Леончика по телефону. Говорит на ломаном русском: я агент из Израиля, а у вас серьезная команда! Есть футболисты хорошие? Кого можно посмотреть? Андрюха через паузу: ну, есть. Артем Челядинский, Андрей Леончик… Шматко с Челом сразу не выдержали — покатились со смеху. Такие моменты тоже важны: они помогали выдерживать постоянное давление на игроков и тренеров.

— В “Шахтере” подобного давления не было?
— Да там Вергейчик молодец. Пробивной, и в Европе поиграл на хорошем уровне — видел, как работают в Бельгии. И сейчас делает большое дело для Солигорска — он действительно развивает футбол. И тогда умел подбирать футболистов — всегда находил, как мотивировать. Хотя нас и другие неплохо мотивировали — имею в виду стимулирование. Очень распространенное явление в конце девяностых — начале “нулевых”. Особенно в группе команд, ведущих борьбу за медали. И, считаю, вполне нормальное. Привезет тебе кто-нибудь по 200 долларов — для клуба не страшно, а нам приятно. Это же не сдать игру за деньги — это бонус, чтобы ты был еще больше мотивирован.

— А договорные матчи, часом, не процветали?
— Уверен, такие случаи были — в девяностых, да и еще в двухтысячных могли проскочить. Но до меня конкретная информация сто процентов не доходила. Обычно это решают два-три игрока, а не вся команда, которая ни о чем не догадывается. Но эти люди рискуют: если узнают — свои же так накостыляют, что никаких денег не захочется!
Помню, шумели в 2006 году, когда “Шахтер” боролся за бронзу с МТЗ-РИПО. Минчанам тогда “Гомель” проиграл 2:8. И все в футбольных кругах говорили, что матч сдавали. Но кто тебе скажет реально — и как ты узнаешь? Может, и не сдавали? Да и затихло все потом, ведь “Шахтер” все равно стал третьим, героически победив БАТЭ в “снежном” матче — отыгрался с 0:2 после первого тайма! А сейчас, думаю, никаких сдач нет. Какой смысл позориться за копейки?

— Следишь за “Шахтером” Сергея Боровского?
— Да. Ну работают ребята, бегают, но чего-то не хватает. Боровский заслуженный человек в белорусском футболе — без вопросов. Но, на мой взгляд, ему недостает такого огня, как у Курненина. Хотя у каждого тренера своя манера.

— С дисциплиной у Боровского строго.
— И правильно. Как Кубарев говорил? Позволишь футболистам чуть больше — они сядут тебе на голову и будут гадить.

— Какой позитив из солигорского периода вспоминается прежде всего?
— Конечно, выигрыш Кубка в 2004 году, когда посчастливилось забить в дополнительное время “Гомелю”. Победили 1:0.

— Кто балагурил в той команде?
— Витюша Борель любил пошутить. Хотя почти все были не промах. Да и сам Вергейчик — у него с юмором полный порядок! Тихончик, Подрез и Юревич все время втроем ходили, так Васильич называл их Трус, Балбес и Бывалый.

— Бают, у Вергейчика и разборы матчей бывали веселые.
— Помню, он за один разбор всем клички придумал. Меня назвал так: Стайер без финиша. Саню Новика — Скрипачом без смычка, что ли? Толю Тихончика — Топтуном… Мы там умирали!

— Чего ждешь от игры в Солигорске?
— Будет заруба. Весной какой футбол? Пять-семь туров — за счет самоотдачи и физической готовности. На первом плане — результат, а не качество.

— Что же тогда сразу требовать от “Динамо”?
— Просто Юрий Саныч победитель по духу. И для него “Динамо” как ребенок, который тоже должен достичь вершин. Но пока смены тренеров этому не способствуют. Нет выстроенной системы, как у БАТЭ.

— В Солигорске она есть?
— Думаю, да — благодаря Вергейчику. А руководители “Белкалия” всегда стояли горой за футбол, но сильно не лезли в дела команды. Такой большой человек в прошлом году умер — Виктор Васько… Ох, была у них команда боссов! Проиграли? Ну, поругались на нас, потом выпили — и все забыли. А победим — все танцуют и радуются!

— Леончик уже тоже босс — замдиректора “Шахтера”.
— Леня нашел общий язык с Юрием Васильевичем — потому что все время молчит. В “Динамо” мы его “Айс мэн” называли — Андрею реально до лампочки, если на него кричат или ругаются. Он послушает, выйдет, посмеется и дальше молчит. Васильич любил таких, кто ему не перечил. А если кто-то начинал сильно возражать, он закипал и был готов порвать любого! С тренером спорить нельзя…

— По-моему, Будаев это правило не соблюдал.
— Их диалоги протекали примерно так: Васильич, а что ты тут гонишь на меня? И что ты мне тут рассказываешь? Я и так все знаю! — Ай, Толя, иди ты в баню! Хороший хлопец был Толян, но вот и его нет в живых. Несчастный случай…

— Рискнешь спрогнозировать счет игры на “Строителе”?
— Наверное, ничья. Хотя Солигорск дома… Пусть будет 2:1.

— И кресло под Душаном Угрином совсем зашатается.
— А оно в “Динамо” все время шатается, даже если на первом месте идешь.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?