Тур 3. Через два на третий. Тренеров вынуждают страховаться
Уже в марте он вернулся домой и пока находится в бессрочном отпуске. Стартовые три тура чемпионата мы обсудили с Олегом Михайловичем перед вчерашним матчем “Торпедо”-БелАЗа со “Славией”.
— Может, начнем с хорошего? Вам что-нибудь понравилось в начале нашего сезона?
— Очень впечатлил Брест. Был на матче “Динамо” в Жодино. И, зная их проблемы, приятно удивился. Команда подготовлена как к конкретной игре, так и в целом к чемпионату. Нашему первенству главным образом не хватает скоростей, а у “Динамо” Ковальчука с этим все было в порядке. Плюс организация игры на уровне. Ну и Василюк. Рома появлялся, ему давали мяч — и никто его не накрывал. А дальше дело техники.
А все остальное было довольно предсказуемо — исходя из межсезонья и прогнозов. Естественно, не все команды еще видел в деле: к примеру, “Гранит”, который идет без поражений, пока оценить не могу. Вот “Витебск” мне понравился в первом кубковом матче с минским “Динамо” — отлично играли на контратаках.
— БАТЭ — единственная команда, не терявшая очков. Ничего у нас не меняется…
— Это ожидаемо. Хотя результаты поединков борисовчан с минским “Динамо” вполне могли быть другими — это же футбол. Но они закономерны: из матча в матч очные противостояния фаворитов проходили по одному сценарию: минчане в первом тайме выглядят чуть лучше, но потом устают и отдают инициативу.
— Что скажете о “сухой” борисовской серии?
— Всех игр не видел, но уровень обороны БАТЭ выше, чем уровень атаки его соперников. Никто, по большому счету, борисовчан серьезно не напрягал. Вот посмотрел статистику их матча с “Гомелем” — соотношение ударов 25:2. Естественно, при таком давлении, во-первых, оппоненту атаковать некогда, а во-вторых, рано или поздно он дрогнет, потому что преимущество просто подавляющее. В то же время минское “Динамо” в целом зависит от одного игрока — остальные в роли подыгрывающих. И минчане не могут создать такой интенсивности в наступлении, у них не получается столько ударов — это видно даже по играм, можно не изучать статистику. Нет давления.
— После трех туров между БАТЭ и “Динамо” семь очков — это намек на то, что и в этом сезоне все ясно?
— Я бы так не сказал. У минчан очень сложный календарь на старте. “Динамо” буксовало в предсезонке, имело проблемы с реализацией — логично было ожидать, что оно будет терять очки и на старте. Так и случилось, и теперь у команды Угрина каждый матч, будто финальный. У БАТЭ такой ситуации пока не было. К тому же после неудачного старта минчане, вероятно, попали под давление. Думаю, все еще может выравняться — борисовчане наверняка будут терять очки. Да, сегодня они сильнее, они больше атакуют и, скажем прямо, сейчас это более мастеровитая команда. Она способна выигрывать на классе, в отличие от “Динамо”. БАТЭ шел к этому несколько лет и теперь умеет выжимать очки из ничего. А минчанам для этого нужно иметь подавляющее преимущество над соперником и уйму моментов.
— Главная надежда “Динамо” в атаке Бечирай начал плохо, затем сделал хет-трик и снова замолчал. В чем может быть дело?
— В ответной встрече с “Витебском” соперник предоставил ему слишком много свободы. А в дальнейших играх его попросту закрыли. Вот матч с “Шахтером”: у “Динамо” не просматривалось целостной игры — футболисты больше предпочитали возиться с мячом. Как писали, и сами играют, и другим дают. Так разве ж это расчет на победу? Это какое-то шоу должно так проходить. Если давать сопернику играть, зачем тогда вообще выходить на поле? Конечно, можно — если у тебя есть исполнители уровня “Баварии” или “Реала”, которые могут забивать по 40 мячей за сезон.
— Может на “Динамо” влиять еще давление внутри коллектива?
— Мне не хотелось бы рассуждать на эту тему. Это их кухня, пусть сами разбираются. Повторю, с таким календарем потеря очков неизбежна. Не знаю, что в “Динамо” планировали, какие были цели на стартовом отрезке. Но не всегда получается так, как ты того хочешь.
— И все-таки какие у вас впечатления от работы Угрина?
— Пока не сделал для себя никаких открытий — ни в хорошем смысле, ни в плохом. Видно, что человек переживает, старается, что ему тяжело — приехать в чужую страну и с ходу во всем разобраться. Не знаю, может, ему что-то мешает работать в полную силу, но пока его ни хвалить, ни критиковать не за что.
— Однако его команда очевидно устает во вторых таймах.
— Действительно, “Динамо” хватает на час, чуть больше. 60 минут оно играет так, как себя позицинирует — первым номером. Потом силы иссякают. Лично для меня здесь все понятно, но говорить об этом считаю неэтичным.
— Тем временем упорно ходят разговоры о возможной отставке Угрина…
— Не знаю, я не был в роли руководителя клуба. И это не мое дело. Естественно, любого уволенного тренера жалко, такая уж работа, что никто не застрахован. Но выводы делать рано.
— В среду ответный матч Кубка между “Динамо” и БАТЭ. Чего от него ждете?
— Хозяев мотивировать, по-моему, излишне: раздражитель у них и так еще тот, к тому же матч кубковый. Думаю, игра получится напряженной, но интересной.
— Другая пара — брестское “Динамо” и “Шахтер”. Учитывая прыть южан, стоит ждать сенсацию?
— Почему бы и нет? У “Шахтера” сейчас большие кадровые проблемы, позади сложный матч с минским “Динамо”, к тому же горняки играют на выезде. Конечно, команда Боровского более мастеровитая, но ведь это Кубок. Для брестчан — возможный путь в Европу. Да и просто выход в финал для них будет отличным достижением.
— “Шахтер” при этом с начала сезона ударился в эксперименты — каждый матч новая схема. Можете предположить, зачем?
— Ну, зная Боровского, скажу: схемы для Сергея Владимировича совсем не принципиальны. Он учит футболистов думать на поле, перестраиваться, играть по сопернику, принимать правильные решения. Я тоже считаю, что схема сама по себе не показатель. К тому же, учитывая проблемы “Шахтера” с составом, логично, что есть перестановки. Вот Комаровский, в частности, уже на фланге играет. В общем, команда сейчас в сложной ситуации. Все на тоненького. “Шахтеру” не до каких-то футбольных изысков — нужно думать, как просто набирать очки.
— Одна из тенденций старта сезона — низкая результативность. Почему так?
— Здесь ряд факторов. Возьмем, к примеру, матч “Шахтера” с минским “Динамо”. Из десяти свистков три-четыре можно было не давать. Позволь им играть — команды не садились бы в оборону и создавали больше моментов.
Дальше. Мы все время говорим, что наши футболисты только катают мяч назад и поперек поля. Но, наверное, это не они виноваты. Кто-то их этому научил. Все проблемы идут “снизу”. В нашем юношеском футболе беда со скоростной техникой. Приди на тренировку детей — и сразу все станет понятно.
Кроме того, в Солигорске было поле плохого качества. Его никто не поливал. Мяч постоянно поднимался. “Поляна” была тяжелой. У нас вообще не быстрые поля. Взять хотя бы наших соперников по еврокубкам — вспоминаю “Ливерпуль”, “Бурсаспор” (да кого угодно!) — качество газона от наших отличается многократно. А они и играют, и тренируются на одинаковых полях. Они адаптированы к быстрому футболу.
Да и подбор исполнителей влияет. Половина белорусских нападающих не соответствует среднеевропейским стандартам по скоростным качествам. Не имея быстрых футболистов, вы хотите играть в быстрый футбол?
— Однако и тренеры зачастую предпочитают “окопную” тактику, не так ли?
— Не согласен вообще по поводу этих трактовок. Вот кто-нибудь сформулирует, что это такое? Это когда команда садится в оборону? А почему так происходит? Вот вы говорите, что Угрина могут убрать. Сколько времени прошло? Три тура. А, к примеру, Алекс Фергюсон, еще не будучи топ-тренером, принимал “Манчестер Юнайтед”, и ему дали три-четыре года, чтобы построить команду. А что будет делать человек, который знает, что его через пять туров могут уволить? Тренеров вынуждают страховаться и играть в закрытый футбол. Сейчас я могу спокойно об этом рассуждать, хотя по логике должен быть заинтересован в отставках — сижу ведь без работы. Меня это, впрочем, сейчас не тяготит…
Сегодня большинство тренеров страхуются. Вот Боровский. Не будет результата — долго это станут терпеть в Солигорске? Так что, ему против “Динамо” вперед сломя голову бежать? Сложно представить, чтобы ему дали карт-бланш: спокойно играй в атаку, пусть не будет очков, зато мы покажем хорошую игру. Может, и дали бы. Но потом заглянули в таблицу и забыли, что играли-то хорошо. Вот почему на Западе тренерам дают поработать?
— Почему?
— А потому, что там клубами управляют Беккенбауэр и Румменигге, работают Заммер и Круифф. Они понимают, что нереально взять и за два месяца сделать команду. Да, можно видеть улучшения, но получить готовую “картинку” невозможно. Бесков говорил: мне надо полгода. Так что, здесь все хотят, чтобы каждый белорусский тренер был уровнем выше Бескова? Вот и приходится стараться минимизировать ошибки.
Безусловно, сказывается и недостаток талантливых футболистов. О форвардах уже говорил. Не хочу обидеть наших игроков, но ведь есть модельные показатели. Проведи тесты — увидишь: половина высшей лиги не соответствует ее уровню, если мы говорим о том, чтобы выходить в групповые этапы еврокубков.
— Ясно. Расскажите, чем вы сейчас занимаетесь?
— Отдыхаю. На даче вот работаю, вечером собираюсь в Жодино на футбол.
— Много матчей смотрите?
— Да. Кроме белорусского чемпионата, еврокубки, конечно, английскую премьер-лигу. Иногда одну игру в день, иногда три, иногда — ни одной. Молдову вот не смотрю, Латвию тоже. Больше интересны те чемпионаты, где чему-то можно научиться.
— Реально ли было найти работу после возвращения из Молдовы?
— Когда приехал, посоветовался с агентами, решил повременить, по крайней мере, до лета. Разумеется, если бы возник вариант поработать дома, чтобы можно было уделять внимание семье, согласился бы. Да даже детей бы потренировал для души и с удовольствием. Но никто на связь не выходил.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь