Сергей Ковальчук. Опускать руки не имеем права
Позабытый, позаброшенный Брест тем не менее идет по чемпионату на неплохой скорости. Чтобы соотнести игру “Динамо” с клубными проблемами, корреспондент “ПБ” пригласил наставника “бело-синих” к дополнительной беседе о насущном.
— Все плохо или могло быть еще хуже?
— Не знаю. На самом деле ситуация аховая и почти тупиковая. Нынче все сложно, однако печальнее всего, что не видно никаких перспектив. Вроде бы постоянно что-то обещают, но в реальности с места ничего не двигается. На пятницу намечено общее собрание клуба — там должны решиться какие-то вопросы. Скорее всего, речь в первую очередь пойдет об отставке председателя правления клуба. Ну, может, произойдут еще какие-нибудь изменения. Так что пока ждем.
— Собрание созвано, случайно, не по следам ваших слов в Новополоцке?
— Наверняка, но власти и без того в курсе нашей ситуации. Руководство города и области точно знает, на каком она свете. Денег в клубе нет. За прошлый год половину задолженности перед нами погасили, однако в нынешнем еще ни одной зарплаты не выплатили. Кроме того, есть долги за питание и проживание. В срочном порядке нужно решать эти вопросы.
— Тем не менее команда играет, причем довольно неплохо.
— Да, у нас с ребятами состоялся разговор. Решили: готовимся и выходим на матчи независимо от обстоятельств. В этом плане все нормально. Ну, не совсем нормально, конечно. Но решили, что не имеем права опускать руки. Прежде всего ради болельщиков. Простые люди за нас переживают, они на нашей стороне, и мы не можем их подводить.
— О возможной неявке на матч в Бобруйск — это вы серьезно?
— Все может быть. Реально даже денег на дорогу в Бобруйск нет. Осталось два дня. Пообещали, что все вопросы решат. Вот так и живем, получается, от игры к игре. И, как всегда, неизвестно, что будет завтра.
— В других городах ведь тоже сложно, но потихоньку что-то делается. Что, в Бресте власти не могут или не хотят обращать внимание на команду?
— Нам говорят, что заинтересованы в “Динамо”: все-таки клуб представляет целую область. Однако до реальной помощи, видимо, руки не доходят. Из тех же бюджетных денег, которые нам положены, спортуправление дает лишь сорок процентов. Этих средств хватает, чтобы кое-как перебиться и организовать выезды. Ни сборов, ни формы, то есть элементарных вещей не хватает, чтобы просто выжить, не говоря уже о зарплате. В общем, поддержки пока не видим — разве только на словах.
— Владимир Матусевич совсем недолго пробыл на посту директора клуба и теперь собирается уходить: понял, что бьется головой о стену?
— Скорее всего, да. Говорит: “На этой работе только здоровье теряю, и все без толку”. По учреждениям немало с ним успели походить. На самый “верх”, правда, не попали. И везде говорили одно и то же. Никаких подводных камней здесь нет, Матусевич сам принял решение уйти. Вот в пятницу и будут что-то предпринимать. Без меня, правда, — уедем уже на игру.
— Что будет, если ничего не изменится?
— Разговаривал с футболистами: на кардинальные меры мы пока не настроены. Надеюсь, ситуация изменится в лучшую сторону. Хотя… Мы каждый год на это надеемся. Ну, не может же так продолжаться вечно, когда-то это должно закончиться. А если нет… Не знаю. Но играть планируем в любом случае.
— Не хотелось вам бросить все это?
— Приходили мысли, чего скрывать. Но бросить — легче всего. А жизнь — такая штука, она все в итоге расставит по своим местам.
— Почему в Бресте всегда так?
— Бывали времена и получше. Сложно сказать. Наверное, всегда не хватало человека, заинтересованного в команде и в целом в развитии футбола в регионе. В Бресте ведь любят “Динамо”, поддерживают во всех ситуациях: и в радости, и в печали.
— И форму команде, говорят, подарили. Как это было?
— Да, это целиком инициатива болельщиков. Дело в том, что у нас не было второго комплекта. Вернее, был, но прошлогодний. А там фамилии другие, номера на трусах не совпадают с теми, что на майках. Один раз как-то выкрутились, а потом вот поступила такая инициатива. Во вторник фанаты приехали на базу, поддержали, вручили экипировку, за что мы им очень благодарны. Приятно: просили нас держаться, не падать духом. Мы же пообещали, что будем бороться и постараемся их не подвести.
— Как форма? Нравится?
— Ну а как вы думаете? Они разрабатывали дизайн, набивали номера. Производитель другой, но ничего страшного — у нас ведь с “Umbro” спонсорских соглашений нет. Фамилии на белорусском — мне нравится. Ребятам вроде бы тоже.
— А в качестве “спасибо” — успешный старт? Ожидали вообще сами от себя такого?
— Предпосылок было, конечно, маловато. Много разговаривали с ребятами. Пытались донести до них, что самое главное — показывать футбол, на который приходили бы зрители. В домашних играх мы стараемся особенно усердно, бьемся за каждый мяч. Играем сейчас прежде всего за свое имя. Это и помогает.
— Особенно поражает надежность молодой обороны.
— Ничего не буду оценивать, чтобы не сглазить. Как бы хорошо ни играли, пять мячей мы пропустили. Далеко не худший показатель, но все равно есть к чему стремиться.
— Межсезонье у вас было довольно сумбурным. Выходит, и в таких условиях реально подготовиться к чемпионату Беларуси?
— Это возможно, однако очень тяжело. В отличие от многих команд у нас даже на родине провести сборы было сложно. Пока все складывается нормально, но как будет дальше, не могу прогнозировать. Вы же понимаете, чтобы достичь успеха на долгой дистанции, нужна хорошая подготовка. У нас с этим проблематично, хотя вообще-то все условия для продуктивной работы есть и в Беларуси.
— Сразу приходит на ум аналогия с 1998 годом: успешный старт в непростых условиях. Вы ведь тогда были игроком “Динамо”…
— Таких финансовых проблем тогда не существовало. Скорее кадровая ситуация сложилась неблагополучная. А вот деньгами власти поддерживали, в этом плане было намного легче. По крайней мере на экипировку, сборы, питание и так далее средства всегда находились. А зарплаты — они тогда небольшие были, зато выплачивались почти всегда вовремя. Сейчас с этим сложнее, хотя у нас суммы, по сравнению с остальными командами высшей лиги, наверное, самые маленькие.
— То есть вы не знаете, каково это с позиции игрока, когда выходишь и сражаешься, а тебе по полгода не платят зарплату?
— Пожалуй, очень сложно. Но не смертельно. Катастрофы в этом нет… Пока нет.
— Команда у вас снова молодая. Откуда в Бресте этот конвейер талантов?
— Ну… Работаем. В нашей ситуации приходится искусственно омолаживать состав. Однако из года в год делать это очень тяжело. Не каждый сезон получается готовить новых игроков для основного состава. Все-таки всему свое время, футболист должен планомерно развиваться и подходить к главной команде постепенно. Мы же немного ускоряем этот процесс. Риск, конечно. И команды, которые ставят перед собой большие, высокие цели, не готовы на него идти. А мы рискуем, и во многом благодаря этому получаем результат в плане роста игроков.
— Последний пример — Премудров?
— Меня прогресс Кирилла не удивляет. Считаю, он созрел как игрок, к тому же в команде не первый год. Сыгранность с партнерами, отличное желание — все совпало. Но опять же, это только начало. Будем надеяться, что Кирилл продолжит в том же духе. Все зависит от его отношения к делу.
— В Бресте не раз случалось, когда финансовые проблемы решались благодаря продаже футболистов. Снова намекаю на Премудрова…
— Да, они могут решиться с помощью трансферов. Но посмотрите: сейчас большинство белорусских клубов не могут себе их позволить, за исключением лидеров. Если поступит предложение от них, безусловно, рассмотрим варианты. Понятно, что подспудно возникают подобные мысли. Я и ребятам говорю: все зависит от вас, показывайте себя. Естественно, в то же время нет желания постоянно терять исполнителей. Сложно каждый год строить новую команду. Хочется стабильности, хочется с этой командой чего-то достичь.
— У вас много молодежи. Кто еще способен преподнести сюрприз?
— Есть перспективные ребята, которые при должном отношении к делу могут вырасти в мастеров. Но фамилий называть не хочу, а то сейчас их похвалишь — неизвестно, во что это потом выльется.
— Молодежь еще ладно, а как нынешнюю ситуацию переживает старая гвардия, тот же Василюк?
— Все нормально. С Ромой находим общий язык. Он все понимает. Вместе надеемся, что все изменится.
— Недавно он сказал, что хочет играть до сорока лет. Как вам кажется, это реально?
— Все зависит от него. Дай бог, я только “за”, если здоровье будет позволять. Практически в каждом матче этого сезона Роман был лучшим на поле. Мы на него рассчитываем. К тому же молодежь всегда растет быстрее рядом с опытными футболистами, у которых есть чему поучиться. Василюк, безусловно, из таких. Чем дольше он будет держать эту планку, тем проще будет юным ребятам.
— Вы играли вместе еще в 90-х. Роман Николаевич с тех пор изменился?
— Конечно: тогда он был побыстрее. Ну а если серьезно — нет, не особенно. Понимаете, Рома — человек не сильно общительный, но это с прессой. Один на один с ним всегда можно посидеть и поговорить — никаких вопросов. Мы часто общаемся, и в худшую сторону он однозначно не меняется. В общем, с ним приятно работать.
— Как поживает Юрченко?
— Хорошо. Уже начал тренироваться в общей группе. Будем наблюдать за ним.
— Не опасались брать его в команду, учитывая его прошлое, тем более после тюрьмы?
— Да, мысли всякие были. Но я на него еще надеюсь. Самое главное, что у Володи есть желание. Был период до травмы, когда он набрал оптимальную форму, вошел в тонус и смотрелся очень прилично. А дальше — опять неудача.
— У Юрченко есть свойство: когда надоедает, он бросает работать.
— Мы говорили на эту тему: если вдруг такое случится — извините, без обид. Впрочем, он обещает, что все будет хорошо.
— Успешное начало сезона не заставляет пересмотреть цели? Какие они у вас — не вылететь?
— А у нас их нет. Никто не озвучивал. Просто идем от матча к матчу. Хотели в Кубке достойно выступить, попасть в финал. Но ничего не поделаешь, “Шахтер” оказался сильнее. К тому же с нашей подготовкой плотный график выдался слишком сложным. Хотя ребята молодцы, оказали достойное сопротивление, попав в компанию к лидерам чемпионата.
— Мысль о еврокубках крутилась?
— До них еще нужно было добраться, а для этого необходимо выиграть трофей. Это кажется, победи всего в двух матчах — и вот тебе Лига Европы. А на самом деле — огромный шаг.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь