Три Сереги. Прок в чужом отечестве
Почему она никого не боится? Подбор игроков, скажем прямо, не выдающийся, ни одного НХЛовца — и вдруг такие внутренние резервы. Где кнопка? В чем секрет?
Сергей Новиков. Вот почему сразу секрет? Секретность предполагает некую сокровенность. Шаманство. Исключительность явления. А мне хочется увидеть за выступлением этой нашей сборной торжество здоровой обыденной логики. Рецепт того, как может дать прок (причем дать быстро!) толково спланированный, нормально налаженный и вдохновенно исполненный производственный процесс. В этом смысле нынешний хоккейный сезон видится мне замечательным примером для обобщений и заимствований коллегами-смежниками из других видов. Да хоть теми же футболистами. При всей условности сравнений сегодняшние позиции команды Александра Хацкевича вполне сопоставимы с прострацией, в какой пребывал наш хоккей сразу после квалификационного пролета мимо олимпийского Сочи. Времени с той беды прошло лишь чуть, наличные боевые силы изменились не радикально. А у нас совсем другие результаты, но главное — совершенно иное настроение.
Сергей Мордасевич. Мысль не нова, но без нее никак. В прорыве наших хоккеистов в четвертьфинал велика заслуга нового тренерского штаба и лично Дэйва Льюиса. С его приглашением федерация попала в яблочко. Сразу видно, что канадец — истинный специалист, а не шарлатан, маскирующийся под него. Дэйв пришел в сборную в сложное время. После взметнувшихся ожиданий домашнего чемпионата мира, аврально подхватив команду у перебежчика Крикунова… Но все эти трудности Льюис блестяще перемолол. Вот смотрю на нашу сборную — и вижу, что в ней играют, а не подыгрывают. Каждый из хоккеистов ставит себя ровней игрокам других, более раскрученных команд. Приятно смотреть! Лаланд тащит. Калюжный забрасывает. Костицын-младший отдает. И даже Китаров, к которому было столько претензий по выступлениям за клуб, коллективу большой помощник. Это высшее тренерское искусство — выпятить сильные качества учеников, затенить слабые.
К. А я ударюсь… хм… в физиономическую лирику. Что меня удивляет в Льюисе — поразительное несоответствие его профессионального масштаба и простецкой, очень бытовой внешности. Хорошо помню, как одной из первых реакций на его назначение стала меткая реплика на каком-то интернет-форуме: “Да это же Штехель!”. Дэйв действительно внешне похож на героя Константина Желдина из сериала “Ликвидация” — такой свойский усатый дядька, не стремящийся пустить пыль в глаза и произвести впечатление. Посмотрите, как он ведет себя во время матчей — даже самых важных. Никакой суеты, минимум эмоций и словоизвержений. И на пресс-конференциях публику не эпатирует. И после побед не тянет одеяло на себя и не позирует фотокорам. Даже почти не улыбается — всегда одно и то же лицо… При этом в редком интервью наших хоккеистов не звучит мысль о титаническом вкладе в игру и результат именно главного тренера. Невооруженным глазом видно: команда необычайно уважает и ценит канадского рулевого, что на высоком уровне встречается не так уж часто. Это, конечно, позитивно оттеняет эффект работы Льюиса. Шарлатаны, они другие — с флагами, барабанами, транспарантами и обещаниями светлого будущего уже завтра. Дэйв же почти по-белорусски скромен, он трудяга — просто пришел, просто работает, просто дает результат — оттого и симпатичен вдвойне.
Н. Для меня история прихода Льюиса в хоккейную Беларусь сюжетом очевидно схожа… с явлением футбольной России Гууса Хиддинка. Вот смотрите, как нынче все напоминает тот чемпионат Европы в 2008-м. И там, и здесь отлично решена задача целенаправленной подготовки сборной к краткосрочному топ-турниру. И тогда, и сейчас цель достигалась с ритуальным принесением в жертву результатов подготовительной спарринг- программы. Примеры показательно совпадают и привлечением в помощь специалиста-виртуоза по части ОФП: наш Владимир Буре — прямой аналог голландца Раймонда Ферхейена, ассистировавшего Хиддинку. Кстати, оба предлагали нагрузки, вызывавшие на первых порах отторжение подопечных на грани ненависти. В обоих случаях за несколько недель кэмпа команды успевали еще и освоить, дабы затем предъявить публике, революционные для них тактические схемы. Наконец, налицо очевидные ментальные преображения коллективов, которые поразительным образом начинали позиционировать себя равными грандам и соответствовали этому посылу поведением на газоне и льду. Для меня даже внешне разгромное поражение в Остраве от россиян не стало громадным огорчением. Потому что надо было очень захотеть, чтобы совсем не заметить первый период того матча — один из лучших для команды на турнире. Эх, реализуй тот буллит Демков…
М. Кстати, и по части разгромов просматривается хоккейно-футбольное сходство: хиддинковская сборная начала тот EURO с безнадежного влета испанцам — 1:4. И в полуфинале им тоже крупно слила (0:3). В сумме получаем те же семь пропущенных мячей — разве что с голом Павлюченко, а не с “недоголом” Демкова. Но, знаете, Сергей Юрьевич, в отличие от вас, все-таки не могу закрыть глаза на те 0:7. Ладно поражение, но счет… И это после ожиданий, что наши парни едва ли не укатают соседей в лед. А здесь еще и 0:9 от канадцев… Остается лишь утешать себя, что это единственный негатив от выступления белорусов. В остальном — сплошной ажур. Персонально для меня турнир так вообще перевернул сознание. Он по-новому заразил хоккеем, позволил опять разглядеть его подзабытые прелести. Последние годы к ледовой забаве был почти индифферентен. Не находил живого интереса — и все тут. Пробудить его не смог и домашний чемпионат мира, увлекший, казалось, даже домохозяек. А вот следующему, гляди ты, удалось… Уверен, теперь хоккею буду посвящать больше внимания. За что всей нашей сборной огромное спасибо.
К. В сравнениях с Хиддинком есть оборотная сторона. На длинной дистанции Гуус не сказать чтоб хорош. И следующий цикл за той бронзой-2008 ведомым им россиянам не удался. Интересно: как выйдет у Льюиса? Не хочется верить, что он ну прямо спринтер… Впрочем, у хоккеистов ведь и календарь всегда дискретный. От блицтурнира до блицтурнира. По счастью, белорусская сборная утверждается на ПМЖ в сильнейшем дивизионе мирового хоккея.
Н. Мне кажется, нашим спортивным руководителям вообще стоит с особым тщанием подходить к подготовке, подбору тренеров и методик для национальных команд, прописавшихся в планетарных и континентальных топах. Сейчас это, помимо хоккеистов, еще и баскетболистки, хочется верить — волейболистки, гандболисты. Причем в этих видах мы наверняка можем обойтись без приглашений именитых варягов. В гандболе, скажем, здравствует и ударно практикует маэстро Спартак Миронович — настоящий дока в подведении к важнейшим стартам как раз сборных команд. Два его самых ярких творения — триумфы на Олимпиадах в Сеуле и Барселоне. Там была работа в режиме подлинной чистоты эксперимента: советские команды собирали после летних отпусков и “с нуля” целенаправленно вели к большим победам. Мне представляется, прошлой зимой в схожем ключе пробовал решить с белорусской сборной кампанию чемпионата мира в Катаре Юрий Шевцов — один из лучших учеников Мироновича. Но, похоже, случился небольшой сбой в расчетах.
К. Ничего себе небольшой — восемнадцатое место и зажигательные “танцы” на “круглом столе” в Дохе…
Н. И все же, считаю, был достоин похвалы и поддержки уже сам системный подход. И совершенно неожиданно для меня мудрости стать на сторону тренера и команды, а не сбиваться на мелочные и вздорные упреки не хватило главе гандбольной федерации Владимиру Коноплеву. Впрочем, для хоккейной федерации тема реакции на неудачу сегодня не актуальна. Актуален здоровый интерес, с каким мы следим за первым сезоном управленческой команды Игоря Рачковского. Ведь здесь позитивных перемен хватает не только на главном выставочном фронте. Не берусь оптом ставить все в заслугу исключительно новому председателю. Но изящное кадровое решение с исправлением “диверсии” предшественников и приглашением в сборную Льюиса — это получилось убедительно, и весьма.
М. О, кстати, гандбол… По-доброму завидую нашим хоккейным обозревателям. Слава Федоренков и Артур Жоль сейчас в Чехии. Завидую им даже не столько потому, что они могут видеть все это великолепие. Их вояж увеличенным составом (прежде на “мир” посмотреть, как правило, отправлялся один Слава) совпал с оптимистичным прорывом сборной. Точно так же мы ехали в январе в экзотичный Катар (вообще вшестером!) и предвкушали взлет команды Шевцова, обилие интересной, эксклюзивной работы. И ведь предпосылки были! Но все повернулось вспять — из информационных бомб мы получили лишь взрывной “круглый стол”. Что ж, теперь водить хоккеистам. Думаю, уже ни у кого нет сомнений, что команда Льюиса отобрала у гандбольных собратьев статус лучшей белорусской сборной среди игровиков, которым та владела пару последних лет.
К. При желании этот “мир” можно подвести и под иного рода дискуссию. Ту самую, в которой братки белорусы любят рвануть “вышиванку” на груди. Я про натурализацию иностранцев, куда ж без нее. Скажу про себя: раньше в этом вопросе стоял на твердых “националистических” позициях, но год назад, во время минского ЧМ, переметнулся… Сейчас вижу: недаром. Ни разу за эти дни не задумался, сколько там у нас в составе ассимилированных россиян и сколько слов по-белорусски знает Кевин Лаланд. Наоборот: уже жду, когда в сборную вольются Платт, Лингле и Бэйлен — наравне, разумеется, с Грабовским и прочими не доехавшими до Чехии. И гадаю, как заиграют наши в сильнейшем составе и в новой ментальности. Потому что, кто бы ни слушал гимн в форме с гербом, эту сборную как единый субъект я считаю своей.
Н. А по мне главное — не впадать в эйфорию. Это важно: верить и убеждаться, что один мастерски работающий тренер вполне может заменить нескольких подмастерьев. Но еще важнее пробудить в подмастерьях умение радоваться удачам соседа, чтобы на них учиться и ставить их на поток.
К. Про эйфорию — абсолютно согласен. И к финишным 0:9 потому отношусь философски. Может, это как раз прививка от головокружения. Предостережение: не с чего нам витать в облаках. Работы еще много — початый край.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь