Ностальгия Скрипченко. Пунтус “бил” в лоб, Капский — в точку, Вергейчик — в кличку
— Вас не особо видно на футболе. Или я ошибаюсь?
— Не ошибаетесь. На стадионы хожу крайне редко — смотрю трансляции по телевизору или в интернете. Просто на футболе встречаешь много людей, которые не осведомлены о тонкостях нашего с Виктором Гончаренко ухода из “Кубани”. Как ни крути, у специалистов постоянно возникает соблазн спросить: как? почему? что повлияло? Мне настолько надоела эта тема… Не хочу ее касаться. Это пройденный этап — и довольно успешный. А жить надо настоящим.
— И как оно, настоящее?
— Провожу время в семье и играю в хоккей. Посещаем с Гончаренко “Чижовку”, “Юность” — познакомились с ребятами, которые выступают на любительском уровне. В экипировке — все как положено!
— Значит, вас явно должен радовать чемпионат мира.
— Мы и на минском “мире” нормально выступили. А в Чехии выход в четвертьфинал из сильной группы — хорошее достижение. Не пропустил ни одного матча с участием сборной Беларуси. Жаль только, с финнами не удалось посмотреть полностью — застал лишь третий период.
— И все равно, как понимаю, свободного времени у вас в достатке. Сидеть без работы не надоело?
— Не самая приятная ситуация, но и не критическая. Отношусь к ней философски, ведь рано или поздно она разрешится. Будет новый день — и новый вызов в карьере.
— Тогда перехожу к основной теме беседы. Можно ли сказать, что матч “Шахтера” и БАТЭ в Солигорске — гвоздевой в первом круге?
— Учитывая турнирную ситуацию — да. Но главный вопрос в том, насколько далеко простираются амбиции “Шахтера”. Судя по словам руководителей клуба, он нацелился на самые высокие достижения во всех турнирах. Подобные заявления радуют — так понимаю, их поддерживает и команда.
— Однако как бороться с БАТЭ? Пять “сухих” побед, единоличное лидерство — все как всегда…
— Есть такое понятие “естественные победители”. Для БАТЭ становиться первым вполне естественно. Это не сверхзадача или сверхмечта: команда столько лет подряд завоевывает золото, причем очень уверенно. Борисовчане могут и проиграть “Шахтеру”, но для них поражение не создаст критическую ситуацию. Все равно на следующий матч они выйдут с психологией победителей — это сложившийся на ментальном уровне дух, о котором все знают и говорят. А горнякам, если они стремятся к чемпионству, надо ставить перед собой именно сверхцель. Сегодня “Шахтер” реально может занимать второе-третье место и попадать в зону еврокубков. А вот насчет золота… Наверное, большинство специалистов ответят отрицательно: дескать, БАТЭ не позволит этого сделать в силу многих обстоятельств. Поэтому, на мой взгляд, солигорцам надо идти на прорыв. Чтобы не только руководство и тренеры, но все ребята понимали и верили: они способы составить конкуренцию в борьбе за титул. А это не победа над борисовчанами в одном матче. Главное, сможет ли “Шахтер” дальше быть готовым к ходу по дистанции с одной мыслью: мы станем чемпионами. Если да, то нам предстоит стать свидетелями очень интересной борьбы.
— Однако если “Шахтер” уступит, то отстанет от БАТЭ уже на семь очков…
— Вот не только журналисты — многие футболисты и тренеры привыкли анализировать матч сквозь призму турнирной ситуации. Почему бы сегодня не абстрагироваться от нее? У команд примерно одинаковый подбор футболистов, но разные стили. БАТЭ действует с позиции силы — его игра основана на контроле мяча. К сожалению, видел немного матчей “Шахтера” под руководством Сергея Боровского. Но, думаю, он играет иначе. А если вспомнить прошлые времена, это всегда была агрессивная и дерзкая команда. Особенно дома. Активные фланги, подключения крайних защитников и мощный центрфорвард. Сейчас — Януш, раньше — Тихончик, Беганский… И будучи футболистом, и работая тренером в БАТЭ и “Минске”, всегда подсознательно ждал агрессивной игры от хозяев в Солигорске. Просто не мог представить, что на “Строителе” они станут сидеть в обороне и ждать ошибки соперника, или пытаться поймать его на эпизодической контратаке. Мне кажется, и теперь “Шахтеру” надо быть более дерзким, по-спортивному злым — и готовым к тому, что он способен в активном футболе реализовать план на игру с БАТЭ.
— Сделать это очень непросто.
— А разве я сказал, что просто? БАТЭ удачно стартовал, имеет запас прочности по очкам — даже в случае поражения остается первым. Но мне все равно не хочется, чтобы матч двух хороших команд сводился к подсчетам раскладов. Четыре очка, одно, семь… Нужно играть смелее. К сожалению, в поединках лидеров нашего клубного футбола не хватает голов и искрометных атак — то есть зрелищности. В основном позиционно, все боятся пропустить, ошибиться… А в 98-м БАТЭ и “Шахтер” 5:3 могли сыграть!
— С того года БАТЭ начал писать новую историю — с ходу завоевал серебро в высшей лиге, а в 99-м стал чемпионом. И в то же время “Шахтер” поднялся из табличных глубин. В конце девяностых принципиальность этих матчей уже чувствовалась?
— Для меня они всегда были очень интересны. БАТЭ сразу показал себя. Но и “Шахтер”, особенно во времена Юрия Вергейчика, выступал удачно. Золото, Кубок Беларуси, да и вообще насыщенный медальный период. Зная Юрия Васильевича еще как футболиста — довелось вместе поиграть в “Динамо-93”, — его амбиции не удивляли. Хорошо, что и теперь не только матчи БАТЭ с “Динамо” марка нашего чемпионата. Поединки горняков с этими двумя соперниками тоже поставил бы на одну планку. А то читаешь, смотришь — сплошь твердят: “класико-класико”… Мне кажется, у нас их три. Чем встреча БАТЭ — “Шахтер” не “класико”? Здесь и соперничество Минской области, и руководства клубов, и самих Анатолия Капского с Вергейчиком. Помню, были у них конфликты и перепалки. Но это нормально. Гораздо хуже, когда тихо, как в болоте.
— Коль уж мы вспомнили “Динамо-93”, немного разовью тему. Там вы играли атакующим хавбеком, а в БАТЭ стали левым защитником. Почему?
— Как сейчас модно говорить, у динамовцев был десятым номером — “под нападающими”: там меня видели Арзамасцев и Сокол. А в БАТЭ в начале 98-го не получилось. Но нашлись люди, которые подсказали Юрию Пунтусу попробовать Скрипченко слева, ведь опыт игры на всей левой бровке тоже имел. Вообще это и есть моя позиция. Оборона или полузащита — без разницы.
— А справа играл Гончаренко.
— И Рогожкин с Невинским. Веселая и мастеровитая команда. Опытные Мирошкин и Савостиков, молодые Лошанков, Глеб, Леша Бага. Из канувшей в Лету “Атаки” — Ермакович, Лисовский, Дорошкевич… Ой, да всех можно вспомнить! Федорович в воротах. А молодой Кутузов чего стоил — лучшим бомбардиром команды стал. Прошли 99-й на одном дыхании. Даже статистику прекрасно помню: 24 победы, 5 ничьих, одно поражение. Пунтус всегда заряжал максимализмом, мотивировал футболистов на достижение высоких результатов. Судя по интервью Олега Страхановича, этого у Юрия Иосифовича до сих пор не отнять. Его умение заставить нас поверить, что уже после первого сезона в высшей лиге способны выиграть золото, дорогого стоило.
— Прежде всего, кто из футболистов тогдашнего БАТЭ отвечал за микроклимат?
— Мы все были дружны. Чего скрывать, после удачных игр могли долго не разъезжаться по домам и где-то допоздна засидеться. А в смысле улыбок и смеха — каждый по чуть-чуть… У Саши Лисовского очень хорошее чувство юмора, а у Кирилла Савостикова он вообще ни с чем несравним. Как скажет что — команда лежит на полу. Невинский вот, кажется, с виду спокойный и скромный. Но его звучный смех все ребята до сих пор вспоминают. Такой заразительный, что просто невозможно удержаться!
— С чего смеялись?
— Да многео уже озвучено… Чтобы не повторяться, расскажу историю, когда мы с Гончаренко и Федоровичем уже были тренерами БАТЭ. Возвращались из литовской Паланги со сборов. А супруга Федоровича всегда встречала его на машине на подъезде к Минску — сумку забросить и поехать домой после длинной дороги: все-таки пятьсот километров — приличное расстояние. И вот Саша ей звонит: ты где? В ответ: да вот стою на 30-м километре возле обочины — “аварийку” включила. Через десять минут Владимирыч подходит к водителю: Ваня, останови — вон моя Олька стоит. А темно, вечер… Останавливаемся. Федорович прощается со всей командой, водитель помогает ему достать сумку из багажа. В общем, мы поехали — Саша остался. Проходит минут десять — звонок Оли: а где Саша? Как где? Он же вышел — машина твоя стояла… Оказывается, это мужик какой-то стал на “аварийку” на обочине. А мы уже далеко отъехали. А у Федоровича телефон не ловит. И вот он с большой сумкой по обочине и пошел маслать километры — жене навстречу… Мы потом смеялись до слез, а Саша обиделся. Сразу даже, когда дозвонились до него, хотел скрыть, что попал в комичную ситуацию. Но по нашему хохоту понял: уже все знают!
— В БАТЭ у вас большой игроцкий и тренерский периоды, насыщенные титулами, а в “Шахтере” — первый круг сезона-2003. Что скажете о той команде?
— Вспомню про покойного Курненина. О Юрии Анатольевиче могу сказать только лестные слова. Личность во всех отношениях. Даже зная его еще как футболиста — пусть больше по рассказам Юрия Пудышева и многих игроков золотого состава минского “Динамо” союзных времен. Прозвище Маленький Зверь ему дали не просто так — на поле это был огонь! А как от тренера, помогавшего в становлении Вергейчику, от него исходила мудрость. Васильич молодой и импульсивный, а у Анатольича я никогда не видел лишних эмоций. Нам трудно было рассмотреть что-то глобально — все-таки футболисты многого не замечают в тренерском искусстве и творчестве. Но ясно одно: в этом тандеме они очень хорошо дополняли друг друга и были настоящими единомышленниками. Не помню, чтобы в каком-то важном вопросе мнения Вергейчика и Курненина расходились. Ну и юмор тоже нельзя не отметить. У Курненина он своеобразный: мог молчать-молчать, а потом как выстрелить — в десятку!
— А Вергейчик и Пунтус очень разные?
— По импульсивности одинаковые. А по тренерскому видению и пониманию футбола — да, разные. Все-таки надо учитывать, что Вергейчик в середине девяностых уехал из “Динамо-93” в бельгийский “Моленбек”, с которым играл не только в приличном европейском чемпионате, но и в Кубке УЕФА. Для нас это было яркое событие. Мне очень хорошо запомнилось, как он потом отзывался о функциональных обязанностях, которые предъявляли бельгийцы. Другой уровень! Он квалифицированный правый полузащитник с хорошей статистикой. Но в Бельгии требовали больше действовать на оборону — вернее, на команду. В итоге получился комплекс, и в роли тренера ему это помогло. Из требований, которые он предъявлял игрокам “Шахтера”, тоже можно вспомнить очень много интересного.
— Давайте вспомним…
— В 2003 году пришел в “Шахтер” из БАТЭ. И вот двусторонка в Солигорске. Я на левом фланге полузащиты, в нападении Борель. Витя открывается — начинаю по-борисовски использовать короткий и средний пасы. Он мне обратно — атака пошла дальше. Момент заиграли, как ни в чем не бывало. Но потом Вергейчик сказал: Вадим, я тебя помню и знаю как футболиста “Динамо-93”. Ничего плохого не говорю про такие пасы и “стеночки”, но это стиль БАТЭ. А мне надо по-другому. Ты левый хав, у тебя скоростной дриблинг. Обыгрывай оппонента, лезь к штрафной, подавай и обостряй. А там спросим с Тихончика и Бореля, если не завершат. И я перестроился: “диагональ”, бежать за спину, принимать, обострять, смело идти в обыгрыш…
Такая вот была разница стилей. У БАТЭ все больше завязано на позиционной атаке и комбинациях с короткими и средними пасами. У “Шахтера” — диагональные передачи, развороты игры, фланги бегут, мощные нападающие давят… И “стандарты”. Выполнявшие их на тренировках у Вергейчика делали 10-15 передач строго в одну точку. И я делал. А кто хорошо играл головой — Белоусов, Будаев, Тихончик, Никифоренко, шли туда.
Хороший был год — и мощная команда: Тимофей Калачев, Беспанский, Трепачкин, Леончик, Юревич, Серегин, Слесарчук… А заняли пятое место. Несчастье какое-то — набрали с минскими “Динамо” и “Торпедо” по 64 очка, но уступили обоим по дополнительным показателям. От второго БАТЭ отстали всего на два балла. Дома вообще не проигрывали: в тот период у “Шахтера” в Солигорске суперсерия была — 60 матчей без поражений! А по игровому почерку он отличался быстрым переходом в атаку. Не было такого, чтобы в позиционном нападении подолгу держал мяч и расшатывал соперника. Быстрые бегущие фланги с хорошей передачей, мощная линия атаки — и люди в центре поля, которые делали черновую работу. Тот же Леончик — легенда “Шахтера” — все выгрызал.
Вот и сейчас пожелаю горнякам веры и спортивной дерзости. Все-таки БАТЭ давно привык действовать с позиции силы — он стремится к победе, где бы ни играл. Хотя уже не скажешь, что борисовчане демонстрируют тот искрометный футбол, как при Пунтусе в конце девяностых — начале “нулевых”. Условно говоря, тогда в Борисове исповедовали девиз: забейте, сколько сможете, а мы — сколько захотим. Теперь, с учетом развития тенденций современного футбола, все иначе. Во многих матчах, если БАТЭ ведет, он тоже может дать передышку и обороняться на своей половине, чтобы поймать противника на контратаке. А в целом это две хорошие команды по традициям и подбору исполнителей. Повторюсь, от их матчей хочется большего только в плане зрелищности.
— Поговорим и о ней. В 2003 году статистика в “Шахтере” у вас была что надо — “2 + 6” за 12 игр. Почему покинули команду после первого круга?
— Здоровье подвело. Был нервный срыв — смерть отца меня подкосила. Похоронил его посреди сезона, и футбол у меня отошел на второй план. Поддерживал мать и сестру, но и со своим состоянием тяжело было справиться…
Хотя даже полгода в Солигорске хватило, чтобы вспоминать обо всем с теплотой. Деньги по тем временам платили достойные — пришел из БАТЭ и ничего не потерял. Жили весело — в обычном общежитии на первом этаже. А питались в столовой “Беларуськалия”. Ясное дело, условия не чета нынешним — на собственной клубной базе. Но никто не жаловался. Главной задачей было играть не только на результат, но и ярко.
— Получалось?
— Да. В тот год у команды было всего четыре “баранки” в 30 матчах. Но и после поражений Вергейчик умел раскрепостить. Он еще футболистом мог такое выдать на-гора, что все падали! И как тренер обладал отличным юмором. Сейчас прекрасно понимаю: психологическое умение работать с игроками и подъем эмоционального тонуса в раздевалке очень важны. У него эта способность высока. Хотя почитав интервью других ребят, которые с ним пересекались, найдете и нелицеприятные высказывания. Не отрицаю, были у Васильича решения, на которые приходилось не реагировать только в силу субординации. Понятно, тренер всегда прав. Но иногда в голове не укладывалось, как можно такое подумать и придумать!
— И как он вас раскрепощал?
— После какой-то неудачной игры дал два выходных. Потом собрались в раздевалке перед тренировкой. Ждем главного тренера: мол, сейчас придет и начнет устраивать разбор полетов. Вергейчик заходит, садится на стул — мы в рядок перед ним — и говорит: решил я всех за эти два дня охарактеризовать. По кличкам. Чтобы они сочетались с профессиональными качествами и тем, какими вижу вас в быту. Взял листочек бумаги — и по каждому. Так сильно постарался! Жаль, лишь одну уже помню.
— Свою?
— Как ни странно, нет. Добирается до Никифоренко и говорит: долго думал, что Сереге подходит. И придумал: Невидимка! Тебя же не видно — команда как будто вдесятером. Но в нужный момент вылетаешь непонятно откуда — бах, гол! Вот за это я тебя люблю и уважаю как футболиста!
А Сережа правда такой. Может, как тренер изменился, но тогда попробуй вытащи из него слово. Всегда держал эмоции в себе. Не говорю, что это плохо: может, наоборот, концентрировался, аккумулировал энергию. В итоге и забивал много, и умные передачи отдавал. Он ярко играл в Солигорске — в Клуб бомбардиров так просто не входят. Есть футболисты, которые на виду практически с первой до последней минуты, а Серый мог час находиться в тени. Вергейчик злился на бровке: где этот Никифор, когда уже начнет играть? И тут бац — гол плюс пас за десять минут! Очень эффективный футболист. Но от тех кличек вся команда просто лежала на полу. Мы настолько раскрепостились, а ведь думали, что сейчас уши в трубочку свернутся…
— А конфликты Вергейчик не провоцировал, как Капский в БАТЭ?
— Провоцировал… Но это тоже нужно. Не может все идти гладко. И тогда необходима стрессовая ситуация, чтобы вырулить на новый виток. А для ее создания надо тонко почувствовать момент — и нажать на кнопочку. Он мог очень жестко взорвать обстановку в раздевалке, чтобы разрешить проблему. Кстати, Пунтус тоже выдавал подобное, но лупил прямо в лоб. Например, есть проблема Скрипченко — Юрий Иосифович в перерыве или после игры скажет: ты играешь плохо, надо по-другому. А Вергейчик нередко образами пользовался — порой в философском разборе мог зайти очень далеко. Тем не менее и это приносило эффект.
А Капский в БАТЭ бьет очень точечно. До определенного момента за всем наблюдает, но как только чувствует, что потеряно движение вперед… Никогда не начнет резать по живому из-за микроконфликта: если он произошел, но затем жизнь команды продолжилась в правильном русле — все нормально.
А вот когда ситуация выходит из-под контроля, наступают кризисные моменты в игре или во взаимоотношениях — Анатолий Анатольевич может устроить серьезную встряску. Не скрою, когда мы с Гончаренко уже работали в тренерском штабе, то иногда сами понимали: приезд и разговор Капского не только неизбежен, но и необходим. Чтобы именно он сквозь свои понимание и способности руководителя разрулил ситуацию. Этим Анатольич помогал тренерам БАТЭ — и, думаю, помогает до сих пор.
— В мае БАТЭ и “Шахтер” сыграют и в кубковом финале. От какого матча стоит ждать большего?
— Вряд ли финал выдастся очень зрелищным. Хотя в футболе ни о чем нельзя утверждать категорично — абсолютно правильно, просто и понятно все здесь никогда не будет. Это не легкая атлетика, где на стометровке обогнал соперника на доли секунды, и все ясно: ты быстрее, он второй. В футболе же можно играть лучше, но потерпеть поражение. Можно правильно тренироваться, но не добиваться результата. А раз у БАТЭ и “Шахтера” есть достижения, титулы и медали — значит, Ермакович и Боровский все делают правильно.
— Рискнете спрогнозировать характер субботней встречи?
— Хочется голов с обеих сторон. И дерзкого, открытого, агрессивного футбола. Это больше зависит от того, как поведет себя “Шахтер”. Желаю ему прессинговать на половине поля соперника, не отходить в глубокую оборону, атаковать за счет хорошей фланговой игры. А в глобальном смысле — составить БАТЭ конкуренцию. У горняков более сбалансированная команда, чем у “Динамо”. Нет, минчане еще подтянутся. Однако, мне кажется, на всей дистанции у солигорцев больше шансов навязать борьбу борисовчанам. А им это тоже нужно — для дальнейшего роста и мотивации.
“Шахтеру” и “Динамо” нужно стремиться потеснить БАТЭ. Но пока он лидер, который снова готов стать чемпионом. И вот если в Солигорске найдет коса на камень — получится во всех отношениях хороший матч. Понятно, с точки зрения раскрутки интриги нейтральным болельщикам хочется, чтобы “Шахтер” подтянулся. А мои симпатии — пятьдесят на пятьдесят. Как говорится, пусть победит сильнейший.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь