Учат в школе. Садовники частного сектора
— Чем продиктована благая инициатива, и что собой представляет проект?
Н. М. Мы пытаемся создать частную футбольную школу, основная цель которой — подготовка высококлассных футболистов. Вторая задача — воспитание и выпуск полноценных людей в жизнь. Ведь не все пройдут сито жесткого профессионального отбора, но если при этом будут обладать интеллектом, культурой и в то же время являться носителями футбольных устремлений и эстетики — это здорово. Третья задача — желание и готовность делиться своими знаниями, приобретенными навыками. Мы открыты для других тренеров и школ. Хотелось бы создать обстановку такой большой футбольной семьи, где никто не держит камня за пазухой, а делится наработками. Наша школа переживает этап развития, становления. Подбор тренеров, персонала — над этим сейчас трудимся. На сегодня уже функционирует один год обучения — 2002-й. К слову, в этой группе занимается и мой сын. Кроме того, ждем набора деток 2006-2009 годов рождения, шести-девятилеток.
— Приватный статус школы подразумевает оплату родителями занятий?
Н.М. Не совсем. Мы пошли по такому пути: сборные группы, в которых главенствует спортивный принцип. Самые одаренные дети, первая группа в возрастной категории — тренируются бесплатно. Вторая — уже за деньги. Но между этими коллективами будет конкуренция и, естественно, ротация. Мы хотим уже с раннего детства формировать у воспитанников принципы здоровой конкурентной борьбы.
— Если парнишка не отличается выдающимися физическими данными и талантом, сразу не отшиваете?
Н.М. Проговорим эту тему подробнее. Наша ключевая установка — воспитание игрока, подготовленного по четырем основным критериям: техника, тактика, физические качества и психология. Исхожу из личного опыта: будучи родителем, шесть лет в спортивном смысле практически рос с ребенком. Он занимался в столичном “Динамо”, участвовал в сильных международных турнирах. Играли с ведущими командами постсоветского пространства, Европы — “Барселоной”, “Гамбургом”. И весьма интересны и показательны были тенденции развития в зарубежных дружинах юных игроков на каждом году обучения. Отсюда и вызрел гвоздевой посыл: на сегодня наша задача — не результат. Самое главное заблуждение в стране — мы отождествляем требования к футбольному клубу и к футбольной школе. И так же оцениваем результаты работы футбольной школы по цифрам на табло. А ведь процесс обучения предполагает: мы должны научить и через игры закрепить навыки. Естественно, чтобы ребенок научился переносить эти навыки в соревновательную обстановку, он должен определенное количество раз ошибиться. Эти огрехи могут оборачиваться пропущенными или не забитыми голами, поражениями. Однако это второстепенно! Главным, истинным мерилом успешности школы может считаться только выпуск полноценных футболистов. Это то, что я наблюдал в Старом Свете за эти шесть лет. Зачастую в матчах мы выносили заграничных ровесников на ура. Но при этом их кураторы четко формировали задачи обретения базовых технических навыков до двенадцати лет. И берегли психологию своих детей. К подростковым годам период наполнения динамической техникой заканчивается. И уже на базу сформированного технического плацдарма накладывается тактика. Так любому тренеру легче. Они начинают “разгонять мозги” подопечным, когда у тех нервная система, ментальность уже окрепшие. Вот тогда можно ставить результативные задачи. Если наоборот — это приводит к дисбалансу в подготовке футболистов. Поэтому в нашей школе мы не смотрим на физические данные, антропометрию. Зато обращаем повышенное внимание на природные ловкость, быстроту — в проекции на восемнадцать лет, когда фактурно, по атлетизму, все ребята будут приблизительно одинаковые.
— Вы работаете не по модели пресловутых спецклассов?
Н.М. У нас обычная тренировочная система. Более того, мы не хотим, чтобы в жизни ребенка был один спорт. Личность должна развиваться всесторонне. Мы просто стремимся в короткий временной промежуток эффективно наполнить каждую тренировку.
Ю.Ш. Спецклассы подразумевают под собой валовое количество тренировок. Это однозначно идет в ущерб учебе. Николай правильно сказал, что нужно еще и воспитать человека, который потом спокойно адаптируется во взрослой жизни. Главное не количество тренировок, а качество. Мы пойдем по этому пути.
— Касательно тренерского состава. Откуда черпаете кадры под вашу философию?
Ю.Ш. С кадрами сложно. Я уже как-то об этом говорил: у опытных специалистов уже сформировавшиеся знания, они видят ситуацию и работу по-другому, не так, как мы. Поэтому обращаем взоры на молодых тренеров, которые еще не закостенели. Может, им пока не хватает информативной базы, но зато есть потенциал. Они хотят и готовы учиться, они мобильны и гибки в мышлении. Нам не нужен тренер-инструктор. Необходим педагог. У ребенка и наставника обязана быть обратная связь. Мальчишка должен получить толковые рекомендации, а тренер убедиться, что ребенок их услышал.
— Инфраструктура…
Н.М. На сегодня мы еще только желаем видеть собственную инфраструктуру. Есть задумки, планы. Пока арендуем поля у федерации, ждем поля при 55-й средней школе в Ленинском районе, по улице Надеждинской. Оно будет нашим базовым. Пока только так. Какие-то более серьезные проекты, к сожалению, экономически не очень интересны инвесторам. Надеемся, со временем у нас получится обзавестись качественной своей площадкой.
— Смоделируем ситуацию: я папа мальчика. Проведите “среди меня” рекламную кампанию.
Н.М. На самом деле то, что мы пытаемся сделать совместно с Юрием и другими членами нашей команды — это, по большому счету, прорыв внутри нашего общества. Очень надеюсь, что нам удастся донести ту информацию, которую хотим. У нас очень много талантливых детей. У нас очень много рассады, но на выходе мы не имеем цветов. Европейская база — это такой подход: каждый ребенок — самый главный в школе. Это цветок. Чтобы он расцвел через год, два, три, его нужно все время наполнять живыми соками. Самое главное для меня, как отца, — видеть, что ребенок ходит на тренировки с удовольствием. Когда оно есть, процесс освоения материала максимально продуктивен. Таким способом нам нужно сформировать не только удовольствие от занятий, но и удовольствие от игры. Вся европейская система подготовки направлена на то, что ребенка подводят к игре как к празднику. А мы рано начинаем соревноваться, требуем результата, подламываем психику. И дети воспринимают игру как проблему. Это самый большой бич. Смысл в обучении, если мальчишка страшится применять знания? Страх — он все упрощает и убивает. Детская психика проста: если боится — не делает. Нам надо вносить свежий ветер. Почему в Европе не проводят чемпионаты в категории до двенадцати лет? Потому что там в первую очередь напитывают детвору навыками и формируют у нее внутреннюю уверенность. Все их турниры — в формате фестивалей. А это — обязательная раздача призов, кубков, сладостей. Все проходит в атмосфере тотальной радости и ассоциируется с праздником. И лишь после двенадцати лет начинается затягивание в игру. И ребята базово уже готовы к этому. А чувство удовольствия сохраняется.
— Изначально было озвучено, что школа будет носить имя Валентина Белькевича.
Ю.Ш. Есть нюансы. На момент регистрации у родителей возникли определенные сомнения: правильно ли мы поступили, дав учредителям такое разрешение? Естественно, мы не вправе оказывать какое-то давление и отнеслись к родительскому мнению с пониманием.
— Юрий, вы в прошлом известный футболист, тренер, приводивший минское “Динамо” к золотым медалям. Это помогает решать насущные вопросы с папами и мамами, имя работает?
Ю.Ш. Я на эту тему не задумываюсь. Единственное, что могу сказать: любые отношения строятся на взаимном уважении. Поэтому, когда ты пытаешься стать на сторону родителей и понять ход их мыслей, понять, чего они от тебя ожидают — тогда все проще, есть контакт. Родители ведь тоже считают, что многое знают. Поэтому надо искать компромиссы, разделять обязанности. Специалисты, родители — задача-то одна. Пока не решаемых проблем у нас не было.
— С инвентарем сложно?
Н.М. Футбол — довольно затратный вид спорта. У нас нет масштабного финансирования. Поэтому финансовое бремя где-то разделяем с родителями. Школа бесплатно предоставляет весь процесс. А это не только тренировки. Много проходит закадровой работы, которую не видят родители. К примеру, снимаем на видео занятия, которые потом разбирает тренерский штаб во главе с Виктором Георгиевичем Гончаренко, наставником, имеющим лицензию “Pro”. Составляются программы — определенные на каждый год обучения. Буквально на днях мне передали годичные учебные планы немецкой федерации. Сейчас переводим. Будет очень интересно сравнить методики и уяснить, что интересного из них можно почерпнуть. Что касается непосредственно инвентаря, то, допустим, форму, мячи частично покупаем вместе с родителями.
— Сколько сегодня тренируется детей?
Н.М. Порядка двух десятков 2002 года рождения. Уже три месяца. Опять-таки мы не планировали набирать таких больших с ходу. Так сложились обстоятельства. Основная часть раньше занималась в другой команде. А их переход — следствие решения родителей. Знаете, сейчас по мере развития результаты “по счету” у нас ухудшились. Но вот какая штука. Если у тебя в классе три отличника, и ты оцениваешь класс по успеваемости этих лидеров, тебе кажется, что все в классе хорошо. А мы заставляем всех участвовать в работе. Естественно, тот, кто слабее, допускает ошибки, которые трансформируются в пропущенные голы. Но наполнение умениями и навыками происходит у всех. И это куда более объективные показатели и оценка.
Ю.Ш. Повторюсь, сегодня в детских школах результат все-таки превалирует. В Беларуси болезненно отходят от этого. Мы же в нашей школе в идеале хотим, чтобы пацан выходил на игру — и это был для него самый счастливый день в неделе. Стереотип необходимости результата закладывается в детстве — это беда. На выходе получаем то же самое во взрослом футболе, когда люди выходят на поле без души, быстрее отработать. Поэтому и болельщики недовольны, и голов нет, и зрелища. Получается, зрители ждут одного, а игроки и тренеры дают им другое. Зрелище рождается, если все получают удовольствие от процесса: и наставники, и футболисты, и трибуны. На нашего же ребенка в его годы уже давит счет. Потому что если он не выиграет, ошибется, на него, скорее всего, будут кричать тренер, папа. Его друзья будут говорить: фу, вы проиграли. Опять диктатура результата. Причем крик на мальчика, давление идет прямо в процессе. Это подавление инициативы. Ребенок не способен сам принимать решения, за него их принимают на бровке. Мы хотим работать по-другому и воспитывать креативных детей.
— Слышали, что Сергей Алейников также вынашивает планы по открытию частной школы?
Н.М. Это здорово! В таком городе, как Минск, должно быть как минимум полсотни подобных школ. Здесь живет пятая часть населения Беларуси. Это целая Словения! И то, что, имея такой колоссальный ресурс, мы не можем найти и вырастить хороших футболистов, говорит о том, что мы плохие садовники. Давайте становиться хорошими.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь