Через два на третий. Сергей Гуренко. Играем в шахматы
— Чем занимаетесь, Сергей Витальевич?
— Отдыхаю, набираюсь сил — и смотрю футбол.
— Часто ходите на стадионы?
— Постоянно — на “Динамо” или “Минск”. Получается, частый гость на “Тракторе”.
— “Динамо” снова стало ньюсмейкером весеннего отрезка.
— Хочется, чтобы главные новости из клуба касались игры, а она настораживала еще в подготовительный период. Начиная с домашнего кубкового матча с “Витебском”, у Душана Угрина не увидел идеи. За счет чего команда хотела действовать в атакующем стиле? Обладая двумя высокими нападающими, но при этом делая простой навал — без вскрытия зон и скорости? Это выглядело немного странно. А эпизодические всплески, как три гола Бечирая в Витебске? Так ясно, что класс футболистов “Динамо” выше…
В общем, у чеха не получилось. Бывает, просто не везет. Или мешают досадные детские ошибки. Или у команды есть хорошее движение, но не хватает какой-то малости, которую можно подкорректировать. Однако главного — игровой идеи — не увидел.
— Тогда о чем говорят три майские “сухие” победы? У Вука Рашовича она сразу появилась?
— Скорее это эмоциональный всплеск, характерный для подобных ситуаций. Хотя первые полтайма матча с “Минском” понравились. Но потом игра снова свернула на путь “как получится”. И все равно странно, что в следующем поединке динамовцев не увидел вообще ничего похожего на начальный отрезок встречи с “горожанами”. Повторяющиеся комбинации, игра на третьего — все пропало. Думал, уж с “Гранитом” увижу минут 35 сбалансированных действий, ан нет. Старание и какое-то движение были, но…
— Так ведь и гранитовцы не слабы.
— А я ничего плохого не скажу. Кстати, прекрасно знаю всех ребят из “Гранита” и их возможности. Просто считаю, что в матчах с такими соперниками “Динамо” объективно должно забивать не в концовке. И создавать куда больше моментов. И играть гораздо быстрее.
— То есть командная игра при Рашовиче вас пока не впечатлила.
— Нет. Вот видел, за счет чего БАТЭ удачно соперничал с “Динамо”. Борисовчане не прессинговали на чужой территории. Напротив, затягивали минчан к себе, на свою половину — и очень быстро контратаковали. Да, у “Динамо” пошли победы — это хорошо. Но очкового задела все равно нет, и ошибаться нельзя. Если хочешь участвовать в чемпионской гонке, то терять очки уже непозволительно — потом не сможешь наверстать упущенное. А с “Шахтером” и БАТЭ динамовцам осталось встретиться всего по разу. Причем с чемпионами — в Борисове.
— Свеж на помине матч “Шахтер” — БАТЭ, который преподносился главным в первом круге. Оправдал ли он высокие ожидания?
— Когда лига была разбита на шестерки, то цена ошибки нивелировалась — на втором этапе ты имел шансы наверстать упущенное. Сейчас же каждый прекрасно осознает: это игры за шесть очков — и прежде всего не хочет отдать их сопернику. Так что счет 0:0 в Солигорске прогнозировался.
— Вот только болельщики “нули” не любят.
— Это не столько проблема фаворитов, сколько общая. Еще три-четыре года назад у нас было больше квалифицированных команд — имею в виду подбор футболистов. А сейчас все изменилось. Во-первых, кризис: сами знаете, какие деньги получали тогда, и что происходит теперь. Во-вторых, ребята становятся старше. Может, они и хотят работать на сто процентов способностей, но уже не могут. В-третьих, есть группа молодежи, которая еще не готова. А серая прослойка, которая кочует по белорусским клубам, практически ничего не меняет. Да, есть лидеры. В “Минске” Омельянчук, в Бресте Василюк, в “Славии” Страханович, в “Нафтане” — Шкабара, Сучков, Жуковский… Везде есть тот, кто достоин вести партнеров за собой. Но средний возрастной пласт, который создает картину чемпионата в целом, ослаб. Поэтому и зрительский интерес падает. Молодежь? Не знаю, или она не готова, или тренеры не готовы с ней работать. А легионеров, которые раньше могли приехать на более или менее приемлемые условия не только в ведущие клубы, ныне не заманит и середняк. Плюс эти скандалы с судами… Вернее, минус.
— Есть БАТЭ, “Динамо”, “Шахтер” — и на этом всё?
— Да. Потому в Солигорске никто в первую очередь и не хотел проигрывать.
— Вместе с тем по голевым моментам БАТЭ имел явное преимущество. А ведь догонять надо “Шахтеру”…
— Он осторожничает. Но, уверен, хочет сместить “Динамо” со второй позиции. А чемпионство… Вряд ли горняки готовы ввязаться в бой с БАТЭ. Все-таки правильно сказал Анатолий Николаевич Байдачный: там много возрастных игроков, которые не смогут выдержать длинную гонку. У борисовчан все равно больше возможностей для варьирования.
— “Динамо” тоже не готово к спору за корону?
— Вижу в команде ряд проблем. Если их не решить, тягаться с БАТЭ будет сложно.
— Озвучите, каких?
— По игре уже сказал, а больше не хочу. Зачем? Я все равно переживаю за “Динамо”.
— А за еще одну свою бывшую команду — “Торпедо”?
— Скорее просто наблюдаю. В отличие от родного Гродно, который разочаровывает не мизером очков — их всегда можно набрать. То же Жодино начало плохо, но дважды победило в мае. И, уверен, торпедовцы посражаются за четвертое-пятое место. А “Неман” угодил в большие долги и суды. Но мне все равно непонятно, куда движется команда. Есть такая пословица — готовь сани летом. Помню, когда принял “Торпедо”, у нас был самый маленький бюджет — в 2011 году вышли на один миллион долларов, когда у всех было по три и выше. Взял пару опытных — Вадика Евсеева, Игоря Трухова — на зарплаты ниже средних. И под них подбирал молодых — Соловья, Рыжко…
Вот как в Бресте? Может, даже больше финансовых проблем, чем в Гродно. Но брестчане готовили эти сани не один год. Теперь у них есть Рома — и молодежь. И ребята бьются, потому что понимают: завтра ты можешь оказаться в БАТЭ, “Динамо”, “Шахтере”. Гродно к этому не готово.
— Однако Сергей Солодовников уже со второй половины прошлого сезона сделал ставку на молодежь.
— Это очень малый отрезок — здесь нужен не один год. Хотя в Гродно всегда росли хорошие молодые ребята: неуступчивые, с характером.
— Куда ж он делся?
— Куда? Например, в “Динамо” — как Яроцкий. И вообще, много гродненских парней раньше играли не в своей команде. А те, кого сейчас подтягивает Сергей Витальевич, повторюсь, не готовы. А опытные ребята вполне добротные, но по ряду причин уже не играют, как два-три года назад. И опять же получается дисбаланс: нет золотой середины, на которой обычно держится команда.
— Выходит, зря мы отказались от 12 команд в два этапа?
— Да я сделал бы даже десять, а лучше восемь. Но действительно профессиональных — с хорошими стадионами, маркетингом и бюджетами как минимум в 3,5 миллиона. А первая лига у нас уже сегодня должна называться полупрофессиональной: непонятно как питаются, не имеют нормальных возможностей для восстановления… Один-два профессионала, остальные где-то работают — и не будет ничего страшного. Что мешает прийти и потренироваться раз в день? Это профи приезжают на тренировку в 9.30 и заканчивают как минимум в три часа дня. Подготовка к занятию, тренажерный зал, сама тренировка, восстановление, медицина, питание… А у нас как? Из машины в раздевалку, потом потренировался полтора часа и уехал.
— Чья это проблема?
— Возможностей. Снял поле, а оно только на полтора часа в твоем распоряжении. И где найдешь тренажерку — за час до занятия и на час после нее? А грамотных физиотерапевтов? Это ж какие суммы нужны! А потом чего-то хотим — и спрашиваем, почему они так плохо бегают. Нельзя ходить по полю на тренировках, а потом бежать в игре. У Лобановского футболисты отдыхали во время матча, поскольку основную работу сделали до него. А у нас появилось столько методистов, которые ходят и рассуждают, считают что- то… Но кто бы что ни говорил и какие “Полары” ни вешал, знаю одно: никогда не видел, чтобы заиграл тот, кто ходил пешком по полю. Играли те, кто больше всех пахал на тренировках, а не те, кто сказки рассказывал и прическу поправлял.
— Но ведь кто-то из футболистов по весне вас заинтересовал?
— Лаптев. Наблюдали за ним еще в прошлом году — после того, как “Амкар” сыграл со “Славией”. Но присмотрелись и поняли: ему немного недостает быстроты принятия решений. Хотя на этих скоростях хватает всего. Парень нацелен на ворота, с хорошим ударом с двух ног, постоянно обостряет ситуацию, не боится единоборств. Но в первую очередь мне интересны командные скорости: как происходит переключение от обороны на атаку и наоборот. И вот смотришь нарезки — пять защитников стоят на одной половине, пять на другой. Разрывы в линиях по сорок метров. Один идет в обыгрыш, остальные смотрят. Один открывается — ему дают мяч, остальные наблюдают… А ведь футбол — как шахматы. Все знают, как в них играть, имеют понятие о комбинациях. Но почему-то гроссмейстеры считают на десять ходов вперед, а любители видят только один. Так у нас и происходит в футболе — видим только на ход вперед. В смысле быстрых переключений сильно отстаем. А ведь из этого складывается все: те же единоборства — и как ведешь их. Вот Бечирай забил “Граниту”. Я Валере Каршакевичу еще в Жодино объяснял: со спины к защитнику нельзя подходить плотно. Если не успел на опережение — держи расстояние полметра. Если бы он выполнил это правило, Бечирай не забил бы. А так для работы корпусом ему только и надо, чтобы защитник приблизился вплотную.
— То есть командной игрой никто не впечатляет?
— На нашем фоне выделяется БАТЭ. У борисовчан видна идея — то есть за счет чего хотят победить соперника. Быстрый переход в атаку. Велика роль Родионова, который может грамотно отскочить и сбросить мяч. И предложения из глубины — от Гордейчука и Максима Володько. Но еще года четыре назад борисовчане больше импонировали агрессией в отборе. Сейчас, на мой взгляд, ее не хватает — как всему нашему чемпионату. Соответственно, не хватает эмоций. И, конечно, антуража. Да, классный стадион у БАТЭ на 13 тысяч — красивый, удобный, все супер. Но “Локомотив” в Москве вмещает 38 тысяч, а там находишься ближе к полю, чем на “Борисов-Арене”! А что хочет видеть болельщик? Эмоции, глаза!
— Как в свое время на “Дариде”?
— В этом смысле для зрителей там было очень здорово. Но совсем не здорово — в другом. Ну не могут находиться в полуметре от поля железные трубы! Тогда футболисты должны в шлемах играть… Кстати, вот ходил на хоккей — и получал огромное удовольствие! Финальная игра “Шахтер” — “Юность” доставила его больше, чем матчи КХЛ. Открытый, где-то даже бесшабашный хоккей — и запредельные эмоции! А в футболе нам этого не хватает. Не надо замыкаться на схемах: мол, надо было в два опорных, а эти играли в пять защитников… Важно, чтобы люди видели эмоции, чтобы игроки выкладывались до предела. Тогда и будем расти.
И еще. В наших матчах вы видите много игры защитников на опережение, “стеночек”, забеганий? Это основные компоненты, которые закладываются с детства. А у нас — катание мяча… И когда говорят: сейчас мы начнем развивать детский футбол, я удивляюсь. Так нельзя было заканчивать развивать! Где мы были раньше, что делали двадцать лет? Когда выступал в сборной, врезались в память слова Малофеева: “В касание — молодец! Два касания — пятьдесят на пятьдесят. Три — ты вообще не футболист”. А когда вижу, что у нас восемьдесят процентов останавливают мяч подошвой, то понимаю, почему падает зрительский интерес. Остановит, потом подработает, поднимет голову — и смотрит, кому отдать!
Если хотим вернуть болельщиков, надо убыстрять игру — и по мышлению, и в части быстрых переходов.
— Коль мы затронули тему сборной, как вам первый отрезок работы Александра Хацкевича?
— Хуже не будет — это однозначно. А в первой игре с Македонией самым важным виделся психологический момент. Да, многое не получалось, но ребята переломили игру и одержали волевую победу! Думаю, команда Хацкевича продолжит поступательно двигаться вверх.
— Как чувствует себя в “Тракае” ваш сын Артем?
— Спасибо, ничего. Я очень доволен, что так получилось. Раз в Беларуси никому не нужен, поиграет в Литве. Команда борется за первое место с “Жальгирисом”, Артем выходит во всех матчах. Он сделал шаг вперед. Пусть пашет, а жизнь распорядится. Будут старание и желание — выплывет к нужному берегу.
— Вам без работы не наскучило?
— Конкретных предложений нет. Но в то же время они должны быть интересными. А взять команду, чтобы поработать с ней пару месяцев — не для меня.
— Или прийти туда, где вечные проблемы с деньгами…
— Стопроцентной отдачи требую в любом случае. Но если ребятам нечего кушать и дети плачут, то очень сложно смотреть им в глаза. Пусть это будут небольшие деньги, однако их надо платить вовремя. Хотя многое мне и непонятно. Зачем ездить на сборы в Турцию, чтобы потом выплачивать долги по году? Опять же Брест готовился дома — и ничего, выиграл три матча. А Гродно ездил на сбор в Лиду. Вы объясните мне логику?
— Пожалуй, там дешевле.
— Не думаю. Может, только пиво более свежее? А если серьезно, пойму, если, например, минское “Динамо” поедет готовиться в Пинск. Там хорошие условия, все рядом и теплеет раньше. Но из Гродно в Лиду…
— Завершу беседу основной темой белорусской весны. Почти все уже говорят: БАТЭ снова станет чемпионом.
— Не стал бы опережать события. Еще не встречал ни одной команды в мире, которая прошла бы целый год без спада. Многое зависит от того, с какими потерями его миновать: можно с минимальными, а можно с серьезными. Уверен, и у БАТЭ будет спад. Посмотрим, как борисовчане с ним справятся — от этого в вопросе о чемпионстве зависит очень многое.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь