ФХРБ. Международный “класс”

22:09, 21 мая 2015
svg image
773
svg image
0
image
Хави идет в печали

Информационный повод был очевиден — выступление национальной дружины на чемпионате мира-2015 в Чехии. Обошлись без вступительных речей, которые заменило устранение залежалых “хвостов”: регалии мастеров спорта международного класса были вручены всей четверке игроков. Причем за доблесть, проявленную еще год назад на минском ЧМ-2014. Далее в фокусе внимания были в основном недавние Острава и Прага. И контуры перспектив.

— Какую оценку выступлению сборной поставила федерация?
И.Р. Считаю, выступление было очень удачным. Недавно звонил Любомир Покович и, в числе прочего, заметил, что во всех статьях словацких журналистов так или иначе сейчас присутствует тема сборной Беларуси. Как команды, показавшей, в какой хоккей надо играть. Лестная оценка, но на лаврах никто не почивает. Сейчас лишь обозначено, в каком направлении надо двигаться.
Кстати, хотел бы упомянуть один существенный момент: никто из игроков ни перед чемпионатом мира, ни в ходе его даже не заикнулся о каких-либо бонусах и премиях. И до сих пор этот вопрос не задается. Считаю, это тоже показатель профессионализма парней.

— Тогда вопрос зададут журналисты: так бонусы предполагаются?
И.Р. Конечно. Например, по линии Минспорта. В июне разберемся с этой темой спокойно. Но поощрения команда, безусловно, заслужила.

— Не смущает, что ваша оценка расходится со словами главы государства, назвавшего выступление “позорищем”? Это первый вопрос. Второй: какова судьба дальнейшего сотрудничества с Дэйвом Льюисом?
И.Р. Во-первых, не совсем корректно комментировать слова президента. Тем более что не припомню, чтобы он так оценивал выступление команды в целом. После удачных матчей он поздравлял ее с успехами. Благодарил за доставленное болельщикам удовольствие. Внимательно посмотрел интервью, которое вы имеете в виду, и понял, что отдельные фразы президента просто вырваны из контекста.
Поражение от сборной России, возможно, стало даже более болезненным. А с Канадой… Ребята очень серьезно готовились. Если сравнить со студенческими годами — как к тяжелому экзамену, вроде сопромата. Как будто все знаешь, но все равно скован. И здесь было нечто подобное. Но в восьми матчах мы уступили в основное время только двум сборным — чемпиону и серебряному призеру.
Что до второго вопроса, то, как известно, изначально мы с Льюисом выработали что-то вроде меморандума, предусматривающего сотрудничество до 2018 года. А стартовый контракт был заключен на минимальный срок по просьбе Дэйва. Опять же можно оценить его профессиональный подход: “Сначала посмотрите, как у меня получится, а потом решите, готовы ли работать дальше”. По окончании последнего матча чемпионата в раздевалке я обратился к команде, специально попросив не переводить мой вопрос для тренера — должен ли он остаться, по мнению игроков. Ответ “Дэйв, оставайся” был единогласным. У нас уже состоялся обстоятельный разговор, по итогам которого Льюис согласился на продолжение сотрудничества. Сейчас отрабатываются чисто юридические моменты нового трехлетнего контракта.

— Какова реакция федерации на состав групп следующего чемпионата мира? В частности, на присутствие в ней сразу двух сборных, имеющих бронь от понижения в классе как хозяева ЧМ-2017?
— Но в ней же, например, и венгры. Вообще мы должны доказывать игрой, что такой расклад для нас — не камень преткновения. И то, что выступаем в Петербурге, считаю, плюс: там живет немало белорусов, да и из нашей страны легко добраться. Так что теперь уже для нас питерский лед может стать “домашним”, как было у словаков в Остраве. Да, группа непростая. Но это же и позволяет нацеливаться на самые серьезные задачи. В конце концов, уверен, что и наши соперники по петербургской восьмерке не в восторге от того, что будут бороться с нами.

— Вопрос игрокам: каковы впечатления от чемпионата, работы с новым тренерским штабом?
А.С. Многие не смогли приехать, но нас сплотила тренировочная рутина. Перед чемпионатом раздавались опасения, что хорошо бы нам просто остаться в элите. Однако игра показала, что возможно все. В общем, отличный чемпионат. И матч против канадцев оставил сильное впечатление. Против таких мастеров приятно играть, даже несмотря на итоговый счет. Это опыт. И в следующей встрече с ними будем увереннее.
Д.К. Присоединяюсь. Организация турнира была на высшем уровне — от раздевалок до номеров отелей. Думаю, каждый из нас доказал вам и себе, что может успешно выступать на таком уровне. Да, две игры не задались. Хотя и канадцам мы уступали не сказать что намного.
О.Е. Согласен, были созданы все условия. В том числе и в части работы тренерского штаба. Мы знали, что от нас требуется, и были готовы это выполнять. Каждый свою роль. Коллектив сплотился. А два неудавшихся матча… Возможно, просто проявили чрезмерное уважение к соперникам.
К.Л. В сборной было много новых лиц и в тренерском штабе, и в составе. И требовалось быстро стать командой, зарядиться общей идеей. И с этим ключевым моментом мы вполне справились: все подчинились системе, которую предложили наставники.

— В России после неудач модно начинать “охоту на ведьм”. Одной из каковых, это уже звучало, называется нелегионерский статус белорусов в КХЛ. Удалось ли обсудить эти вопросы в Чехии с руководством российского хоккея?
И.Р. Для начала намерение вернуть нашим игрокам статус легионеров будет противоречить договорам Союзного государства и прописанным в них равным правам на трудоустройство граждан двух стран. Вообще же смешно говорить, что проблемы россиян на каком-то этапе вызваны белорусами в клубах КХЛ. Даже не могу состыковать это.

— Кевин, видеть вас сейчас в Минске сколь приятно, столь и неожиданно…
К.Л. Между тем секрет прост: по окончании чемпионата мира появилась возможность несколько дней провести с семьей в Праге, расслабиться после трудного сезона. А уже в понедельник мне надо быть в Москве в расположении ЦСКА. В промежутке между Прагой и Москвой решил несколько дней побыть в Минске. Почему нет, если он стал для меня вторым домом.

— Вопрос Андрею Мезину: как вам в новой ипостаси и что скажете о работе подопечных?
А.М. Во-первых, хочу выразить федерации благодарность за доверие. Новая работа сколь интересна, столь и непривычна. Будучи игроком, ты отвечаешь только за себя, а в роли тренера — за всю команду, что заметно сложнее. Что же до оценки, то в Чехии сборная показала, наверное, лучший хоккей в своей истории. Тем более с учетом того, скольких игроков она недосчиталась. Льюис сосредоточился на том, чтобы мотивировать парней, подобрать исполнителей под свою систему. И они демонстрировали то, чего от них ждали. Показательный момент был после 0:7 в матче против команды России. Дэйв сказал: “Падать очень неприятно. Но главное, это то, как ты потом встаешь”. Следующая игра против сборной Финляндии лучше всего показала, что встали мы уверенно. Кроме, возможно, последней игры, это был лучший чемпионат для сборной.
И.Р. Дэйв вообще сильный человек и хороший мотиватор. После второго периода игры с россиянами он поддел игроков: “Может, отложите клюшки и возьмете ручки с блокнотами — будете у соперников автографы собирать?”.

— Какова общая оценка нашей вратарской линии в Чехии?
А.М. Считаю, все справились с ролью, на которую были взяты, на “отлично”. Кевин — просто здорово! Жаль, небольшая травма осложнила его работу. Риск был по поводу Коваля. Но “мужик сказал — мужик сделал”: Виталий обещал, что будет в порядке, вышел и справился. Брикун создавал общую благоприятную атмосферу. Отличный парень, который к тому же выдержал серьезное испытание, выйдя по ходу матча против россиян. Представляю, как ему было нелегко входить “холодным” в такой поединок.

— Представляли, что чувствовал Лаланд в “рамке” в игре против Канады?
А.М. Конечно, ему было очень тяжело. Но надо отдать должное Кевину — он не сломался и выдержал до конца, причем сам об этом попросил. 60 минут против соперника, который постоянно держит в напряжении, порядка пятидесяти бросков, тем более после быстрой первой шайбы…
К.Л. Да, игра оказалась очень эмоциональной, тем более для меня. Особый день. Но если бы меня спросили, хотел бы я пережить его опять, ответил бы “да”. Когда тебе довелось соперничать со сборной звезд НХЛ, самая большая ошибка — воспринять поражение как должное и не извлечь уроки. Мы извлекли и через год в Петербурге в матче против Канады, уверен, будем готовы лучше.

— В чем секрет методики Буре?
А.С. Ха, за ними люди в очереди стоят, чтобы узнать за деньги, а вы хотите, чтобы мы здесь раскрыли все секреты? А если серьезно, то она, конечно, оригинальная. Поначалу мы много катались, не трогая шайбу. Удивлялись, это было в новинку. “Физике” уделялось огромное внимание, пришлось пережить сложные времена. Но все сработало: на чешском льду чувствовали себя на удивление легко.
И.Р. Буре в апреле загрузил всех так, что на “Челлендже” команда была еле живая. Но не уставал убеждать: “Поверьте, в двадцатых числах станет легче, а на чемпионате почувствуете, для чего все это делается”. И все это увидели. Сравнил бы его работу с работой Даши Домрачевой в олимпийский год. На этапах Кубка мира она иногда проваливалась. Но только потому, что график был выстроен тренерами под главное соревнование цикла — Олимпиаду. Так же и здесь.
А.М. Соглашусь: финны, например, всегда отличались отменной физической готовностью и игровой дисциплиной. А в конце нашего с ними матча уже откровенно нас боялись, работали в откат.

— Есть ли в планах привлечение Владимира Буре к работе с молодежной и юношеской сборными? Особенно первой, которой скоро предстоит отстаивать место в элите.
И.Р. На чемпионате мира мы часами общались. Владимир Валерьевич рассказывал, как проходят кэмпы в североамериканской системе. Главный тренер основной команды НХЛ периодически проводит занятия с АХЛовским “фармом”. И ни один из его тренеров в их ходе не на льду: все на трибунах с ручками и камерами. Никто им не говорит, что нужно работать вот именно так. Но показывают, какой системы нужно придерживаться, чтобы к моменту следующего шага игроки были готовы к основной команде. Хотим, чтобы Дэйв провел несколько таких показательных занятий с “молодежкой”. И к работе с ней привлечь и Буре, и Юрзинова. Для этого базовый клуб переведен из МХЛ в экстралигу. Никаких задач на национальный чемпионат ставиться не будет, главный турнир для нее — не этот. А тот, на котором нам желательно не просто “не вывалиться”, а войти в восьмерку и впредь держать перед собой именно такой ориентир.
К сожалению, прежде работе по физподготовке у нас не уделялось должного внимания. По сути, профессиональных тренеров в этой сфере в стране нет. А в Северной Америке такие профи имеются в каждой школе. С помощью Буре хотим этот пробел восполнить. И срочно.

— До Льюиса у нас боготворили тренерский талант Хэнлона. Но вот прошлогодние 1:6 от сборной США сменились на 5:2, и Глена уже почти не вспоминают. В чем отличие двух тренеров?
А.М. Хэнлон делал ставку на более опытных. У него была своя система, но она не всегда срабатывала, иногда не хватало “физики”. Дэйв поставил систему, “физику”, жесткую организацию, дисциплину. И он, наверное, более тонкий психолог, чем Глен. У нас появилась команда. А не игроки с набором мастерства.
И.Р. Мелочь, а приятно: в заочном споре прежняя команда Хэнлона обошла нынешнюю. Швейцарцы финишировали восьмыми, мы — ступенью выше.

— В чем особенность системы Льюиса?
О.Е. Агрессивный стиль, предполагающий нахождение больше в зоне соперника. Нападающие должны выигрывать в углах и нацеливать все движение на ворота. В обороне тоже нужно работать агрессивно, но спокойно, без ненужных разворотов. Система довольно простая. Но, чтобы она работала, четко должна действовать вся пятерка как единое целое.
А.С. Любая система хороша, когда она может быть быстро донесена до игроков и воспринята ими. У Дэйва это получилось.
И.Р. Думаю, не вполне корректно заявлять, что система Льюиса превосходит систему Хэнлона. Но когда игрок понимает любую и это приносит результат — здорово. После игры с россиянами Дэйв сказал в раздевалке: “Те, кто не верят в мою тактику — вон дверь, уходите. Но если верите — играйте так, как я вам говорю!”. Боготворить, конечно, никого не стоит: когда-нибудь и вместо Льюиса придет кто-то другой. Главное, чтобы его так же понимали. И чаще испытывали то, что парни испытали после игры с США: “Это в самом деле сделали мы?!”
А.С. Верно. А сравнивать двух тренеров — все равно что сравнивать двух игроков. Одинаково успешных, но разноплановых.

— Многие динамовцы в Остраве блеснули. Может, их не так используют в клубе?
А.С. А вы посмотрите на игровое время там и там. Если гималайскому медведю дать провести 50 минут в матче, он тоже хоть раз, да куда-то попадет. А на лавке пока никто не научился. Если игровое время вырастет, мы не то что в восьмерку станем регулярно попадать — канадцы будут бояться к нам ехать.
И.Р. Любомир Покович смотрел матчи сборной в Остраве “вживую”. Уверен, коррективы по следам увиденного будут.

— Выходили ли на связь с кем-то из недоехавших на чемпионат сборников?
И.Р. С Денисовым и Грабовским общался еще до чемпионата — к ним вообще нет вопросов. Мише я сказал, чтобы нормально восстанавливался после травмы. Да и он, очень желая помочь сборной, все же не был уверен, что едва перенесенное повреждение не проявит себя в Чехии да еще на фоне акклиматизации. К Володе тоже никаких претензий. Касательно остальных… В случае с Платтом нужно было соблюсти его джентльменское соглашение с предыдущим руководством федерации, обещавшим в этом мае его не привлекать. Был еще один игрок, не стану называть фамилию, который приехал в кэмп налегке, даже без формы. И был развернут Олегом Антоненко: “Так к сборной не относятся — свободен!”.

— Что слышно о нашем намерении вновь выставить кандидатуру Беларуси для проведения чемпионата мира?
И.Р. Серьезная подготовка в этом направлении идет. Можно сказать, что мы уже вступили в борьбу. Официально выдвижение состоится на ближайшем полугодовом конгрессе ИИХФ. В поддержке нашей заявки не сомневаюсь. На недавнем пражском годовом его делегаты в один голос говорили: “Мы снова хотим в Минск!”

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?