Творческий отпуск. Эдуард Занковец: спасибо КХЛ за отмену Кубка надежды

21:27, 26 мая 2015
svg image
1217
svg image
0
image
Хави идет в печали

Занковец ушел следом, а пост рулевого доверили местному воспитаннику уроженцу Омска Евгению Корноухову, от которого ждут повышенного внимания к молодежи и помощи в организации работы школы или даже создании академии. Мы связались с Эдуардом Константиновичем, чтобы справиться о его планах, поговорить о новом курсе бывшего клуба, а также обсудить насущные вопросы. Занковец все-таки авторитетный в нашем хоккее специалист, который работал со сборной как самостоятельно, так и ассистентом Глена Хэнлона, и имеет на все свое мнение.

— С 30 апреля вы снова в статусе безработного…
— Скорее в творческом отпуске. Контракты с “Авангардом” закончились у всех представителей тренерского штаба. Клуб сделал выбор в пользу нового наставника со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому занимаюсь поиском нового места трудоустройства.

— Получается, это было ваше третье пришествие в Омск…
— Даже четвертое. Первое — в качестве игрока. Затем три — в роли тренера.

— Что же постоянно тянет туда?
— Омск — действительно неплохое место для работы. Хорошие условия и для тренеров, и для игроков. Замечательные люди живут в городе, которые любят хоккей и болеют им. Поэтому приезжал всегда с удовольствием.

— Этот приход в “Авангард” чем-то отличался от предыдущих?
— В принципе мало. Правда, появилось много новых людей — от президента клуба до работников офиса.

— Как оцените выступление команды?
— Скорее всего, удовлетворительно. Стояла задача выйти в финал конференции, но не справились. Однако надо учесть, что проиграли “Ак Барсу”, который тоже был достоин попадания в четверку лучших. В целом по ходу сезона “Авангард” смотрелся неплохо. Да, случился спад на одном из отрезков, чему есть объективное и субъективное объяснения. Но без спадов не обходится ни одна команда.

— А руководство согласно с оценкой “удовлетворительно”?
— Это надо у него спросить.

— Вы верите в новый курс “Авангарда”, который доверен омскому специалисту Евгению Корноухову с прицелом на работу с молодежью?
— Что касается молодежи, то в минувшем сезоне у нас в составе играло очень много юных ребят. Не думаю, что в какой-нибудь другой команде их было больше. А что касается выбора тренера, то Корноухов — хороший специалист. Два года подряд выигрывал с командой МХЛ Кубок Харламова. Поэтому логика понятна. Остается только пожелать удачи.

— Вы работали в “Авангарде” при двух финских тренерах — Сумманене и Матикайнене. Насколько они разные или похожие?
— Я бы сказал, разные. Но их объединяют общие корни — поэтому много схожего в тактическом плане. Однако характеры отличаются. Сумманен более эмоциональный специалист, более натуральный, что ли: какой есть на самом деле, такой и внутри команды.

— А как у вас так завязались отношения с финнами?
— Когда в сезоне-2011/12 Сумманен приходил в “Авангард”, то пригласил меня помощником. Скорее всего, благодаря тому, что имели общего агента. Потом, когда Раймо ушел и его место занял Матикайнен, Петри порекомендовали поговорить со мной. И я согласился остаться работать в новом штабе. После Матикайнена руководство решило довериться другим тренерам. Однако, когда снова захотели прибегнуть к услугам Сумманена, финн лично пожелал, чтобы я вновь помогал ему.

— Может, финский выучили?
— Ха, нет! Трудно представить, что в Омске тренер начнет говорить по-фински. Разумеется, общение строилось на английском.

— А кто из наставников больше других повлиял на ваше становление?
— Безусловно, выделю Глена Хэнлона, с которым начинал тренерскую карьеру. С ним всегда работалось комфортно и интересно.

— На чемпионате мира-2009 в Швейцарии вы помогали Хэнлону вместе с Льюисом. Чем запомнился тот турнир?
— Играли хорошо, попали в восьмерку. В четвертьфинале с Россией интрига сохранялась на протяжении всего матча. Турнир получился успешным. Глен был главным — многое зависело от него. А Дэйв запомнился как хладнокровный специалист. Хороший во всех отношениях.

— Как вы восприняли назначение Льюиса после ухода Крикунова?
— Нормально. Было бы логично пригласить человека, который знаком со страной. Идеально, конечно, чтобы и с хоккеистами тоже. А Льюис все-таки работал и на чемпионате мира, и на Олимпиаде. Пускай и минуло пять лет, но определенной информацией он владеет. Поэтому назначение выглядело естественным.

— Еще после ухода Хэнлона в сборную сватали в том числе и вас. Кто-нибудь обращался с предложениями?
— Нет. Дело в том, что после домашнего “мира” возникла пауза с назначением нового тренера, связанная, видимо, со сменой руководства федерации. Я к тому времени уже определился с новым местом работы и подписал контракт с “Авангардом”. Поэтому обращений не поступало. Хотя со мной разговаривали уже после отъезда Крикунова и утверждения Льюиса — на предмет вхождения в тренерский штаб. Думаю, проблем с руководством “Авангарда” не возникло бы. Но я не мог в ходе сезона полноценно участвовать в работе сборной. А чтобы трудились одни специалисты, а ты пришел на готовое — это неправильно. Решил отказаться.

— В последние годы клубная работа у вас чередовалась с работой в сборной. Что больше по душе?
— Работать с клубом в определенном смысле проще — всегда пребываешь в тонусе. Налажен рабочий график, подход к делу. А в сборной график рваный. И чемпионат мира, и подготовка к нему — это огромная нагрузка. Когда турнир уже стартовал, надо успевать исправлять ошибки буквально в течение суток между матчами. А то и меньше.

— Может, удалось съездить на мировой форум в Чехию?
— Нет, находился в Беларуси. Но смотрел по телевизору.

— Чем-то этот турнир зацепил?
— В принципе ничего нового. Разве что новый чемпион. Многие команды показали хороший хоккей, многие — не очень. Обычное дело.

— Но выступление сборной Беларуси вряд ли можно назвать обычным…
— За исключением двух матчей, команда действительно играла хорошо.

— Что понравилось?
— Чувствовалось: коллектив организован, ребята знают, кому какая роль отведена. Первое звено выглядело на самом деле как первое звено и сработало отлично. Во многих матчах решало исход. Здорово играл Кевин Лаланд. Думаю, его вклад оказался очень весомым. Плюс отмечу молодых ребят, которые не испортили картину и смотрелись уверенно. Команда предстала сбалансированной и подготовленной.

— Сейчас эту сборную называют чуть ли не сильнейшей из всех, хотя не все сильнейшие хоккеисты приехали.
— Важно не то, все или не все игроки собраны, а то, все ли, имеющиеся в распоряжении, здоровы и готовы: функционально, тактически, технически. Ведь можно собрать всех, но с травмами или после травм… В данном случае каждый оказался готов очень хорошо. Но насчет лучшей команды у разных людей разное мнение. Кому-то нравится одна, кому-то — другая.

— О функциональной базе, заложенной Буре, говорено немало.
— Вы знаете, роль каждого тренера в штабе велика. Однако надо понимать, что в любом случае самая важная миссия возлагается на плечи главного. Без его одобрения ничего не делается. Рулевой видит общую картину. Поэтому говорить, что кто-то один из тренерского штаба подготовил команду — не совсем верно. Вообще здесь удачно все сложилось по времени. Надо сказать спасибо КХЛ за отмену Кубка надежды. Этот турнир приносил больше вреда, чем пользы. Сейчас появилась возможность для планомерной полноценной подготовки к чемпионату мира.

— Даже чисто статистически у нашей сборной всегда лучше получалось под началом североамериканцев. У вас, как человека, работавшего с командой, есть объяснения, почему белорусским специалистам часто не удается выжать из ребят максимум?
— Надо начать с того, что не так много белорусских специалистов работали со сборной. Но плюс североамериканцев — большой опыт. К тому же их менталитет подходит нашим парням. Это что-то новое, полностью отличающееся от привычного для постсоветского пространства. К тому же Хэнлон и Льюис сами по себе очень сильные наставники.

— Их резонно сравнивать?
— У Глена и Дэйва намного больше общего, нежели принципиально разного. С Льюисом работал только на одном топ-турнире, поэтому не знаю его так хорошо, как Хэнлона. Но, видя картину снаружи, могу сказать, что отличий действительно мало.

— Дважды кряду сборная Беларуси занимает на чемпионатах мира седьмое место. Это повод говорить о каком-то системном прогрессе?
— Определенный прогресс, безусловно, есть, но он больше касается организационной части. Тренеры, которые успешно сработали с командой на двух турнирах, правильно формировали команду, выбирали вектор подготовки и руководства ею. Не буду говорить, что из сборной выжаты 120 процентов от возможностей, но играла она почти на максимуме.

— За последний сезон, проведенный вами в “Авангарде”, в белорусском хоккее произошло много изменений. Причем это не только смена руководства федерации. Следили?
— Разумеется. Кстати, очень рад за Павла Викторовича Перепехина, который смог вывести “молодежку” в элиту. Пользуясь случаем, хочу еще раз его поздравить. И в целом, надеюсь, новые люди в белорусском хоккее придадут новый импульс работе, что в свою очередь даст толчок развитию игры.

— Не считаете, что с прежним руководством мы засиделись и застопорились?
— Не хотелось бы говорить плохое, потому что люди, которые трудились до этого, на самом деле старались. Что-то получилось, что-то нет. Да, ждали больших результатов, но, например, очень удачно прошел домашний чемпионат мира. Это можно поставить в заслугу прежнему руководству, которое отвечало за его организацию.

— К слову, в тему молодежной сборной. Базовый клуб “Динамо-Шинник” со следующего сезона будет выступать в экстралиге. Считаете ход разумным?
— Вопрос очень деликатный. Во всяком случае я слышал, что это во многом продиктовано финансовыми соображениями и большими затратами на участие в МХЛ. И все-таки, мне кажется, для спортсменов, которые составляют костяк команды U-20, очень важно играть в той среде, где хоккей быстрый. Молодежь — это азарт. А взрослый хоккей пассивнее, более рациональный, что ли… Поэтому не могу сказать, что приветствую такое решение. Однако если на место “Шинника” хотят поднять “Динамо-Раубичи”, то пазл складывается. Коль это одна структура, тренеры могут правильно варьировать составы.

— Слышали споры по легионерскому вопросу в КХЛ?
— Да. Некоторые намерения лиги не совсем приятны. Могут стать большим минусом для белорусского хоккея. Вообще мне не понятно, что изменилось в устройстве наших стран, которые являются единым Союзным государством, и почему надо уходить от действующей формулы, когда белорусы не считаются иностранцами. Хотя решение еще не принято. Будем следить за развитием событий.

— Если бы наши спортсмены считались легионерами, Артем Волков оказался бы в “Авангарде”?
— Нет. На тот момент вакансии были заняты, и Артем объективно не смог бы потеснить никого из легионеров. Тем не менее он хорошо справился со своей ролью. При травмированных центрах брали его как форварда четвертого-пятого звеньев. А эта роль на самом деле непростая. За матч надо сыграть минут семь, иногда выйти на лед после простоя. Не каждый способен выдюжить. Я работал вместе с Волковым на домашнем чемпионате мира и знал, на что он способен.

— На носу июнь. В прошлом году в этом месяце вы организовывали летний лагерь для юных хоккеистов. Собираетесь повторить?
— Да, уже готовимся ко второму. Надеюсь, это станет регулярной практикой. Кэмп рассчитан на все возраста, его структура включает три группы: младшую (8-10 лет), среднюю (11-14) и старшую (15 и дальше). Занятия будут проходить во Дворце спорта. Ежедневные тренировки в течение двух недель. Подобралась хорошая команда специалистов: Перепехин, Вячеслав Гусов, Громов, Ботвенков, Астапенко… Руководитель — Святослав Киселев, имеющий большой опыт организации подобных мероприятий, в частности, совместно с Павлом Дацюком. Отдельное спасибо руководству БАТЭ, которое относится с пониманием и позволяет ему помогать в том числе хоккею, ну и, конечно же, выражаем благодарность нашим партнерам, которые в непростой экономической ситуации нашли возможность поддержать наш начинающий проект… Тем более что среди них оказались такие серьезные компании с мировыми именами, как Coca-Cola, Joma и наша родная “Онега”.

— Он общепрофильный?
— Занятия на льду ориентированы на совершенствование техники катания и владения шайбой. Плюс работа на земле, которой руководит Владислав Занковец. Она нацелена на общефизическую подготовку — как правильно подводить себя к тренировкам и матчам. Плюс теория.

— Успехами сына довольны?
— Мне кажется, Влад молодец. Он и работает много, и совершенствуется. То, что вижу, радует.

— Проведение таких летних кэмпов — это больше для души или тоже бизнес?
— Это бизнес — да. Но бизнес, который нравится. Здесь суть не в том, что надо просто занять время. Ты можешь передать знания сразу большому количеству спортсменов. Для меня и других участвующих тренеров — это удовольствие. Нет стрессовых ситуаций, когда надо обязательно дать результат. Просто обучай.

— Могли бы пойти тренировать в хоккейную школу?
— Сейчас к этому не готов. Пока нравится то, что делаю и с кем работаю. Так что нацелен на взрослый хоккей…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?