Лига чемпионов. Анатолий Варивончик: европроходцы
Впервые на карте этого турнира будет белорусская точка — Гродно, куда во вторник уже заглядывала с инспекцией делегация вездесущей в европейской ледовой отрасли компании “Инфронт”. Завоевавший год назад Континентальный кубок “Неман” честно заслужил “уайлд кард” и с 21 августа по 4 сентября в рамках предварительного этапа розыгрыша попробует для начала выполнить задачу-минимум — не став третьим лишним в трио “предвариловки”, выйти в 1/16 плей-офф. О том, как изменилось гродненское хозяйство в преддверии новой миссии — в разговоре с председателем правления “красно-черных” Анатолием ВАРИВОНЧИКОМ. Впрочем, и не только об этом.
— Анатолий Михайлович, получается, на сегодня вы возглавляете клуб…
— Полтора года — с ноября 2013-го.
— Это были трудные месяцы?
— Встречный вопрос: а когда они были легкими? Председательство в клубе для меня не в новинку, подобный опыт имеется. В том числе и совмещение этой должности с тренерской работой. Но, кажется, даже во времена совместительства было полегче.
— Ого, это почему же?!
— Главный вопрос тот же, что и во всех клубах. И не только хоккейных. И не только в спортивных клубах, но и во всей стране. Одним словом, финансы. Ситуация здесь сложная, порой даже кажущаяся безвыходной. Тем не менее будем стараться справиться и с этим.
— А казалось, что пик затруднений более или менее минул на стыке 2014 и 2015 годов…
— Если бы! Трудности — они же как ком, имеют свойство накапливаться. Пока ты решаешь вопрос в одном сегменте, проблемы перебираются в другой. И так бесконечно.
— Давайте предметно: много ли сейчас долгов у представителя Беларуси в Лиге чемпионов?
— За прошлый сезон все они закрыты.
— Так уже только это по нынешним временам говорит едва ли не о процветании!
— Отсутствие долгов не означает отсутствия нерешенных вопросов. Ладно, что мы будем наши проблемы перемалывать, они же от этого не исчезнут, верно? Мы пока, увы, не швейцарцы, которым во время декабрьского турнира в Арозе по-доброму завидовали. Встают люди с утра и не забивают себе голову курсами валют, не обращают внимания на табло в обменниках.
— Кстати, там же, в декабрьской Швейцарии, брал интервью у Игоря Рачковского. И среди прочего новоиспеченный тогда глава ФХРБ упомянул некий бизнес-проект, вызревший у него еще во время работы в НОКе. И способный немало содействовать если не стопроцентной, то, по крайней мере, заметной окупаемости хоккейного клуба. И площадкой для его тестовой реализации был тогда назван именно “Неман”…
— Все верно. Тема имеет место, работаем в этом направлении. Проект хороший, хотя его запуск и сопряжен с рядом трудностей. Но, если все пойдет по плану, надеемся запустить его где-то осенью.
— Можно хотя бы вкратце суть?
— До реализации не хотелось бы распространяться о деталях. Вот запустим — тогда и вернемся к вопросу. Но есть основания надеяться, что это сработает.
— Как глава клуба, как оцениваете прошедший сезон?
— Однозначно занесу его “Неману” в актив. И команде, и клубу в целом. Конечно, для полного счастья хотелось бы и на решающей стадии чемпионата оказаться успешнее. Но немного не хватило, особенно с учетом тяжелой кадровой ситуации, сложившейся к весне. Были проблемы и по осени: у приглашенного мною молодого тренера Айгарса Ципрусса дела не пошли. Но, так или иначе, впервые в истории удалось не только пробиться в финал Кубка Салея, но и с ходу взять трофей. А позже и Континентальный кубок, причем стартовав в нем с полуфинальной группы. Сменивший Ципрусса Василий Спиридонов, считаю, справился отменно. Особенно если учесть, что команду не он набирал и не он готовил в межсезонье. А по сравнению с чемпионским составом-2014 мы недосчитались ряда ключевых исполнителей. Хотя для того, чтобы недавно мощная командная игра рассыпалась, часто хватает потери и двух-трех хоккеистов из костяка.
— Кравченко, Пушков, Ципрусс, Спиридонов, Голань… Чех — уже пятый наставник “Немана” за время вашего председательства.
— Ха, хотите сказать, что это кредо Варивончика — стоять с топором над тренерами и менять их как перчатки? Глупости: тренерский хлеб, как понимаете, знаю не понаслышке и не сторонник частой смены наставников. Каждому в идеале нужно дать возможность отработать два-три года. С другой стороны, и засиживаться дольше в одной команде тренеру, считаю, не стоит, раз в три-четыре сезона лучше менять место работы. Так будет лучше и для наставника, и часто для команды. Да, у нас, так получилось, сменилось несколько тренеров за последний год. Но жизнь иногда вносит коррективы в наши планы по той или иной причине.
— Если она не вмешается, Милош Голань в “Немане” надолго?
— Надеюсь, как минимум на срок подписанного двухлетнего контракта. Хотелось бы, чтобы Милош пришелся ко двору. Его изначальный плюс — хорошее владение русским и английским, помимо, разумеется, родного чешского. Это, считаю, важный фактор для тренера-иностранца. Каким бы хорошим ни был переводчик, когда информация доводится от тренера до игроков через него, какие-то нюансы неизбежно выпадают. Иногда — существенно важные. Кроме того, у Милоша несомненный и тренерский опыт, и игровой на высочайшем уровне.
— Представляете стиль, который новый коуч намерен проповедовать?
— Пока, естественно, только исходя из разговоров с ним. И, судя по нашим беседам, ставка предполагается на атакующий хоккей.
— Для него нужен соответствующий подбор исполнителей…
— Что я сейчас могу ответить, кроме “будем надеяться, что наши справятся”?..
— Зарубежного наставника выбирали, учитывая фактор скорого старта в Лиге чемпионов?
— В меньшей степени. В большей потому, что все белорусские на тот момент были заняты. Имелись и другие варианты, но с ними по ряду причин не срослось.
— Но, например, Андриевский и Занковец были уже свободны…
— Когда мы занимались активными поисками — еще нет. Однако мне понравился подход Голаня. Задал ему вопрос во время переговоров: “Милош, ты же тренировал клубы в Чехии, Австрии. Наверняка смог бы найти работу и там. Почему заинтересовался белорусским предложением?”. Ответ был прямым и честным: “Хочу быть поближе к КХЛ”. Импонирует такая откровенность: тренер стремится выйти на новый уровень. А для этого, бесспорно, нужно проявить себя во главе “Немана”.
— Был ли вариант оставить Спиридонова?
— Не хотел бы касаться этой темы.
— Можно ли сказать, что из трех задач на прошлый сезон — Кубок Салея, Континентальный кубок, чемпионат страны — второй был приоритетным, ибо давал пропуск в Лигу чемпионов?
— Едва ли. И будучи игроком, и позже как тренер привык стремиться к максимуму на любом из этапов сезона. Меня так учили, уже не переделать. Но силенок на плей-офф национального чемпионата нам все-таки немного не хватило.
— Радость завоевания “уайлд кард” в лигу, надо полагать, сопровождается и головной болью?
— Очень верно подмечено. Вот сейчас мы разговариваем, а голова кругом, времени на передышку почти нет. Большинство коллег отдыхают, а у нас инспекция из Цюриха. Вообще, как заметил недавно генсек нашей федерации Ярослав Завгородний, организаторы Лиги чемпионов взялись за дело, возможно, даже с большим запалом, чем оргкомитеты чемпионатов мира. Письма в клуб по тому или иному поводу идут нескончаемым потоком.
— Поднимаются ли в них какие-то априори нерешаемые в наших реалиях вопросы?
— В общем-то нет. Проблема не столько в том, на что обращает внимание лига, сколько в том, что для нас организация турнира подобного уровня в новинку, опыта пока недостает. Вот нарабатываем. Мы же самые что ни на есть первопроходцы. Перед которыми стоит задача не просто отстоять честь клуба в евротурнире, но и убедить его организаторов, что Беларусь в принципе достойна постоянного участия в проекте и способна обеспечить свою часть его реализации на высшем уровне.
— Но здесь никуда не деться от возвращения к кадровой теме.
— Работаем над этим вопросом. Постараемся по возможности максимально усилить состав по сравнению с тем, что был в минувшем сезоне.
— Послабление в легионерской квоте — хорошее подспорье?
— Да, и я благодарен федерации, которая с пониманием отнеслась к нашей просьбе расширить лимит до “5 плюс 2” на время выступления в еврокубке.
— А по завершении что же, разрывать контракты? Это же серьезные убытки от неустоек…
— Вовсе нет, всегда можно найти общий язык. Да и разрывать совсем необязательно: в составе потом будут семеро, но в заявке на матчи — положенные по регламенту пять. В любом случае работа по заполнению легионерских вакансий еще ведется, не подписан пока никто. Время позволяет. Как обычно, селекционной работой занимается Владимир Григорьевич Шенько. Само собой, совместно с Голанем, с которым он в постоянном контакте. И я, безусловно, в курсе дел, но называть фамилии новичков пока рано.
— Об укреплении обороны Казнадеем уже объявлено, а что с вратарской линией?
— Пока все свои: Саманьков, Шелепнев, Городецкий.
— Не хочу их обидеть, но не слабовато ли для евроуровня?
— Есть кое-какие опасения. Вратарь нынче зачастую даже больше чем полкоманды. Но что делать? Приглашать россиянина? Те очень разбалованы: “Вы мне сначала давайте нормальный контракт, а потом я покажу класс”. Может, покажет, а может, и нет — лишних средств на “рулетку” у нас сейчас точно не имеется.
— Ведь можно было попросить о снисхождении федерацию и в этом вопросе и подписать, скажем, словака или финна. Ставки-то действительно высоки.
— Конечно, варианты есть всегда… Но пока все же решили работать со своими.
— Работать будет по-прежнему Арунас Алейниковас?
— С этим вопросом определимся чуть позже, также еще возможны варианты.
— Надо полагать, европроект утяжелил дефицитную часть бюджета?
— Здесь имеются вопросы. Но мы возвращаемся к тому, с чего начали разговор — у кого их нет? Думаю, и “Прессбол” сейчас переживает не лучшие финансовые времена. Лига же требует единственной гарантии: чтобы клуб, стартующий в розыгрыше, без проблем финишировал в нем, на какой бы стадии это ни случилось. За это мы ручаемся.
— Местные власти понимают важность миссии?
— Более чем. За что, пользуясь случаем, грех не поблагодарить и нашего губернатора Владимира Васильевича Кравцова, и генерального спонсора — табачную фабрику “Неман” и ее главу Юрия Степановича Чернышова.
— Часто ли доводится слушать подначивания, что гродненский хоккей спонсируется, скажем так, не вполне здоровыми средствами?
— И что же? У кого-то в спонсорах пивоваренные кампании, а бывают и вовсе водочные. Да хоть чулочно-носочные — средства-то идут как раз на пропаганду здорового образа жизни. И в нашем случае — уже не первый год, за что еще раз спасибо “Неману”.
— Довольны жребием, определившим в соперники на предварительном этапе немецкий и чешский клубы?
— Все команды сильны, но расклад неплохой уже хотя бы тем, что удобен логистически. Попадись норвежцы или, скажем, британцы, в этом смысле было бы сложнее. Во втором случае — еще и из-за необходимости срочно оформлять визы для пока не вполне сформированного состава. А так все удачно. В Мангейм, правда, отправимся, наверное, самолетом: все-таки полторы тысячи километров — многовато для наземного переезда. А вот до Остравы — вдвое ближе, туда можно добраться и автобусом. И “Витковице” планирует прибыть к нам так же.
— Говоря о жребии, больше подразумевал клуб из Остравы и национальность Голаня…
— В смысле “чешский тренер против чешского клуба”? Здесь скорее Милош лучше ответит, удачный это вариант или не очень. Надеюсь, удачный, тем более что наш тренер не просто чех, а родом из тех краев. “Витковице” для него — первый в карьере клуб.
— Один из моих любимых резюмирующих вопросов искушенному в хоккейных тонкостях собеседнику: что подсказывает спортивная “чуйка”?
— Подсказывает, что мы должны угадать. И с тренером, и с составом, и, в конечном счете, с хорошим результатом.
— “Хорошим” — это каким?
— Как минимум нужно преодолеть предварительный раунд и выйти в плей-офф. Конечно, будет очень сложно. Само собой, уже начинаем изучать соперников. В том же “Адлере”, например, пять игроков немецкой сборной, это уже о чем-то говорит, верно? А еще есть и легионеры-канадцы. Но, с другой стороны, опять возвращаемся к началу нашего разговора: а когда и кому было легко?..
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь