Три Сереги. Дымы над Цюрихом

20:56, 4 июня 2015
svg image
531
svg image
0
image
Хави идет в печали

Перипетии вокруг выборов и последующей скоропостижной отставки президента ФИФА относятся к случаям, когда дурная слава — это все равно слава. И пройти мимо оной в нашем пятничном “триалоге” было бы грех.

Сергей Кайко. Ну да, старик Йозеф глаза намозолил — популярнее Лео Месси сегодня 79-летний швейцарский дед. За последние неделю-полторы я прочитал про него, наверное, текстов двадцать. И во всех излагается главное: невероятная коррумпированность ФИФА вообще и ее президента лично. Это, собственно, сейчас аксиома во всем прогрессивном мире. И этого в принципе достаточно, чтобы все про Блаттера понимать даже без расследований ФБР. Футбольная семья маленькая. И если кто-то из “крестных отцов” торгует налево фамильными драгоценностями вроде чемпионатов мира, об этом скоро становится известно даже самому бедному родственнику.
Меня при этом более всего потрясли выигрыш швейцарцем недавних выборов и заход на новый срок. Все знают, что Блаттер жулик, он знает, что все знают, а все равно выходит к электорату с фирменной улыбкой и говорит правильные слова. И Европа — та часть мира, которая двигает и развивает футбол — ничего не может сделать, чтобы “забанить” старого шулера. Потому что есть на свете отличные ребята из Океании и Африки, которым дали гранты на развитие и которые смотрят на добродетельного шефа преданными глазами, поднимая за него обе руки. Упрощаю ситуацию лишь для большей наглядности. Абсолютно же ясными мне кажутся два обстоятельства. Первое: система голосования в ФИФА несовершенна — не должно быть так, что на выбор будущего в равной степени влияют условная Германия и условная Ангилья (где это вообще?). Второе: остановить разложение ФИФА могло только вмешательство извне. Так что спасибо проклятым америкосам.

Сергей Мордасевич. Да, нынешняя избирательная система не идеальна. Но предложите лучше! Считать голос условной Германии за десять, а условной Ангильи — за четвертинку? Ну бред же! Так мы дойдем до того, что и на политических выборах голоса известных и богатых особ будут иметь больший вес, чем простолюдинов.

С.Н. А почему нет? И что здесь бредового? Следуя твоей, Сергей, логике, сущий бред — и право вето в Совбезе ООН у пяти постоянных его государств-членов, наиболее влиятельных в мировой политике. Вижу сплошь выгоды для футбола, если бы страны, наиболее преуспевшие в его развитии, имели и возможности влиять на судьбы игры согласно некой льготной градации. Определять ее можно… да хотя бы тем же текущим рейтингом ФИФА на день голосования. Но это уже детали. Суть: принцип “одна страна — один голос”, на мой взгляд, в футбольной семье отнюдь не обязателен.

С.М. А я вижу в нем строгое следование провозглашенным ФИФА принципам демократии. Другое дело — общее футбольное образование экзотичных стран, которое явно надо повышать. А то на недавних выборах пять процентов делегатов неправильно ответили на вопрос: кто чемпион мира?
А вообще накануне пятничного голосования не хотелось видеть президентом ФИФА ни Блаттера, ни стоявшего к нему в оппозиции принца Иордании. Блаттера — потому что он коррупционер и пенсионер. Возможно, это предрассудки, но у меня есть некоторые сомнения, что такой мощной структурой, как ФИФА, может успешно рулить человек, стоящий на пороге девятого десятка. Принца — потому что он принц. Опять же к вопросу о предубеждениях: ну куда может завести игру номер один функционер из “мегафутбольной” державы Иордании? Да и убедительных футбольных аргументов, если честно, Али бин Аль-Хусейн не предъявил. И уже, видимо, не предъявит. Для меня очевидно, что сменщиком Блаттера станет не он, а куда более именитая персона. В итоге отречение старика Зеппа от престола нарисовало идеальный вариант, который до голосования был невозможен: ни Блаттер, ни иорданский принц.

С.Н. По мне, так непостижимо, как конгресс вообще добрался до отметки голосования. Ведь понятно, что в связи с открывшимися накануне обстоятельствами — оптовым арестом изрядной части управленческой верхушки ФИФА, обострившейся оппозиции Блаттеру со стороны европейцев и примкнувших к ним союзников — история при любом завершении конгресса обрела бы только новое начало.

С.К. Действительно, блаттеровское “Я устал, я ухожу…” — идеальное развитие истории. Даже такой “футбольный” человек, как российская журналистка Юлия Латынина (искренне удивляющаяся, почему это в ФИФА входит 209 стран), и та подивилась выборной интриге на недавнем конгрессе. “Выбирать между Блаттером и принцем Али — ну, мне очень жаль футболистов…” И вправду альтернативка была — как между “Жигулями” и “Москвичом”…

C.Н. Выборы надо было сразу переносить. И предложить это должен был сам Блаттер. Этим он подставил бы свою репутацию под куда менее сокрушительный удар, чем тот, что грянул четырьмя днями позже — с объявлением о принудительно-добровольной отставке. Все-таки да, способность считать варианты в преклонном возрасте явно притуплена…

С.К. Модель голосования в ФИФА — это футбольный вариант всеобщего избирательного права. Недостатки его известны, наверное, из любого учебника политэкономии. Главный — соблазны кандидата сшибать голоса. То есть апеллировать к простодушным люмпенам и обещать златые горы. Из этой трубы на орбиту вылетают популисты обычно левого толка, а в обществе формируется иждивенческая ментальность. На этот скользкий путь, кстати, помаленьку становится Европа с ее засильем иммигрантов и растущими пособиями по безработице. А альтернатива всеобщему праву есть — ее тоже можно извлечь из учебников. Да и не только. Папу Римского вон выбирает конклав специально обученных людей по сложной технологии, за закрытыми дверями и с белым дымом. Это к вопросу, что футбол — одна из религий в современном мире.

С.М. Итак, избирательная система устарела и ее нужно менять? Придумать новую — процесс сложный и затратный по времени. Для начала есть простое и здоровое демократичное решение: ограничить количество президентских сроков. Уйди тот же Блаттер четыре года назад — сейчас наверняка жил бы счастливым пенсионером, без проблем с законом. Но нет — захотелось ему продлить царствование до 17 лет. Ведь и за предшественником Зеппа Авеланжем, пробывшим на посту вообще 24 года, тянется шлейф коррупционных скандалов. Как по мне, оттрубил два-три цикла — дай другому. Кто, кстати, будет этим другим, как считаете?

С.К. Сейчас, конечно, список претендентов на верховный футбольный пост сильно удлинится. И Фигу мы там увидим, и Жинола, и еще бог весть кого — на жирный кусок зарятся многие. Но, честно говоря, не жду, что на хозяйство придет какой-нибудь просвещенный прогрессист и поведет футбол в светлое будущее. Система-то осталась. Значит, в условиях жесткой конкуренции и цейтнота кандидаты пойдут тем же кратчайшим путем — будут сшибать голоса. То есть двинут по следам Блаттера в Африку и Океанию, пообещают увеличение “пособий по безработице” для Зимбабве и Фиджи. Не удивлюсь, если мы увидим в этой шаманской пляске даже Мишеля Платини — сегодняшнего идейного оппонента опального Зеппа.

С.Н. Еще как увидим! Если не воочию, так через представительство в лице соратника калибром крупнее, нежели отважный потомок бедуинов Али. И здесь я готов подсыпать в жернова нашей беседы антиглобалистского песочку. Ясно, что окружение Блаттера в изрядной доле подходит под нехитрый вердикт “Вор должен сидеть в тюрьме”. И любому, кто поспособствует этому хотя бы в некоторой степени, готов аплодировать. Почему не швейцарцам и американцам? Браво!
Впрочем, это ничуть не отметает моих сомнений касательно того, чей лагерь (если условно, Блаттера или Платини) окажется более полезен для футбола в смысле спортивном. Приведу простой, но показательный повод для скепсиса. Ведь это Блаттер не сразу, но решительно стал проводником современных компьютерных технологий в практику судейства. Тогда как именно Платини стоит на пути этих новшеств каменной стеной и ратует за рутинное увеличение числа судейских глаз. А это порой только множит разнобой в толковании спорных эпизодов.
Не знаю, как вас, но меня пугает и склонность президента УЕФА к частым радикальным пересмотрам устоявшейся системы топ-соревнований как среди клубов, так и среди сборных. Кстати, за всеми этими нововведениями проглядывает очевидный бизнес-интерес, пусть даже в более изящных и не таких изуверских формах, как в изъеденной коррупцией команде Блаттера. Много ли различий, к примеру, в подоплеках отправки ЧМ-2022 в Доху и дарении EURO»2020 Баку?

С.М. Но ведь до главного — введения в футболе видеоповторов — Блаттер так и не дошел. И, уверен, революции не случилось бы, даже останься дедушка во главе ФИФА на новый срок. А без этого все его технические реформы выглядят мелковато. Платини подкупает тем, что мы его хорошо знаем. Как великого в прошлом футболиста. Как неплохого, если вдуматься, менеджера. А этот его реформаторский зуд… Знаете, я тоже не в восторге от решения разбросать EURO по городам и странам. Но давайте подождем: а может, из этого действительно получится что-то путное? Может, нам понравится? Я бы, например, не отказался от топ-турниров врассыпную, если пару матчей при этом достанутся нашей Беларуси. Понятно, что речь о параллельной реальности, в которой Минск украсит красивый и современный стадион.

С.Н. В твоей версии реальность, скорее, еще долго будет параллельной. А вот “рассыпать” уже ближайшие чемпионаты мира обновленная и очищенная ФИФА очень даже может. Даже не так: шансы Катара сохранить турнир при новой футбольной власти обещают устремиться к нулю. А что касается оконфузившихся с поддержкой Блаттера россиян, то они, похоже, крепко привязали свои перспективы принять ближайший “мир” к своему же глобальному поведению на планете в ближайшие месяцы. Вопрос в том, так ли дорог теперь России этот “мир”. Еще поговорим…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?