Китайские секреты. Ли Руй: побеждает тот, кто умнее
Причем Лаланд, охарактеризовавший методы китайца как “любопытные и специфические”, благодаря в том числе им быстро вернулся в строй после полученной травмы. Известно, что Ли Руй живет в Беларуси давно и в последние годы работает с нашей биатлонной сборной, где его также ценят. Решив познакомиться с медицинским “легионером” поближе, корреспондент “ПБ” напросился к нему в гости и услышал от доктора Ли немало интересного. Наша беседа проходила на великом и могучем, который, как оказалось, китаец освоил вполне прилично.
— Любопытно, откуда вы знаете русский?
— О, я ведь живу в Минске уже двадцать два года. Можно сказать, полжизни. Моя жена — белоруска, бывшая медсестра. Зовут Любовь Игоревна. Детей, правда, нет. Специально язык не учил — просто слышал речь кругом и запоминал. Кто общается со мной впервые, часто понимает не очень хорошо. Потом уже привыкает. При этом читать по-русски толком не умею. А пишу еще хуже. Супруга смеется: говорит, мол, ты выдумал новый русский язык. Я ведь правил не знаю — пишу так, как слышу. Получается забавно.
— Как вообще оказались в Беларуси?
— У меня был в Китае хороший друг, чья бабушка — белоруска. Она даже дала ему русское имя Виктор. Потом он перебрался сюда, а позже умер. Но в 1993-м позвал меня в Минск. Сначала я работал в медицинском центре “Авиценна”, а потом занялся практикой на дому и одновременно стал сотрудничать с местными спортсменами. Шесть лет работал с легкоатлетами.
— Какими?
— Например, с прыгуньей в длину Настей Мирончик. Очень хорошая спортсменка. Или с толкателем ядра Павлом Лыжиным. Но на Олимпиады с легкоатлетами не ездил. Возникали какие-то проблемы. На Играх впервые побывал в прошлом году в Сочи — тогда уже начал сотрудничать с биатлонистами. Точнее, в основном с биатлонистками — с мужчинами пересекаюсь лишь эпизодически. Даша Домрачева получила три золотые олимпийские медали, а мне дали почетную грамоту. И сейчас продолжаю работать с девушками. Даша, Надя Скардино, Настя Дуборезова…
— С Домрачевой наладили контакт?
— О, Даша очень хорошая. Это спортсменка высочайшего уровня — мировой стандарт. И сейчас с ней занимаюсь — она же на сборе в Раубичах.
— Там же в эти дни и знаменитый Оле-Эйнар Бьорндален…
— Ха-ха! Ну да, я уже успел познакомиться и с ним. Нормально, хороший парень!
— Сделали ему массаж?
— Да, да, мы поработали…
— А Домрачевой на Олимпиаде сильно помогли? У нее были проблемы?
— Когда спортсмены много тренируются, у них постоянно возникают какие-то боли — скажем, в шее или спине. Вот и приходилось применять свои методы. Это китайская медицина — например, точечный массаж. Даша чувствовала себя хорошо, но иногда у нее могла чуть-чуть болеть спина. Простым людям это и не мешает, они ходят как обычно, но спортсмены сразу чувствуют. Нет скорости. А когда со спиной все в порядке — и бежится по трассе без проблем.
— Как вы стали работать с хоккеистами?
— Пригласила федерация. Отправили в командировку на чемпионат мира. Раньше, если честно, этот вид спорта практически не смотрел. В Китае ведь хоккея толком нет. Когда я впервые увидел игру с шайбой по телевидению, вообще почти ничего не понял. Глядя на экран, ее как-то не чувствуешь. А сейчас очень понравилось.
— Предыдущее мировое первенство ведь проходило в Минске. За ним тоже не следили?
— Помню, какой-то матч посмотрел. Но одно дело наблюдать со стороны и другое — находиться внутри команды. Теперь эмоций больше. При этом Чехию как страну я даже не прочувствовал. Концентрировался на работе. Очень понравилось, как выступила сборная. Особенно, конечно, во встрече с американцами. Сейчас, считаю, белорусы не уступают практически никому из европейских команд. Но вот Канада — абсолютно другой уровень. Это как в баскетболе, когда звезды НБА впервые поехали на Олимпиаду и чемпионат мира. Очень сильные мастера. А вот из белорусских хоккеистов, к слову, раньше я не знал вообще никого.
— А теперь?
— О, с фамилиями и сейчас сложно. Но у меня записаны те, с кем непосредственно работал, помогал восстанавливаться от травм. Когда было очень нужно, то ко мне обращались. Смотрите, Артур…
— Гаврус?
— Да. Еще Олег — самый высокий в команде (Евенко. — “ПБ”.). И капитан. Калюжный, точно.
— У него ведь были проблемы перед стартовой встречей со словенцами?
— Ничего серьезного. Я просто помассировал ему голову. Это нужно, когда люди сильно нервничают. Вот я сейчас тебе так сделаю, и ты почувствуешь, что она станет чистой и ясной! Тогда ведь совсем другое ощущение. В спорте это очень важно. На свежую голову и работается лучше, и играется тоже. Надо очистить ее от ненужных мыслей.
— Кевин Лаланд рассказывал, как вы вернули его в строй за 48 часов.
— О, Кевин! Он просто чуть-чуть потянул мышцу ноги. Испытывал боль, не смог сыграть в матче с Финляндией. Делал ему массаж, и через два-три дня вратарь чувствовал себя нормально.
— В чем секрет ваших методов?
— Доктора, использующие китайскую медицину, просто по-другому думают. У нас все основано на так называемых меридианах — каналах, связывающих различные участки тела. По ним идет жизненная энергия. Например, если спортсмен потянул сухожилие — надо лечить печень. Потому что они взаимосвязаны. Если серьезно заболела печень — нужно трогать определенные точки, чтобы выздороветь. Это целая наука.
— Используете и иглоукалывание?
— Да, но это уже сильное средство. Когда массируешь пальцами, то получается нежно. Иголок некоторые люди боятся. Ха, ты думаешь, все так просто? Вот я сейчас сожму твою руку пальцем — не больно, да? А если иголкой — будет другое ощущение.
— Хоккеисты не опасались?
— Нет. Они отнеслись ко мне очень хорошо. И Домрачева тоже. Даша вообще самая умная. Если хочешь добиться больших результатов в спорте, надо, чтобы мозги были на месте. Кто умнее, тот и побеждает. Потому что нужно отлично себя чувствовать и себя же понимать. А еще необходимо быть сильным духом. Если характер твердый, крепкий — можешь стать чемпионом. Мягкие же люди вряд ли добьются в спорте больших высот.
— В Китае часто бываете?
— В последнее время стараюсь выбираться каждый год. У меня ведь старая мама, 89 лет. Она живет в городе Сиань, это в центре страны. Если есть время, надо к ней приезжать. А потом мама умрет — и все, правильно?
— Как китайцу живется в Минске? Нравится здесь?
— Очень! Считаю Беларусь второй родиной. Когда зимой езжу по соревнованиям, начинаю скучать по ней. Это мой дом. Даже в отпуске побуду три недели в Китае — и тянет в Минск. Все-таки здесь семья, жена.
— Белорусы сильно отличаются от китайцев?
— Не могу сказать, что разница большая, но она есть. Культура чуть-чуть другая. Однако хватает и общего. Ведь раньше Китай строил коммунизм и учился у СССР. Система, законы — все похожее. Помню, когда я только приехал в Минск, то подумал: о, здесь прямо как дома! Только лица у людей другие. А вот когда приезжаю в Европу — чувствуется большая разница, причем часто в мелочах. Смотри, в Беларуси в субботу и воскресенье магазины работают, в Китае — тоже. А в Европе — нет. Таких вот деталей хватает. Кстати, и девушки здесь сильно отличаются от европейских. Россиянки, белоруски более культурные, аккуратно одетые. А в Старом Свете одеваются как хотят, как попало. Некрасиво.
— А в Китае?
— О, сейчас у нас девушки тоже стали следовать западной моде…
— Но с Беларусью ваша страна тоже вроде бы дружит. Недавно в Минск наведался глава КНР Си Цзиньпин.
— Он очень любит Беларусь! Впервые Си приехал сюда лет тринадцать назад. Тогда наш нынешний председатель занимал другой пост — министра или кого-то в этом роде. И первый же визит на этой должности нанес в вашу страну! Так что да, у нас дружба.
— Как вы вообще увлеклись китайской медициной?
— В молодости я два года изучал ушу — не борьбу, а гимнастику с таким же названием. В ней много общего с медициной. Ушу особое значение придает дыханию. Воздух должен проходить через меридианы, о которых я говорил. И тогда хорошо работает все: и мозг, и мышцы. А вообще я учился в родном Сиане на доктора и специализировался именно на китайской медицине. Потом работал на родине в университете, преподавал. Позже решил перебраться в Беларусь. Если говорить правду, китайская медицина — сложная наука. Надо хорошо чувствовать людей. Сначала их выслушать — а потом почитать и подумать, какой меридиан нуждается в притоке энергии. Слышали про инь и ян? Это два взаимодополняющих начала, которые должны находиться в равновесии. Если этот баланс есть, то человек здоров. Но бывает, что у одних людей повышен инь, у других — ян. Такие люди болеют. Половина меридиана — ян, половина — инь. Кожа, кишечник в этой системе наверху, а сердце — внизу. Если на душе неспокойно — например, человек плохо спит, — европейская медицина скажет, что проблема с нервной системой. А мы говорим, что все дело в сердце. Нервничать действительно надо меньше. Допустим, на улице очень жарко. Когда человек спокоен, он это особо и не почувствует. Может, вначале и ощутит, но потом все придет в норму. А вот если человек возбужден, нервозен, то жара будет ему сильно мешать.
— Китайская медицина лечит все болезни?
— По правде говоря, почти все. Где она бессильна? Я даже не знаю…
— Скажем, рак?
— Сейчас тоже лечит. Ну, помогает. В онкологии многое зависит от психики. Ведь рак был всегда, но люди часто не знали о своем диагнозе. Сейчас им, как правило, говорят. И когда известно, что у них такая болезнь, они начинают бояться, переживать. В таком случае организму становится хуже. А вот если человек не думает о своем заболевании, то может излечиться сам. Рак был — а потом его нет. Все зависит от настроя. Лучше не думать о проблемах. Кто постоянно доволен и счастлив, тот и не болеет. А если ты много нервничаешь, то и здоровье у тебя будет плохим.
— Травмы спортсменов тоже зависят от психологии?
— Нет, это чуть-чуть другое. Просто, скажем, кто-то потянул мышцу. На нее и надо воздействовать, а не на сердце. Она связана меридианом с желудком. А если у кого-то проблемы с костьми, они хрупкие, ломкие, то проблема всегда кроется в почках.
— Читал, китайская медицина использует пиявки, всевозможные отвары из змей, лягушек… В вашем арсенале подобное тоже есть?
— Нет, абсолютно. Даже не знаю, зачем это нужно.
— Китайские спортсмены все время используют традиционную медицину?
— Да — скажем, всевозможные травы. Они, кстати, могут помочь и здоровым людям. Смотри, вот у меня баночка с коричневой жидкостью…
— Похоже на соевый соус.
— Ха-ха! Нет, это точно не соус. Понюхай! Можно натереть его — и будет польза мышцам.
— Как в Китае относятся к привычной нам европейской медицине?
— Западные врачи очень аккуратны и внимательны. Но у них другие взгляды. Гляди, у меня горшок с растением. Китайские доктора смотрят в корень. А европейские — на вершки листьев. Подход сильно отличается. Мы думаем так: если что-то не в порядке с корнями, как может быть хорошо всему растению? Западная наука, конечно, сильна. Но опять же тамошние врачи говорят: это нервы. Ну хорошо, и что дальше? А китайская медицина скажет, что проблема в сердце. А ему что поможет? Почка. Сердце — это огонь, а почка — вода. Вода тушит огонь, не так ли? Если почки работают хорошо, то воды хватает. А когда на душе неспокойно, то ее, наоборот, мало. У каждого органа своя стихия. Скажем, желудок — это земля. Легкие — золото. И изучаются взаимоотношения между стихиями. Земля — “мама” золота. Золото — “мама” воды. Вода — “мама” дерева. И так далее.
— Как все сложно…
— Непросто. А можно смотреть и с другой стороны: кто кого “кусает”. Огонь — золото, золото — дерево, дерево — землю… Кто-то пойдет к врачу, пожалуется на боли в животе, и ему скажут: это язва. На самом же деле желудок у человека нормальный, а он просто много думал и нервничал, и его “кусала” печень. Ее и надо лечить, а не желудок.
— А что надо делать, чтобы меньше нервничать?
— Конечно, проблем в жизни хватает. Но о многих из них думать просто не имеет смысла. Что толку тревожиться, упадет ли небо на землю? Здесь от тебя ничего не зависит. Другое дело — если ты сам в силах что-то изменить. А вообще, людям надо умерить свои аппетиты. Сейчас народ слишком многого хочет. Чем больше желаний, тем больше проблем. Почему люди верят в бога? Он говорит: зачем нервничать? Надо хранить спокойствие. Дали тебе горькую еду — ешь ее. Дали сладкую — питайся ей. Такая вот философия.
— Вы верующий?
— Даже не могу сказать, да или нет. Я ведь рос в коммунистическом Китае, и там сказали, что бога не существует… Но религиозная философия мне близка.
— Вернемся все-таки к спорту, а то мы далековато от него ушли. Еще будете работать с белорусскими хоккеистами?
— Наверное, нет. Я сейчас тружусь с биатлонистами — как можно пойти в хоккей?
— Почему вас привлекли зимние виды? А как же, к примеру, спорт номер один — футбол?
— Не знаю… Просто никто меня туда не звал. Вообще меня интересуют и футбол, и баскетбол. Если можно им как-то помочь, то я с удовольствием! Всегда рад оказать поддержку спортсменам нашей страны. Да-да, Беларусь для меня уже наша…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь