Когорта Шевцова. Андрей Юринок: швабра как предчувствие
— Тебя уже можно поздравлять с переходом?
— Еще рано. Контракт с армейцами не подписан. Думаю, все решится после 14 июня, когда закончится сезон национальной команды. Для начала надо хорошо сыграть против боснийцев и литовцев.
— Почему трансфер затягивается?
— Потому что есть еще предложения, кроме армейского.
— В том числе от БГК?
— Да. Хотя склоняюсь все-таки к варианту СКА. Молодая команда, больше возможностей играть. В БГК, наверное, пока рановато. Там легионеры, сильные мастера. Если сидеть на скамейке, никакого опыта не получишь. Но вообще пока думаю. Прислушиваюсь к мнению друзей, родителей… Отец у меня учился по спортивной части. Чем только не занимался: и легкой атлетикой, и гандболом. Даже у Анатолия Петровича Мешкова тренировался.
— Ты родом из Бреста. Как получилось, что там тебя упустили?
— Гандболом начал заниматься у Леонида Ильича Вашкевича. Потом Николай Владимирович Жук заметил во мне перспективу и предложил поступить в училище олимпийского резерва. Мне тогда было лет четырнадцать-пятнадцать. Поначалу отказывался. Не хотелось уезжать из дома. Но за лето изменил решение. В итоге благодаря Жуку дорос до национальной сборной. Ну и вот — уже ведущие клубы начали мной интересоваться.
— Как Вашкевичу удается отыскивать и готовить столько будущих сборников?
— Он молодец, очень любит свое дело и свои команды. Часто устраивает выезды, сборы. Только в недавние годы Леонид Ильич воспитал Славу Шумака, Юру Лукьянчука, Артема Кулака, меня… Считай, все брестские гандболисты прошли школу Вашкевича.
— Готов к тому, что даже в СКА первое время придется посидеть на скамейке?
— Не хотелось бы. Но готов. Понимаю, что сразу вместо Ивана Бровко меня никто не поставит. Впрочем, надо стараться, добиваться своего.
— Бровко — кумир с детства?
— Это точно. С тех самых пор, как начал смотреть гандбол. Маленький, быстрый, боевой, злой… Такой шарпейчик. Бьет больно. И когда в чемпионате против него играешь, и на тренировках. И техника хорошая, подкрутки здорово исполняет…
— Поначалу обращался к нему на “вы”?
— Да. Стеснялся. Мужикам уже за тридцать, а я пришел такой, восемнадцатилетний. Но потом как-то само собой переключился на “ты”. Игры, подсказки: “Андрей, ты то сделай”. — “Ваня, ты так сыграй”. Потихоньку обживаюсь в сборной.
— Чем запомнится время, проведенное в “Витязе”?
— Выездами в балтийские страны. Повидал там немало. Жук — вообще уникальный человек. Мне — как второй отец. Подростком я немного ленился. Однако Николай Владимирович заставлял работать. Строгий, но всегда говорит правду в глаза. Его любимая фраза после проигрышей: “Все нормальные люди на 80 процентов состоят из воды. А вы — на 80 процентов из дерьма”. А нам обидно, вроде старались…
— Выезжая в Прибалтику, в интересные истории попадали?
— Вот недавно была одна. “Витязь” не договорился с училищем насчет автобуса. Поехали на машинах. Третья “мазда”, пять игроков “молодежки”, сидишь боком… Очень холодно — зима. И я еще легко оделся, зная, что едем на авто. На обратном пути нам навстречу выбежала лиса. Увернуться не получилось, подбили. Машина — автомат, не оттащить. Тем более лиса хорошенько по ней прошлась. А мы за границей: кому звонить, что делать? Кое-как заказали эвакуатор из Беларуси. Ждали целый час. По правилам, он забирает машину, но не пассажиров. Еле упросили пустить внутрь. На границе стали машину толкать. И кому-то пришла идея сфотографироваться. Так выбежали пограничники, как по тревоге: что снимали, зачем? Объясняли, что решили запечатлеть эти приключения. В итоге с горем пополам доехали домой.
— Ты все время играл на краю?
— Начинал в линии. Но как-то поехали в Астрахань со сборной 1996 года. Спорил за место в составе с Артемом Корольком. Тот сыграл первый матч и травмировался. Я его подменил. Но на этом повреждения не закончились, и вскоре сломался угловой. На край ставить было вообще некого. Жук и сказал: давай. Самое интересное, что сразу получилось — забросил два из двух. Был в шоке. Так и прижился. Сейчас для позиции линейного уже не подхожу: вес не тот.
— В сборной ты возник внезапно, из ниоткуда…
— Даже не знаю, как объяснить. Тренировался, старался… Юрий Анатольевич Шевцов, наверное, разглядел перспективу. Высокий парень, прыгучий, быстрый. Решил меня попробовать. Вроде стало получаться. Установились хорошие отношения. Не то что любимчик. Но, может, и есть какая-то симпатия с его стороны.
— Каково было защищаться против Хансена, забрасывать Ландину в матче с датчанами?
— Честно? Было очень страшно. Против тебя лучшие игроки мира, ты недавно попал в сборную, и тебя сразу ставят. Ноги тряслись. Еще и зал шумел. Боялся ошибиться. Но ребята поддержали.
— Ты был в “списке 28” перед чемпионатом мира в Катаре. В глубине души надеялся съездить на топ-турнир?
— Надеялся. Хотя были два сильных угловых — Бровко и Титов. В принципе они и сыграли хорошо. А мой статус Юрий Анатольевич прояснил сразу. На сборе в Могилеве пригласил пообщаться. Говорил: понимаю, что ты надеешься. Но тебя вызвали на сбор, чтобы побыл с ребятами. Главная твоя задача — помочь команде 94-го года отобраться на “мир”. А потом в шутку: очень хочу побывать с вами в Бразилии! Так из Могилева я отправился в Стайки тренироваться с “молодежкой”. Не обижаюсь. Оправданное решение: получил опыт и там, и там.
— Кстати, о Бразилии. Скоро ехать?
— Да, уже скоро… Все лето тренироваться. Считай, никакого отпуска. Но надо: возможность съездить в Бразилию выпадает не каждый день. Ну и выступить необходимо достойно. Травмированы Смоликов, Хадкевич, Подшивалов. Если эти ребята восстановятся, будет гораздо легче.
— После прошлогоднего юношеского чемпионата Европы Жук сказал про вас: “У всех проблемы: девушки, квартиры. Раннее взросление — но не спортивное, а бытовое. Тепличные люди”.
— Правильно сказал. Кто чем живет, как говорится. Я люблю гандбол — как вид спорта, как работу. При этом найду время и погулять с девушкой, и еще что-нибудь сделать. Но гандбол все равно на первом месте. А есть такие, у кого другие интересы. Не так сильно увлечены игрой. Их немного, но есть. Вообще одиннадцатое место на том турнире — неважный результат. Тренер сильно переживал.
— Какой приз получил как лучший левый крайний чемпионата Беларуси?
— Пока ничего не дали. Да и вообще, считаю, такого не заслужил. В чемпионате провел совсем мало серьезных матчей — в составе сборной-94. С “Витязем” же мы играли не в группе “А”. Лучший левый крайний из, можно сказать, второго дивизиона — даже не знаю… Но если федерация посчитала…
— Чем, помимо гандбола, увлекаешься?
— Люблю спорт в целом. Катаюсь на лыжах, на сноуборде, в настольный теннис играю. Читаю не то чтобы часто, но назову и литературу. Увлекаюсь фантастикой. Нравится серия книг “STALKER”. Там много интересных авторов: Андрей Ливадный, Василий Орехов…
— Футболист Яблонский, будучи юношей, держал полотнище Лиги чемпионов, когда БАТЭ обыгрывал “Баварию”. Ты подавал мячи на знаковых матчах?
— И не только мячи подавал. Вот вспоминается матч нашей сборной на “Минск-Арене” года четыре назад. С кем же тогда встречались? А-а, с датчанами. Так вот я сначала выносил флаг ЕГФ, а потом шваброй орудовал. Выгодная “должность”: очень хорошо видно игру. Особенно за угловыми следить удобно.
— Выходит, дистанция от полотера до участника в матчах Беларусь — Дания оказалась для тебя совсем короткой…
— Да, на швабре теперь другие…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь