Три Сереги. Кулаки по столу

21:33, 25 июня 2015
svg image
666
svg image
0
image
Хави идет в печали

Да и “Copa America”, где также начались решающие матчи, не будит во мне интереса, сравнимого с баскетбольным. Дело, может, частично и в том, что футбол за долгий сезон успел порядком приесться. Но главная причина, конечно, в ином: наши девушки дают зрелище и результат, пробуждают любопытство и патриотизм. Вы как — тоже загорелись в эти дни баскетом?

Сергей Новиков. А как по-другому? Эта игра не входит в число тех, за которые приходится отвечать по долгу службы. И в этом есть своя прелесть: оставив “производственные” процессы коллегам Добрияну и Герчикову, просто болеть — отвязанно и непринужденно, с криками, охами и кулаками по столу. Дело ведь еще и в сюжете. Эти белорусские баскетболистки словно задались целью крюками зацепить нынешнюю свою “Европу” в памяти как можно большего числа со- отечественников. Они все делают согласно канонам триллерного жанра. Сначала все было “шоколадно”, потом едва не пошло крахом, потом снова забрезжила и окрепла надежда на удачу и успех. Как оказалось, все это было ради того, чтобы мы пережили в концовке “саспенс имени Кати Снытиной” и облегченно выдохнули в итоге. Впрочем, в каком итоге? Кто знает, что готовит нам эта команда в предстоящих медальных баталиях?

Сергей Кайко. Да понятно, что готовит. Нервотрепку, конечно, — те самые крики, охи и кулаки по столу. И счет на табло, неведомый до последних секунд. Вот же послал бог сборную! Она может порвать любого с двузначной разницей, как тузик белку. Может гусарски прокутить ту же разницу за половину четверти. При выигрышном счете, владении мячом и полутора секундах до сирены — может поднять тебя на дыбы и заставить израсходовать запасы нецензурной лексики на два года вперед. Она может все. Потому и влюбляет в себя. Сколько раз за эти окаянные дни хотелось сказать банальность вроде: это женский баскет, детка. И ты как будто уже знаешь его рулеточную специфику и готов к ней — а все равно каждый матч принуждает шевелиться волосы. И так здорово, е-мое…

С.М. Но давайте перейдем от эмоций к самой игре. На прошлогоднем чемпионате мира наши девчата были не “буяльскими”, а “григасовскими” и заняли лишь 10-е место. Впереди при этом оказались пять команд из Европы — так что нынешнее выступление заметно лучше того, как ни крути. Позитивные подвижки связываю в первую очередь с возвращением старых персонажей и появлением новых. Во-первых, это сам Буяльский. В сборную тренер вернулся отдохнувшим, переосмыслив прошлое, и ведет игру грамотно, даже несмотря на редкие промахи вроде не взятого тайм-аута в концовке матча с литовками. Во-вторых, это Анастасия Веремеенко. Молодой маме надо памятник ставить за то, как быстро и ловко вошла в тонус после родов. Ну и, безусловно, Линдсей Хардинг. Кажется, противников ее натурализации уже не осталось в природе. Кстати, среди этих противников в свое время был и я. Смущал не сам факт приглашения американки, а то, как он обставлялся. Линдсей получила новый паспорт раньше, чем услышала белорусское слово и побывала в нашей стране. Сейчас-то понятно, что это свой в доску человек. И девушка милая, и играет здорово, и с партнершами, кажется, ладит, и даже ошибается порой так же бестолково, как наши. Не имею ничего против разумной натурализации как явления. Однако хочу, чтобы под нее тщательно готовили почву. Чтобы новичок любой нашей сборной сначала адаптировался, пообжился у нас, а уже потом надевал майку с гербом.

С.Н. Но хочется сказать в принципе и о другом. Летопись спорта — это рассказы о людях в экстремальных ситуациях. Игры — это ситуации, когда в экстриме задействованы множество персонажей, разных и неповторимых. Это квинтэссенция спортивного соперничества, которым народные массы увлечь в разы легче, нежели любыми индивидуальными забавами. Игры даже в случае легкого намека на успех делают болельщицей всю страну. И, к слову, с наивысшим эффектом привлекают к стране внимание околоспортивной публики вовне. Те же девчата с тренером Буяльским уже играли на Олимпиаде в Пекине. И я уверен, про их тамошнее скромное, с шестым итогом, выступление на планете до сих пор помнят больше зарубежных любителей спорта, нежели, скажем, о золоте Андрея Арямнова, взятом тогда же.
К чему клоню? Если уж ставить задачу прослыть спортивной нацией (а она у нас звучит практически директивно), надо не жалеть внимания, то есть любви и денег, прежде всего для спортсменов-игровиков.

С.К. Ох, спорно… Не насчет внимания: здесь все понятно — мяч и шайба всегда будут популярнее шпаги, винтовки и штанги. Насчет — денег. Думаю, если подбить “бабки”, то окажется, что на игровые виды у нас и так уходит львиная доля всех отчислений на спорт. И пусть не сегодня, так вчера футболист условного жодинского “Торпедо” имел в разы больше условного чемпиона мира по стрельбе. Да и по поводу популяризации страны здесь все ложится пятнами. В подтверждение — всего две фамилии. Домрачева и Азаренко. За биатлонистку Дашу во время сочинских Игр уж точно болели далекие от спорта домохозяйки, бледные гики и древние вахтеры районных поликлиник.
Мне кажется, игровые виды как средство ценны другим — они способны разбудить в людях не только болельщика, но и участника. Вдохновившись успехами Домрачевой, вряд ли кто-то бросился в оружейный магазин и в “Спорттовары”, чтобы экипироваться и ехать гасить самодельные мишени. А вот победы игровиков идут прямиком в народ. И заполняют спортплощадки и секции — и в конечном счете работают на массовость и развитие.

C.Н. Все так! И это уже другая сторона понятия “спортивная нация”, которое имеет смысл только при популярности игр. А ставить под сомнение величие Даши и Вики глупо — я и не буду. Но это уникумы, поцелованные богом. В команд- ных же игровых видах достижений, сопоставимых по звучности, могут достичь в числе других и спортсмены с куда более обыденным соотношением степеней таланта и трудолюбия. И тоже стать кумирами, героями пересудов и споров.
А что касается “львиной доли отчислений”, то жодинское “Торпедо” здесь уж точно не в тему. Мы не про футбол, заведенный у нас на клубном уровне в зону абсурдных, не соизмеримых с уровнем мастерства трат. Мы как раз про куда более скромные по материальным запросам виды. Тот же гандбол уже сегодня способен собирать на трибунах аудиторию, неподъемную для большинства футбольных клубов “вышки”. Причем даже на знаковых матчах чемпионата страны, не говоря уже о поединках сборной.

С.М. Кстати, а вы заметили, что едва ли не все наши игровые сборные в последнее время либо твердо закрепились на взятых рубежах, либо прогрессируют? Мы их привыкли ругать, а они вот какие молодцы. Про баскет уже сказано. Гандболисты вырвались на четвертый кряду топ-турнир. Хоккеисты наделали шуму на чемпионате мира. В волейболе так вообще сыграют на “Европе” и мужчины, и женщины — вот кто точно обделен вниманием. Уж как в последние годы критиковали футбольную сборную, но и она, кажется, встала на путь истинный. Тенденция, что ни говори. Чем она обусловлена, как считаете?

С.К. Традицией, чем еще? Под боком у гандболистов есть гандболистки — их сборная стоит на прежних рубежах. Под боком у баскетболисток есть баскетболисты — то же самое, вид сбоку. По поводу истинного пути футбольной команды вообще грех делать далеко идущие выводы и тем более вписывать их в тренд. И хоккеисты лишь закрепились на достой- ных позициях в элите — как им далеко до вершин, показал четвертьфинал с канадцами. В глобальном смысле прорыва игровиков у нас нет. Есть в лучшем случае эволюция. Уже хорошо, кто спорит.

C.Н. У меня есть важный компонент в объяснение относительного благополучия, наступившего в мужском гандболе и вернувшегося в женский баскетбол. Конечно, тренерский фактор. Юрий Шевцов и Александр Буяльский — как олицетворения. Как символы. Оба трудятся в отнюдь не идеальном климате, при изрядно запущенном внутреннем клубном хозяйстве. Но вот ведь получается! Почему? Потому что в основу работы со сборными положен системный подход. Есть стратегия. Есть ближние и дальние ориентиры движения. Есть убеждение в верности своих действий. Есть поддержка власть имущих в лице руководителей федераций. И главное: нет психологии временщиков-шабашников. Нет шараханий и радикальных смен курсов. И — о, чудо! Оказывается, соблюдение хотя бы таких базовых условий даже при уйме сопутствующих неурядиц (они у каждого вида свои) способно довольно быстро обеспечить стабильно-достойную конкурентоспособность. Способно сделать проекты национальных команд предметом обожания и патриотичного оптимизма. Мне представляется, что это тот плацдарм, с которого при разумном протекционизме государства можно развивать наступление на фронтах меценатства-спонсорства и окупаемости.

С.М. Множим примеры. Виктор Сидельников и волейбол. Как подсказывает сведущий в теме коллега Бачило, это своеобразный аналог Шевцова и Буяльского. Хоккей и Дэйв Льюис. Очевидно же, что сборная поднялась над собой, выросла благодаря краткосрочной, но вдумчивой работе ее канадского коуча. Футбол и Александр Хацкевич. Да, здесь говорить о прогрессе еще рано. Но, по крайней мере, у нас уже нет того уныния, что было совсем недавно. И разве кто-то возьмется спорить, что погоду здесь сделал именно приход Александра Николаевича?

С.К. Понятно, что кадры решают все. Кадры и система. Но даже при всех промежуточных успехах нашему “игровому” спорту недостает главного — того, без чего все его радости будут выглядеть кукольно на фоне олимпийского золота Домрачевой и вершины мирового топ-листа Азаренко. Не хватает титулов. Хотя бы одного. На взрослом уровне мы же ничего серьезного за четверть века не выиграли, да? Может, Буяльскому и его “женсовету” повезет? Осталось выиграть два матча — команде, которая может все.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?