Миграция. Мария Попова: поеду к черту на кулички
Мой звонок застал 20-летнюю баскетболистку в неподходящий для длительного общения момент. Маша пообещала, что готова дать интервью “Прессболу”, но только через несколько дней. И скороговоркой добавила: “Извините, сейчас говорить не могу. Я на свадьбе. У нас выкуп начинается”. Несложное расследование прояснило: в минувшие выходные узами Гименея связала себя Наталия Ануфриенко, а Попова была у подруги по сборной свидетелем. С этой подробности мы и начали нашу беседу.
ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Мария ПОПОВА. Родилась 13.07.94 в Бобруйске. Тяжелый форвард. Мастер спорта. Первый тренер — Наталья Богданович. Выпускница Могилевского УОРа. Выступала за команды: “Могилевчанка” (Могилев, 2008-2011), “Олимпия” (Гродно, 2011-13), “Намюр-Капиталь” (Сен-Серве, Бельгия, 2013-14), “Цмокi-Мiнск” (2014-2015), “Енисей” (Красноярск, Россия, с июля 2015-го). Двукратная чемпионка Беларуси (2013, 2015), двукратная чемпионка Балтийской лиги (2013, 2015), четырежды принимала участие в “Матчах звезд” (2011-13, 2015). Лучший молодой игрок чемпионата Беларуси, MVP “финала четырех” Балтийской лиги. Заняла 6-е место в рейтинге ФИБА лучших молодых игроков Европы (2014). В составе национальной сборной Беларуси принимала участие в чемпионате мира (2014) и двух чемпионатах Европы (2013, 2015).
С выкупом не продешевили
— Хорошо погуляли на свадьбе у Наташи?
— Ой, здорово! Все было по высшему разряду.
— Судя по фотографиям, которые выложила в инстаграме Марина Кресс, национальная сборная была представлена на свадьбе чуть не в полном составе.
— Половина так точно была. После чемпионата Европы мы даже не успели друг по другу соскучиться.
— Раз ты была подружкой невесты, значит, руководила выкупом. Любопытно, дорого ли достался жениху игрок национальной сборной?
— Мы с девчонками старались как могли, чтобы не продешевить. Жаль, совсем мало было времени на подготовку, ведь только прилетели из Венгрии. День, полтора максимум. Поэтому придумывали, можно сказать, на ходу, импровизировали. Постарались хорошенько напрячь жениха и его дружков. Было весело, все остались довольны.
— После утомительного топ-турнира подобное увеселительное мероприятие, наверное, пришлось вам как нельзя кстати?
— Это точно. Танцевали, пели, отдыхали. Отличный вышел релакс.
— С Ануфриенко тебя давно связывают дружеские отношения?
— Начали тесно общаться, как только я пришла в сборную. Мы обе из Бобруйска, а все, кто родом из этого города, стараются держаться друг друга.
— Наташа переживала, что из-за травмы не попала на Евробаскет?
— Конечно, сильно расстроилась, что так получилось. Но ничего не поделаешь, спорт без травм не обходится. Она уже сделала операцию — все прошло удачно. Чуть больше месяца занимается восстановлением, работает с реабилитологом Натальей Масловой. Восстановление проходит успешно. Даже практически не хромала на свадьбе.
— Конечно, хромая невеста явно вызвала бы подозрение среди родственников со стороны жениха…
— (Смеется.) Они же знали, что с Наташей стряслось. А насчет сборной — у нее все впереди. Обязательно сыграет следующим летом в олимпийской квалификации.
Чемпионат слишком раздули
— Завершившийся чемпионат Европы, безусловно, отнял у баскетболисток много сил. Тебя турнир в большей степени утомил физически или психологически?
— Мне было тяжелее морально. Все-таки высокая ответственность сказывалась. Да и усталость к финишу накопилась приличная. Сыграть десять матчей за неполные три недели — это не шутка. Физические нагрузки весьма серьезные, особенно для тех, кто много играл. Думаю, можно было провести чемпионат в два раза короче. Опять же, переезжая из одного города в другой, надеялись, что на новом месте условия окажутся лучше. А они были все хуже и хуже. Нет, вначале все было здорово: выигрывали на одном дыхании, победы воодушевляли. А потом вдруг резко затормозили.
Одно поражение, второе, третье… Сильно тогда расстроилась, думала: все, шансов у нас нет. И вдруг раз — и блеснула последняя надежда. Очень рада, что все удачно получилось. Пусть до медалей и не дотянулись, зато путевку на олимпийскую квалификацию заработали.
— И это тоже дорогого стоит. Ну а своим выступлением на европейском первенстве ты довольна?
— По-моему, сыграла нормально. Выходила помогать, чем могла, игрокам основного состава. Что-то, конечно, не получалось. Но девчонки молодцы, поддерживали. Мы с Маринкой Иващенко две самые молодые в сборной — ответственность серьезно давила, старались не ударить в грязь лицом. В принципе я осталась довольна своей игрой. А как кто думает, не знаю.
— Тебе не было жаль Иващенко, Рытикову, Кудряшову, почти весь турнир проскучавших на скамейке запасных? Когда по телевидению их показывали крупным планом, глаза были такие тоскливые…
— Ох… Безусловно, девчонки расстроились, что совсем мало играли. Но в этой ситуации все зависит от тренера. Анатолий Сергеевич посчитал, что нужно играть коротким составом. При Григасе я тоже свое первое первенство Европы в 2013-м в основном отсидела “на банке”. Однако это тоже опыт. На следующих чемпионатах им будет легче в моральном плане — не так давит ответственность.
— Уже на старте вы едва не упустили, казалось, верную победу над итальянками. Эпопея с овертаймом, которого добились на последней секунде благодаря Тане Лихтарович, разозлила вас? После этого стали всех громить, одержав три победы подряд.
— Возможно, и разозлила. А скорее придала уверенности. В следующих матчах более спокойно себя чувствовали, не нервничали. Стартовая же игра — серьезный стресс, огромное волнение, морально были придавлены. А выиграли, перестали волноваться — и пошло-поехало.
— Чем же тогда объяснить дальнейший трехматчевый спад? Со стороны показалось, что, одержав четыре победы подряд, команда, что называется, выпустила пар.
— Не могу объяснить, что с нами произошло. Видимо, в Ораде нам помогал зал с большими щелями в паркете. Возможно, чуть расслабились, когда переехали в Дебрецен. Или перегорели. Не знаю… Наверное, нельзя весь турнир пройти на одной волне, спады неизбежны. Ведь даже сербская сборная, завоевавшая золото, проиграла трижды.
Литовки больше нас опешили
— Встреча с командой Греции выдалась для тебя самой удачной: 20 очков плюс 7 подборов. Все шло как по маслу?
— Ну да. Как говорится, поперло. Начала забивать, мяч полетел. Бывают такие игры, когда почти все получается.
— В процессе подготовки вы дважды в Праге обыграли сборную Чехии, а на чемпионате уступили ей. Это обстоятельство не подействовало на команду расслабляюще?
— Не расслабились — точно. Там ведь игры тоже выдались упорные, мы у чешек “двадцатку” не выигрывали. К тому же в спаррингах не принимала участия их ключевой игрок — Эльготова. А она нам двадцать пять очков положила. Считаю, не справились мы с ней. Если бы плотнее держали, наверняка победили бы.
— Когда победный марш сменился трехкратными неудачами, какие чувства одолевали: растерянность, злость, боязнь потерять шанс пробиться в квартет сильнейших?
— При подготовке к четвертьфиналу с Литвой четко осознавали: ставки велики, надо рисковать — пан или пропал. Или гарантированно получали бы путевку в олимпийскую квалификацию, или пришлось бы отвоевывать ее в крайне тяжелом противостоянии. Как оказалось позже, конкуренция на единственное место вырисовывалась сумасшедшая: Турция, Россия, Черногория. Понимали, что будет неимоверно тяжело. Ведь перед литовками задача стояла точно такая же: или все, или ничего. Поэтому настраивались на игру очень серьезно. Для себя однозначно решила: надо забыть три проигрыша — это уже прошлое, история. Все начиналось с чистого листа. Нужно обязательно побеждать.
— Полагаю, этот матч тебе еще долго будет помниться. Вели с 19-очковым преимуществом, потом вдруг все растеряли, а в те злополучные заключительные полторы секунды, которые отняли у болельщиков полжизни, сделали литовкам царский подарок в виде безадресного паса Снытиной. Пережила тогда шок или не успела испугаться?
— Эмоции меня, конечно, переполняли, но сейчас даже не могу вспомнить какие. Наверное, была очень зла на Катю. Мы все были шокированы, потому как не поняли, что произошло. Зачем этот пас? Кому? Катя тоже, видимо, была в прострации, раз так сыграла. После матча я долго не могла успокоиться, заснула только под утро. Все думала: а если бы не выиграли, что тогда делали бы? Ужас…
— Заключительный бросок Линкявичене производила из-под тебя с Веремеенко. Накрывая ее, не опасались, что судья зафиксирует фол и победа от вас уплывет?
— Да какие тогда могли быть мысли?! Полторы секунды — надо отзащищаться, все делали на автомате. Никто ни о чем не думал. В том числе и литовки. Они, по-моему, опешили больше нас. Тайм-аута у них вроде бы уже не было. Все выглядели шальными.
Сербки нападают, как бультерьеры
— В полуфинале вам досталась Сербия. Анатолий Буяльский отмечал, что из всех соперников не хотел бы пересекаться именно с ней. Действительно так сложно играть против балканок?
— Неприятная команда, очень боевая. Мне не нравится, что берут свое за счет настроя. Нападают на соперников, как бультерьеры какие-нибудь.
— Перед игрой у вас наверняка был план, как обыграть сербок. Что пошло не так?
— Сложно ответить… Думаю, мы сами отдали игру. Слишком много допускали потерь, особенно в решающие последние минуты.
— В финале на кого ставила?
— Была уверена, что Франция победит. Однако, оказавшись в зале, поняла, что француженкам придется совсем непросто. Почти все трибуны заполнили сербские болельщики, горячо поддерживали свою сборную, создавали такую звуковую какофонию, что баскетболистки буквально на крыльях летали. Дерзкая команда с шальным, очень быстрым баскетболом. По-моему, она психологически прибила француженок.
— Считаешь, Сербия была недостойна золота?
— Почему же? Раз выиграла финал, значит, достойна.
— Нашей сборной достались, как говорят в народе, деревянные медали. Было обидно? Или осознавали, что испанки сильнее?
— К заключительной игре все девчонки были морально выхолощены. Силы на исходе. И вообще, настроиться на “бронзовый” матч после поражения в полуфинале неимоверно тяжело. Это все отмечают. На самом деле так и есть. Знали, что Испания сильна. Конечно, это не та сборная, которая два года назад выиграла чемпионат Европы, и тем не менее. Не получилось у нас. Видимо, не смогли должным образом собраться…
— Плюс ранняя травма Лихтарович сыграла испанкам на руку. По телекартинке не совсем было понятно: что с ней стряслось?
— Они сцепились с испанкой руками, упали, и Таня неудачно ударилась локтем. Сильный вывих. Увезли в госпиталь. Мы были шокированы.
Наша американская Лиза
— Обычно ты играла в тандеме с Левченко или Веремеенко. Действовала всегда одинаково, либо подстраивалась под их индивидуальные качества?
— Разница, разумеется, чувствовалась. Я знала, что Лена — четкий пятый номер, больше действует под кольцом, поэтому могла спокойно подняться наверх. Когда же играла с Настей, то могли попеременно выходить на дугу, ведь обе с броском.
— Диапазон действий четвертого номера довольно широк. Как считаешь, твой технический арсенал позволяет успешно справляться с этими функциями?
— Ой, не люблю я себя хвалить или обсуждать. Да много чего меня не устраивает! Работаю, стараюсь устранить недостатки.
— Как восприняла появление в белорусской сборной Линдсей Хардинг?
— Одолевало любопытство: кто это, где играла, что за человек. Но когда приехала наша Лиза…
— Вы ее так звали?
— Да. Дали ей короткое славянское имя — так удобнее в игре к ней обращаться. Когда Лиза приехала, то настолько быстро влилась в команду, как будто мы вместе играли много лет. В плане общения она — человек-позитив. Всегда улыбалась, поддерживала любой разговор. Все быстро с ней сдружились. Жаль, что она присоединилась к сборной лишь за неделю до начала чемпионата. Если бы приехала раньше, сыграли бы лучше. Хотя наша белоруска и так нам очень-очень помогла.
— Русских слов много выучила?
— Старалась учить. Говорила: “Привет. Как дела?” Вообще, с появлением Хардинг атмосфера в сборной стала еще более классной, семейной.
Добровольная ссылка в Сибирь
— Ты подписала годичный контракт с красноярским “Енисеем”. Уехать к черту на кулички за пять тысяч верст от дома — нужны веские причины.
— Во-первых, привлекает возможность сыграть в российской суперлиге. Уровень приличный — не чета чемпионату Беларуси. Во-вторых, “Енисей” участвует в Еврокубке. Уверена, будет интересно. К тому же клуб согласился на те условия, которые я хотела. Посоветовались с агентом и остановились на том, что это лучший вариант из всех, что имелись. Поеду к черту на кулички. (Смеется.) Да, далеко от дома. Но меня это абсолютно не пугает.
— Играть в Сибири, значит, значительную часть времени проводить в самолете. Такая перспектива не настораживает?
— Не особо. Говорю же, готова ко всему: хоть летать на самолете, хоть ездить на поезде или трамвае.
— Забавно, что на групповой стадии Еврокубка твой “Енисей” будет играть с “Цмокамi”. Как восприняла подобный фортель жеребьевки?
— Абсолютно не удивлена. Мне почему-то казалось, что нечто подобное и должно было произойти. Так и думала: уеду из “Цмокаў” в Краснода… то есть Красноярск и попаду в одну группу со своей бывшей командой. Не думаю, что в связи с этим меня ждет какой-то подвох. Это баскетбол. Сегодня ты в одной команде, завтра в другой. Главное — играть и побеждать.
— Сезон в “Цмоках” какое оставил впечатление?
— Нормальное. Рада, что заняли первое место в чемпионате и Балтийской лиге. Год отыграла дома, ни капли не жалею, что подписала контракт с “Цмокамi”. Сезон вышел плодотворным.
— До полного триумфа не хватило завоевания Кубка страны. Что у вас не получилось?
— Кубок разыгрывался в ноябре. Возможно, мы тогда просто не были готовы в плане командных действий. Образно говоря, собраны игроки, но еще нет команды. Раньше я выступала за “Олимпию”, знала, что она часто побеждает за счет характера. Вот мы концовку ей и уступили.
— Андрей Вавлев рассказал, что в начале сезона твое физическое состояние серьезно тревожило, и пришлось даже освобождать от тренировок. Так необходим был отдых?
— Тяжело было морально. Только отыграла одно соревнование, второе. Попросила тренера: “Можно мне отдохнуть, иначе вам придется собирать меня по кусочкам”. Очень благодарна Андрею Валерьевичу, что пошел мне навстречу, дал передышку. Все пошло на пользу.
— В интервью Паугайте отмечала, что в “Цмоках” почти ничего не делалось для сплочения коллектива. Это так?
— Соглашусь с Гедре. Да, девчонки все хорошие, общались друг с другом, но настоящей сплоченности, дружбы не было. К сожалению.
— “Енисей” возглавляет женщина — Ольга Шунейкина. После взрывного Вавлева надеешься, что отношения “игрок — тренер” будут более спокойными?
— Я даже не знаю, какие отношения мне больше по душе. Прежде все мои тренеры были эмоциональными — Шимковяк, Вавлев, Гуляев. Двое из них даже очень эмоциональные. Посмотрим.
— У тебя уже есть опыт легионерства в Бельгии. Думаешь, он пригодится?
— Надеюсь на это. Тем более что “Енисей” подписал разыгрывающую сборной Бельгии Ноэми Майомбо. Она, если не ошибаюсь, в том же сезоне, что и я, играла в бельгийском чемпионате. Тот легионерский год считаю неоценимым опытом. Подучила язык. Почувствовала, каково это — играть за границей.
— Когда должна прибыть в Красноярск?
— Десятого августа.
— Есть еще месяц на полноценный отдых.
— И это здорово! Завтра большой баскетбольной компанией отчаливаем на море. Нужно расслабиться…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь