Наша звезда. Алена Омелюсик: “Лексус” на шестерых
На фоне таких свершений успехи на чемпионате Беларуси давно стали для спортсменки формальностью. Тем не менее Алена регулярно приезжает домой и с удовольствием делится впечатлениями о своей велосипедной жизни.
— После череды напряженных гонок не было желания пропустить чемпионат Беларуси и отдохнуть?
— Передышка пришлась бы кстати. Но надо значит надо. Это весьма престижно — выступать в майке чемпионки страны. В нашей команде все отправились на свои национальные соревнования. Для клуба это тоже важно. Хотя я устала, и по плану у меня должен был быть отдых, но тут Европейские игры наметились. Что поделать? Это моя работа. К тому же чемпионат Беларуси — неплохая подготовка перед стартами. С соревновательной точки зрения, конечно, состязания оставляют желать лучшего. Нашим девчонкам банально нужно больше гонок, чтобы выйти на высокий уровень.
— Выходит, выступление в Баку для тебя получилось спонтанным?
— Не могу сказать, что приезд на Европейские игры вообще не рассматривала. Но поначалу ничего не знала о сроках. А когда мне сказали, выяснилось, что я только-только из Америки возвращаюсь. Вроде бы и отдохнуть нужно, но и страну важно представить. Поэтому приняла решение выступать. Я не готовилась специально. Но у меня на протяжении сезона работа идет от старта к старту. Как говорит мой тренер, “just another cycling race”. Просто гонка. И нужно хорошо ее проехать. Раньше, бывало, я забивала себе голову перед ответственными соревнованиями, уснуть не могла. На Олимпиаде был настоящий мандраж: тряслась всю дорогу. Сейчас проще к этому отношусь. Может быть потому, что стала старше: когда проезжаешь по сотне гонок за сезон, уже не так остро все воспринимаешь.
— На Европейских играх понравилось?
— Организация соревнований на очень высоком уровне, все было похоже на Олимпиаду. Классная атмосфера. Баку — красивый город, жаль, правда, что в основном из окна автобуса его рассматривала. В белорусском штабе тоже царил позитив: все дружелюбные, помогали один одному. Отдельное спасибо массажистам, которые взяли на себя большой кусок работы. Ведь сколько спортсменов было на Играх — и они с утра до вечера массировали. Золотые руки!
— Первый вице-президент НОК Максим Рыженков сказал, что Беларусь рассматривает возможность проведения Европейских игр. На твой взгляд, мы справимся?
— Вполне. Но каких денег это стоит! У нас же нет в каждом дворе нефтяных скважин. Надо смотреть на все реально. Чемпионаты мира на треке, по хоккею мы организовали хорошо. Однако Европейские игры — это слишком для нашей страны.
— Обычно людям нужно время на притирку, но в новой команде “Велочио” ты почти сразу же стала показывать высокие результаты…
— Да мне и не пришлось прилагать усилий. Потому что команда очень классная. Еще в декабре на сборе, который проходил на Канарских островах, у нас был “тимбилдинг”. Веселились, ходили на картинг, в горы, устраивали психологические игры, направленные на сближение команды. Например, один человек становился на пригорок, спиной к остальным, и падал. А другие должны были его поймать. Простой психологический тест — доверяет ли человек своим партнерам.
— И что, всех ловили? Неужели нет в команде какой-нибудь вредины, кого хотелось бы проучить?..
— Всех ловили! Все было замечательно. В команде десять человек. Я не могу сказать, что прямо подруги не разлей вода. Но отношения очень хорошие. И за пазухой никто камень не держит. Каждый участник команды занят своим делом. У нас не детский спорт, а тяжелая работа, чтобы пакостями заниматься.
— Тебя послушать, так девичий коллектив — это настоящая идиллия. И не бывает ни обид, ни ревности…
— Не все так просто, конечно. Все говорят: с девушками работать сложнее. С мужчинами я в команде не была, поэтому приходится верить, что это так. Безусловно, случаются разные ситуации, конфликты. Тренер что-то не так сказал, спортсменка обиделась — всякое бывает. Но между собой у нас хорошие отношения.
— В мужских гонках спортивные директора в порыве эмоций могут из машины сказать крепкое словцо спортсмену, чтобы еще больше того разозлить и мотивировать. С девушками они сдержаны?
— В руководстве команды очень грамотные люди. Стараются не давить на нас, спокойно объясняют, без стресса. Все настолько продуманно, что особо и поводов не возникает для крика: перед гонкой собрание, затем каждому дается задание, чтобы мы четко все делали. Если что-то непонятно, можно подъехать и спросить. Вообще тренерский, менеджерский состав остался от мужской команды “Хай Роуд”, в которой еще Костя Сивцов гонялся. Отчасти и поэтому здесь все так профессионально и выверенно.
— В этом году ты выиграла свою первую многодневку “Грация Орлова”. А едва ли не главными твоими конкурентками были партнеры по команде — Лиза Бреннауэр и Трикси Воррак. Как вы определяли, кто лидер? И не было ли здесь подводных течений?
— Есть гонки, в которых команда работает на меня, есть этапы, когда работаем на Лизу, Трикси или на другую спортсменку. Бывает, что изначально ставка сделана на меня, но гонка так складывается, что Трикси впереди. Нам не важно, кто конкретно выиграет. Еще в интервью по ходу “Грация Орлова” я говорила местным журналистам: главное, чтобы желтая майка оставалась в команде, и не так уж принципиально, какая гонщица в ней едет. Мы исходим из характеристик участниц. Если меня на равнине сдувает, то зачем я буду лезть в толчею, вместо того чтобы помочь партнерше по команде? То же самое — когда начинается гора, Лиза не может быстро ехать в подъем и помогает другим. Она хоть и чемпионка мира, но когда нужно, работает на меня. Если бы каждый думал только о личном результате, мы не одержали бы в этом году столько побед.
Например, ехали “Тур Калифорнии”. На первых этапах там были горы, и я располагалась в “классифике” высоко. Но завершалась гонка критериумом, там были финиши, на которых можно было выигрывать секунды. А я не финишерка и могла бы блеснуть лишь каким-то чудом. Мы приняли решение целенаправленно работать на Трикси, потому что она имела реальные шансы. И все получилось: команда выиграла “Лексус”! Чем плохо?!
— И кто же сейчас ездит на “Лексусе”?
— Никто. Мы подумали, что машину из Америки в Европу тяжело переправить, и взяли деньгами. Поделили поровну, так что все в плюсе! В этом и смысл команды. Журналисты, болельщики видят, как мы сражаемся друг за друга. Это плюс и для спонсоров, которые получают мотивацию создать для нас еще более солидные условия. Так работает велоспорт!
— Призовые всегда делите поровну?
— Конечно. Если я выигрываю многодневную гонку, то это же не так просто: сама взяла и приехала первой. Каждый день на меня пашет 5-6 человек. Если все призы оставлю себе — это что, классно? Типа, девочки, извините… Так нельзя. Зачем выкладываться на лидера, приносить в жертву амбиции?! Если каждый будет сам за себя, то вообще никто ничего не выиграет. А так получили “Лексус”.
— Судя по всему, в женском велоспорте рост призовых…
— Нет. Это только в Америке, но не в Европе. Например, на “Джиро”, крутой гонке, десять дней мучаемся. А победителю общего зачета полагаются всего 460 евро.
— Впервые выступала в США?
— В прошлом году уже приезжала на классическую гонку. Но в этом посетила много стартов, провела в общей сложности 36 дней. С командой проверили трассу чемпионата мира. Свободного времени практически не было. Гонки, тренировки, встречи со спонсорами. Были в Индианаполисе — там располагается компания, предоставляющая нам колеса. Заодно посмотрели знаменитую трассу “Индикара”.
— И где больше понравилось: в Италии или США?
— Жить лучше на Апеннинах. А призовые получать в Америке…
— Какие еще колоритные призы вручают велосипедисткам?
— Разные — в зависимости от того, чем известен регион, где мы выступаем. Часто дарят печенюшки разные, сладости.
— Что запомнилось больше всего?
— “Лексус”. Все-таки мы выполняем очень тяжелую работу. И приятно, когда ее так оценивают.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь