Линдсей Хардинг. Лиза укрощает “хищников”
Вот и получается, что ознакомление со статистикой старых знакомых (типа экс-“цмока” Кита Бенсона, вновь замахнувшегося на контракт в Штатах) или беглый взгляд на задрафтованную в топ-10 молодежь — максимум внимания, которое уделяю этому информационному поводу.
Однако розыгрыш-2015, завершившийся буквально несколько суток назад, оказался исключением из устоявшихся правил. Виной тому — женщина, обретшая широкую известность и популярность на просторах Беларуси. Нет, речь не о Ребекке Линн Хэммон — натурализованной россиянке, некогда выступавшей за сборную наших восточных соседей, а нынче работающей ассистенткой Грегга Поповича в “Сан-Антонио”. Хотя отчасти признаю и ее активное влияние. Выиграв с молодняком “шпор” летнюю лигу и став первой леди-тренером, которой это удалось, Бэкки заставила чуть детальнее изучить всех соперников, что конкурировали со “Сперз”. А вот как раз по ходу уже сего “скаутинга” и случилось открытие, подарившее соревнованию в Лас-Вегасе еще одного преданного зрителя — на сей раз из Беларуси.
Дело в том, что госпожа Хэммон в когорте наставников летней лиги фигурировала отнюдь не как единственная женщина. Да, вокруг нее постоянно поднималась шумиха, поскольку техасцы отвели ей на мостике главную роль, сделав параллельно главным спикером после тренировок и поединков. Плюс имидж потенциально чемпионской команды-династии (помним об июльском переходе в “Сан-Антонио” лидера “Портленда” ЛаМаркуса Олдриджа) играл на руку Бэкки.
Тем не менее в рядах “Торонто Рэпторс” у нее имелась вполне себе именитая конкурентка — выпускница престижного университета “Дьюк”, первый номер драфта-2007, обладательница опыта выступлений в Европе и член национальной сборной — без пяти минут участницы следующей Олимпиады. Как вы уже, наверное, догадались, “хищников” из Канады дрессировала Линдсей Хардинг — разыгрывающая белорусской “дрим-тим”, именуемая в фанатском просторечии Лизой.
На самом деле “флирт” 31-летней баскетболистки с тренерской работой корнями уходит в прошлую осень. Тогда спортсменку, изъявлявшую желание поближе познакомиться с секретами этой кухни, взял под опеку Уоррен Легари — агент многих коучей НБА и по совместительству основатель летней лиги Лас-Вегаса.
С подачи функционера “Торонто” пригласил Хардинг в тренировочный лагерь на роль стажера-наблюдателя. А затем и вовсе открыл доступ к общению с высшими чинами — генеральным менеджером Масаи Уджири и рулевым Дуэйном Кейси. Те остались покорены как человеческим обаянием Линдсей, так и ее скрупулезным подходом к изучению тренерского ремесла. Посему прямо там, в Британской Колумбии (во время подготовительной работы “хищники” скрылись от мира на базе в Берабай), Лизе сделали предложение, от которого она не могла отказаться, — в 2015-м стать частью штаба “Торонто” и полноправно влиять на выступления команды в летней лиге.
Любопытно, что в канадской глуши Хардинг соприкасалась с коллективом лишь косвенно: наблюдая за упражнениями или двусторонкой, она отмечала интересные нюансы лишь для внутреннего, “служебного”, пользования. С первого же дня в Вегасе натурализованная белоруска получила право голоса.
“В Берабае лишь пару раз делилась мнением по ходу команд- ных собраний — и то эти резюме носили общий характер. Здесь же от меня стали требовать обратную связь с момента открытия лиги, — сравнила опыт 2014 и 2015 годов спортсменка. — Поначалу, конечно, приспособиться было сложно. Все-таки каждое мое слово несло в себе информацию, которая влияла на игровое время баскетболистов, их функции в комбинациях. Но постепенно адаптировалась к работе, после чего многие решения стали даваться проще”.
В целой цепочке обязанностей Хардинг основным звеном предусматривалась индивидуальная работа с первыми номерами. Вполне логично, если вспомнить, что на площадке спортсменка выполняет те же плеймейкерские функции.
Но в узкой специализации белоруски крылся и еще один, куда менее очевидный, аспект. Будучи искушенной в персональной опеке, Линдсей на лету схватила и усвоила принципы игровой философии коуча Кейси — как раз таки базирующиеся на разрушении. То бишь девушка в одночасье оказалась не только персональным наставником разыгрывающих, но и их тактическим координатором.
“Защита, защита и еще раз защита — тренер Дуэйн буквально одержим этой установкой. Тем, кто относится к обороне спустя рукава, принять подобное нелегко. Но я еще в школе полюбила черновую работу, поняла ее важность. И поэтому когда познакомилась с принципами Кейси, поняла, что придусь “Торонто” ко двору”, — призналась баскетболистка, в 2010-м выбиравшаяся во вторую символическую пятерку WNBA по эффективности действий в обороне.
Персональным протеже Хардинг на июльском отрезке карьеры стал новичок “Рэпторз” Делон Райт, выбранный на драфте-2015 под 20-м номером. Обладатель студенческой награды имени Боба Кузи поразил публику тем, сколь стремительно и органично вписался в мир сурового взрослого баскетбола после баталий NCAA. Еще более удивительным выглядело то, что дебютант прибавлял на глазах — особенно в плане защиты. Хотя в вузах (“Сан-Франциско” и “Юте”) он и без того был известен как добротный “персональщик”.
“Чем я помогла Делону? Наверное, объяснениями требований тренера с разных сторон, — рассуждала после занятий Хардинг. — Одно дело, когда с мостика баскетболисту летит команда проходить заслон верхом, приклеиваясь к “своему” игроку. Это легко сказать, но трудно исполнить. И совсем другая ситуация наблюдается, если спортсмену подсказывают варианты для выполнения задачи, и он сам выбирает оптимальный, решая вопрос. В нашем случае предлагала Райту еще до заслона “вешаться” на правое плечо дриблера и силой выталкивать того с выбранной траектории”.
На протяжении работы летней лиги Хардинг вела себя предельно вежливо, подчеркивая, что предлагает не лучшие, нежели у коуча Кейси, но иные, нестандартные решения.
“Просто я все еще остаюсь игроком, поэтому вижу некоторые моменты немного под иным углом. Если угодно, стараюсь своими предложениями облегчить плеймейкерам жизнь, чего главный тренер уж точно делать не обязан. Отсюда и подход, который почему-то называют особенным. Хотя в нем, по сути, ничего удивительного нет”, — скромничала Линдсей, хотя высокая оценка со стороны коллег сама собой говорит об эффективности работы баскетболистки. Работы, которая, кажется, приносит ей уйму удовольствия.
“Я люблю баскетбол. Мне нравится учиться, каждый день узнавая об этой игре что-то новое. Если честно, хочу остаться в ней после завершения карьеры и в один прекрасный день просто перейти с одного берега на другой, — откровенничала Лиза. — Именно поэтому обратила внимание на тренерскую работу еще до того, как повесила кроссовки на гвоздь. Не хотела бы, как многие мои коллеги, после завершения игровой карьеры делать себя с нуля, задумываясь о том, где бы набраться опыта на жизнь после спорта. Мечтаю уже сегодня по чуть-чуть накапливать знания, а через пяток лет аккумулировать их в тренерской должности”.
Благо Хардинг есть с кого брать пример и на кого равняться. Все та же Хэммон после 16 лет блестящих выступлений в женской НБА и на просторах Евролиги сейчас торит совершенно новую для женщин тропу. Более того, с блеском покоряет феноменальные высоты, демонстрируя готовность рано или поздно занять кресло главкома в одном из клубов сильнейшей лиги мира.
Впрочем, Линдсей не прочь обойти именитую конкурентку в споре за историческое назначение.
“То, что сейчас делает Бэкки, сродни высадке Армстронга на Луну. Однако дорогу в большой баскетбол женщины торят уже давно. Вспомнить хотя бы Нэнси Либерман, в свое время возглавлявшую команду D-лиги в Техасе, или Натали Накасе, уже сидевшую на скамейке “Лос-Анджелес Клипперс”. Да и в целом за последние годы авторитет дам-наставников вырос в разы. Так что да, о назначении в клуб мужской НБА мечтают многие — и рано или поздно такое обязательно произойдет. Нам есть что предложить лучшей в мире лиге. Поэтому как только женщин внимательно выслушают и дадут им шанс проявить себя, в баскетбольном мире свершится настоящая революция”.
Готова ли Линдсей Хардинг ее осуществить?
“Столь громкое назначение обретет смысл, только если я буду действительно лучшим кандидатом на должность из возможных. Если же получу предложение о работе только потому, что являюсь женщиной, отвечу отказом. Ведь в баскетболе, как и в жизни, все должно быть честно”.
Главком “Рэпторз” своим местом ради Хардинг поступаться, разумеется, не хочет. Однако видеть Лизу в качестве сменщика кого-либо из коллег не прочь.
“Она здорово понимает игру, оперативно принимает сложные решения. При этом относится к игрокам с достаточной степенью жесткости, что не позволяет им нарушать субординацию”, — всякий раз, как заходила речь о помощнице, подчеркивал Кейси. И добавлял, что к Линдсей все члены команды относились без гендерного пренебрежения или снисхождения: “Как только начался сбор, представил членов тренерского штаба команде. В отношении Хардинг сразу заявил: она такой же наш сотрудник, как и любой иной тренер — и оказалась здесь не по чьей-то прихоти или эксперименту, а ради улучшения наших действий. Мне кажется, ребята это поняли. Кроме того, Хардинг собственным трудом завоевала уважение. Думаю, через несколько лет из нее выйдет великолепный специалист”.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь