Кирилл Алексиян. Смотрю: а директор в наручниках...
Кирилл заключил предварительное соглашение с клубом элитного дивизиона “Истра-1961” из Пулы, однако сыграть за нее так и не смог: разрешение на работу в Хорватии белорусским гражданам необходимо ждать несколько месяцев, а без него путь в клубы первого дивизиона заказан. Зато во втором играть можно, поэтому Алексиян подписал краткосрочный контракт с загребской командой “Хрватски Драговоляц” с расчетом новый сезон начать в “Истре”. За столичный клуб белорус провел семь матчей, после чего отправился в отпуск на родину. И вот в середине июля стартовал новый розыгрыш хорватского первенства, однако Алексияна в заявке “Истры” не оказалось. Более того, звонок корреспондента “ПБ” застал футболиста в Минске.
— В Хорватии начался новый сезон, а ты в Беларуси. В чем дело?
— Действительно, как ты знаешь, планировалось, что новый сезон начну в “Истре”. Когда улетал из Хорватии, соглашение было в силе. Прошел отпуск, звоню директору — не снимает трубку. Трезвонил почти неделю — никто не выходит на связь. Стал лазить по сети, читать новости: оказывается, его арестовали. Вроде бы за то, что давал взятки судьям. Начал переводить материалы, связываться с футболистами. Узнаю, что в “Истре” за межсезонье полностью сменилось руководство. Этого директора уже вроде тоже выпустили, однако со своего поста он ушел — сейчас работает кем-то вроде консультанта в клубе.
— И куда ты сейчас?
— Пока нахожусь в Беларуси, решаю житейские вопросы. Их накопилось очень много, так что времени ни на что нет. Вот видишь, чтобы с тобой поговорить, еле полчаса нашел. Ну и самостоятельно поддерживаю форму. Стараюсь тренироваться два раза в день. У меня есть программа индивидуальных занятий. А менеджер в это время прорабатывает разные варианты.
— Есть шанс остаться в Хорватии?
— Меня хочет вернуть обратно “Хрватски Драговоляц”, в котором играл весной. Но я же ехал туда с расчетом на “Истру”. А то был второй дивизион, хоть в плане футбола там все супер. Команда едва не вылетела в третью лигу, но все же осталась во второй.
— Когда ты уезжал, говорил, что мог оказаться, к примеру, в Австрии и Греции. Каким образом?
— Да, было несколько предложений. Агент постоянно твердил: есть интерес оттуда-то. Но не более того. Разговоры, разговоры, а до конкретики не доходило. Что за клубы? Нет смысла уже об этом говорить. Из сильнейших дивизионов Австрии и Греции. Не лидеры, правда, но в любом случае это крепкие европейские чемпионаты. А потом возник вариант с Хорватией. Говорили — сто процентов. Вот и уехал. А видишь, как все вышло.
— В Хорватию у нас вроде бы вообще никто не уезжал…
— Да, это довольно необычно. Поэтому было особенно интересно посмотреть, что это за чемпионат. И знаешь, он меня приятно удивил. Приехал в “Истру” в разгар сезона, у всех физическая готовность просто потрясающая. А я месяц сидел без клуба. Поначалу на тренировках приходилось крайне тяжело. Все ребята превосходили по “физике”. Но со временем втянулся, освоился.
Потом “Хрватски Драговоляц”… Думал: о, второй дивизион, здесь мне будет легче. Не тут-то было! Какое-то время ушло на адаптацию. Поначалу также пришлось непросто. Хоть и не элита, а футболисты все техничные, отлично обращаются с мячом, юркие, быстрые.
— Второй хорватский дивизион — что это за чемпионат?
— Как говорят местные футболисты, между первой и второй лигой разницы нет вообще. Разве что в элите команды играют чуть в более техничный футбол, а во втором дивизионе берут больше физической силой. Но уровень, повторюсь, серьезный. У нас в команде был парень из “Марибора”, успевший поиграть в Лиге чемпионов против “Лацио”, “Ньюкасла”. Плюс опытные футболисты, молодежь — арендованные игроки из загребского “Динамо”, “Хайдука”. То есть квалификация на уровне.
Что еще? Судейство там очень специфическое. Не редкость, когда арбитры раздают уйму карточек. У нас в одном из матчей против лидера было три удаления. При этом как все происходит: прихватили — мы проигрываем 0:2. После этого судят нормально. Забиваем — опять начинают подсвистывать. Еще забиваем — нам удаление. Но мы все-таки сравняли счет. После игры спрашиваю: это часто так бывает? Говорят: да постоянно, это хорватский футбол. Судьи вообще играть не дают. Я за семь матчей получил пять предупреждений. Причем реально заработал, наверное, только одно.
— Балканские футболисты у нас ассоциируются с симуляциями. Часто бывает?
— Да на каждом шагу. Любят они полежать на газоне. Причем ведь сами игроки высокого уровня. У нас в команде есть форвард: заработал несколько пенальти, не говоря уже о штрафных. Хотя видно, насколько картинно он падает. Подхожу к нему в перерыве после одного из таких случаев, говорю: “Ну ты артист!”. Отвечает: “Ну, это же футбол. Надо и так уметь действовать”.
— Тебя этому “искусству” не пытались обучить, случайно?
— Нет, я как-то в другой манере привык действовать, более жестко. В борьбе до конца. Наверное, от этого и предупреждений столько.
— Как обстоят дела с организацией?
— Все супер. Ни о чем не надо беспокоиться. К примеру, форма. Ее не нужно забирать. Отдал — постирали. Приходишь — висит чистенькая на вешалках. Поля отличного уровня, все необходимое для тренировок. По быту — клуб всем обеспечивает. Сняли отличную двухкомнатную квартиру, питался в специальном ресторане, при клубе. Ну, и об атмосфере на матчах в Хорватии, наверное, все наслышаны. Везде хорошие стадионы, много болельщиков, фанатов, устраивают файер-шоу постоянно. У “Драговоляца” стадиончик небольшой, вмещает несколько тысяч, однако заполняется практически полностью. И на каждой встрече на трибунах огромное количество селекционеров и скаутов. Неудивительно, что хорватские футболисты в таком количестве разъезжаются по Европе. За ними следят на всех уровнях.
— Ты ведь подписывал с “Истрой” какие-то бумаги?
— Да. Там на хорватском было, но, как мне объяснил переводчик, это соглашение о том, что, кроме этого клуба, на меня больше никто не может претендовать. Вроде бы так. Однако сейчас я даже не могу сказать, действует оно или нет. Говорю же, пытался связаться с директором. Потом смотрю на фото в интернете: сидит в наручниках, какое-то интервью дает. Я в шоке. Ребята говорят: попробуем что-нибудь выяснить, но пока тишина. Говорят: там не до тебя пока.
— Есть подозрение, никакой “Истры” у тебя уже не будет…
— Да, наверное.
— Твой агент работает по хорватскому направлению?
— Не только. Прорабатывает все европейские варианты. Однако и в Хорватии у меня есть свой представитель. Правда, с этим дело тоже все мутно. Подписал там соглашение с одним менеджером, но у него возникли проблемы — повез отца на операцию в Азию и передал меня другому человеку. Он мне не понравился, и в итоге пришлось почти все вопросы решать самому.
— Как вообще оценишь первый легионерский опыт?
— Отлично. Настраивался, что будет намного тяжелее. Но нет. Коллектив был потрясающий: и в “Истре”, и в “Драговоляце”. Ребята всегда были готовы помочь. К примеру, нужно уехать по делам, спрашиваю, где это. Начинают объяснять — не понимаю. Ерунда, говорят, давай я с тобой съезжу. Парни всегда идут на контакт, все дружны: в кафе можно посидеть или в городе встретиться. В общем, освоился там быстрее, чем в любой из своих белорусских команд. Да и футбол, повторю, хороший. Все технично, нет никаких “бей вперед — игра придет”. Я поначалу старался действовать попроще. Мне говорят: нет, играй по-другому, не надо перестраховываться. Вскоре привык.
Если по тактике — играли в зависимости от соперника. С фаворитами использовали схему с пятью защитниками. Действовал слева по всему флангу — как это, латераль, да? “Физика” нужна на этой позиции. В принципе втянулся быстро, недели за полторы. Во многом благодаря интересному тренировочному процессу. Тренер — Рой Ференчина — постоянно придумывал что-нибудь новое, и все занятия с мячом. Правда, в концовке чемпионата коуч психанул. Мы четыре игры провели без голов, и он написал заявление, заявив: “Ну вас! Я ухожу. Не знаю, как научить вас забивать”.
— Коллектив ведь интернациональный был — непривычно?
— Наоборот — интересно! В “Истре”, помимо меня, четыре или пять бразильцев, мексиканец, бельгиец, сербов и боснийцев я не считаю — они там и легионерами не являются. В “Драговоляце” иностранцев меньше, но также все было легко и непринужденно. Все легко идут на контакт, коллектив сплоченный. Вообще никаких проблем!
Они ведь там все католики, глубоко верующие. И был какой-то праздник, даже не знаю, какой. Президент клуба подходит: “Алекс, поедешь с нами”. Говорю: “Куда? Я же православный”. — “Неважно”. В итоге приехали в церковь, там священник ходил, молитвы на хорватском читал. Ничего не понял, но было интересно.
— Что о Хорватии вне футбола расскажешь?
— Успел немного поездить по стране. Мне сразу же посоветовали отправиться на Плитвицкие озера. Красота там, конечно: смотришь, как будто на картинке, не можешь поверить, что это реально. Ну и в Загребе красивая архитектура. И для жизни удобно: есть куда сходить, где погулять. Цены при этом либо такие же, как у нас, либо даже меньше.
— Не боишься остаться вовсе без клуба?
— Волнительно, да. Рискую сейчас, получается. Агент ищет вариант. Посмотрим, оправдан ли риск.
— Белорусские варианты не рассматриваешь?
— Если честно, пока не контактировал ни с одним нашим клубом. И на меня также никто не выходил. Наверное, все считают, что я в Хорватии. Когда возвращался домой, не думал о нашем чемпионате в плане продолжения карьеры. Теперь уже, понятное дело, подобные мысли появляются. “Окно” закрывается в начале августа, но я пока стараюсь об этом не думать. Тем более, после того как поиграл в Европе, свой чемпионат уже не привлекает. Однако для предложений я открыт.
— Если “Гранит” позовет обратно?
— Еще раз говорю, никто со мной на связь не выходил. Позовет — будем обсуждать.
— Слышал, Валерий Бохно обиделся на твои слова, после того как ты покинул “Гранит”?
— Ну, не знаю. Может, их как-то не так передали. На самом деле ничего плохого не хотел сказать. И тем более кого-то обидеть. Если так произошло, приношу извинения. Плохо ни о ком не думал. Ну а больше на эту тему говорить ничего не хотелось бы…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь