О бледном "Шахтере". Твердый потолок
С любителями из североирландского “Гленавона” проблем не возникло — проклятие сняли и забыли еще в прошлом году. Зато профессионалы из австрийского “Вольфсберга” сами стали большой проблемой. Сначала они увезли победу со “Строителя”, пусть и не убедили, что именно они достойны пригласить к себе в гости “Боруссию”. В ответной встрече на берегу живописного альпийского озера Вертерзее местные “волки” также были не то чтобы слишком убедительны. Зато гости, к сожалению, были вообще никакие — и дали понять: Дортмунда в этом году они не заслужили.
Два четверга — и о Никифоренко заговорили в контексте целесообразности отставки Боровского. Хотя, по большому счету, критиковать команду не за что. Этот “потолок” “Шахтера” — данность, объективное положение белорусских футбольных координат.
Сегодняшний “Шахтер” — парадоксальная в чем-то команда. В минувшем сезоне после выигранного Кубка и трех пройденных раундов Лиги Европы в чемпионате впервые за четыре года уступила вторую строку “Динамо”. И это было воспринято как должное. При этом солигорская дружина сделала качественный шаг вперед, в межсезонье подкрепив эти впечатления привычной финансовой стабильностью и адекватным усилением состава. За зиму горняки стали опаснее и амбициознее. Однако в 2015 году все свои главные матчи они проиграли: Суперкубок и финал Кубка — БАТЭ, Лигу Европы — “Вольфсбергу”. При разных, кстати, тренерах. Нестыковок много. Боровского команда не воспринимает, но в прошлом сезоне он дал долгожданный результат на международной арене. Своего в доску Никифоренко горняки принимают на ура — но результаты пока танцуют по-разному, ведь было еще чемпионатное поражение в Бресте. Чтобы проходить в следующий еврокубковый раунд и играть с “Боруссией”, в Австрии нужно было атаковать и забивать. Не получилось не только второе, но и первое. Тренерский штаб и руководство “Шахтера” при этом акцентируют внимание на сместившемся в сторону нападения векторы игры команды Никифоренко. Однако стоит ей встретиться с хорошо организованным и гипотетически более классным соперником, и результативность куда-то исчезает, ладившаяся игра на флангах пропадает. Амбиции расходятся с реальностью, желаемое — с действительным, сам “Шахтер”, как следствие, — с еврокубками.
В чемпионате дела идут также вопреки ожиданиям. О конкуренции с БАТЭ никто не говорит, но больше того — на сегодня “Шахтер” пока что даже не в тройке.
Кто бы ни тренировал Солигорск, сегодня это демонстрация того, как расходятся тектонические плиты белорусского футбола. На одной — с благодатной почвой, с амбициями и перспективами — плывут БАТЭ и минское “Динамо”. На другой — пустынной и скудной, без определенности и стабильности — дрейфует весь белорусский футбол. “Шахтер” — на небольшом островке где-то между ними. Он еще связан хлипким мостиком с грандами, но разрушить его плевое дело для многочисленных стихийных бедствий, от которых страдает нынче наш футбол.
В последние годы мы говорили о трех “больших” клубах Беларуси. Сейчас стоит признать, что трио превратилось в дуэт. На футбольном поле Солигорску уже в прошлом году было сложно тягаться с Борисовом и Минском. Теперь “Шахтер” теряет позиции и на финансово-экономическом. Об этом, собственно, на послематчевой пресс-конференции в Австрии говорил и сам главный тренер солигорцев, отвечая на вопрос о перспективах усиления команды до закрытия трансферного окна. “А кого звать? В чемпионате уровень у нас приблизительно одинаковый. Приглашать легионеров или возвращать своих из-за рубежа? Здесь мы далеки от возможностей БАТЭ или минского “Динамо”, — сказал Никифоренко. Двоих из-за границы солигорцы все-таки вернули, заключив контракты со свободными агентами Виталием Трубило и Филиппом Рудиком. Но в целом “Шахтер” оказался в такой ситуации: лучшие кадры в стране (в том числе и из самого Солигорска) разбирают борисовчане и минчане, а тех, что остаются, для решения задач, соответствующих горняцким амбициям, не хватает. Бывают и исключения, как украинец Кобин, но надолго футболист донецкого “Шахтера” в стане белорусских одноклубников не задержался.
С этим украинским Василием вообще интересная история. Он ни шатко ни валко отработал полугодичный контракт в Солигорске, заработал не только денег, но и много критики, но едва пришел срок — рванул в родной Донецк. И что там? А то — в украинском “Шахтере” Кобин с ходу влился в обойму, а затем и в стартовый состав. И в Лиге чемпионов на него тоже рассчитывают. И такая ситуация — тоже данность. Отчего-то не выросли крылья у парня в Солигорске.
Смена на тренерском мостике “Шахтера” пусть и выглядела рискованной в преддверии старта в еврокубках, но была логическим развитием событий. Просто потому, что в ситуации, когда наставник теряет связь с командой, расстаться — единственное правильное решение. А о том, что эта ниточка была оборвана, говорил и капитан Старгородский, и сам Сергей Владимирович в недавнем интервью “ПБ” подтвердил: “Так он правду сказал. Про ту связь, что была потеряна. Про то постороннее, что сидело в головах. Ну и, наверное, про мою вину. В том, что не смог найти этот мостик, добиться не только эмоциональной, но прежде всего деловой сплоченности в достижении цели”. А в ситуации, когда твои возможности априори находятся на равных уровнях с возможностями оппонентов, нужны эмоции. Команда Боровского свои последние сожгла в прошлом году где-то в Эйндховене. После этого она уже была не способна на те маленькие безумства, которые удавались другим, менее рейтинговым, белорусским командам в Европе — “Днепру” Андрея Скоробогатько, “Нафтану” Игоря Ковалевича, “Минску” Вадима Скрипченко. Увы: даже на новом витке “Шахтер” остается командой, над головой которой — твердый потолок. Прошибить его можно за счет сверхусилия, огненного куража. Но кураж и Солигорск — понятия трудно совместимые.
Футбольный Солигорск — это добротный старатель-труженик, берущий свое рутинной механикой, а не полетом мысли и страсти. К примеру, перед ответной игрой с “Гленавоном” горняки уверенно разобрались со “Слуцком” на выезде — идеально подобрали темп игры и нашли баланс между достижением результата и оптимальным расходом сил. Механизм сработал на пять баллов — разница в классе была выпукло отражена на табло. Затем между играми с “Вольфсбергом” солигорцы отгрузили десять мячей в ворота “Слонима” — и снова в полном соответствии с соотношением сил и умений. То есть в белорусских масштабах система функционирует. Да и первый тайм домашней игры с австрийцами директор клуба Юрий Вергейчик назвал лучшим в исполнении “Шахтера” за последние полгода — эти 45 минут горняки действительно отработали на совесть. Но говорить о большем не приходится. К взлету команда не была готова вчера — не готова и сегодня.
Конечно, у Никифоренко есть обязательная проблема молодого тренера — отсутствие опыта. Возможно, от этой неискушенности и все трудности текущего момента. Но завтра опыта молодой наставник солигорцев наберется — и мы увидим, каким станет новый “Шахтер”. Очень бы хотелось, чтобы команда научилась не только демонстрировать “свой” уровень, но и преодолевать его — в нужное время и в нужном месте извлекать скрытые резервы, зажигаться от искры и пробивать потолок.
Ребенок усилил “Торпедо”
День вчерашний принес пару трансферных вестей. Так, ряды мозырской “Славии” и жодинского “Торпедо” пополнили легионеры с Украины. Как и ожидалось, контракт с полешуками заключил 21-летний полузащитник Роман Воробей. Заметим, что это же он сделал и летом 2013-го, однако по окончании сезона покинул берега Припяти, поскольку “Славия” вылетела из высшей лиги. Прошлой же весной игрок простился с украинской “Скалой” (Стрый, Д3).
А соглашение с автозаводцами оформил 30-летний хавбек Павел Ребенок. Воспитанник днепропетровского “Днепра”, дублер российского “Уралана”, экс-игрок украинских “Металлиста”, “Черноморца” и “Ворсклы”, он покинул Харьков минувшей зимой. Заметим, Ребенок — участник трех из четырех минувших групповых стадий Лиги Европы (2011, 2012, 2014). Также прошлой осенью он вызывался на матчи сборной Украины против команд Молдовы и Словакии.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь