Три Сереги. Охота к перемене блюд
Да уж, группка попалась действительно крышесносящая… В порыве отчаяния народ даже стал просматривать плюсы в таком жребии-приговоре. Поиграем, мол, с хорошими командами, наберемся опыта, который никогда не лишний… Иными словами, жеребьевку в Константиновском дворце Санкт-Петербурга можно расценивать двояко. Вы к какой оценке склоняетесь?
Сергей Новиков. К восторженной. Суверенная футбольная жизнь давно подсказывает, что лучшая линия поведения и настроения для нашего брата — быть философом. Любой исход жеребьевки — это плацдарм для интересной и нетрафаретной работы, повод и необходимость узнать больше нового. А если фортуна подкидывает соперников из числа законодателей мод или попросту легенд — это прекрасно вдвойне. По мне, предстоящие приезды в Борисов голландцев, французов и Ибрагимовича с лихвой компенсируют печальное подтверждение того, о чем мы и так догадывались: чемпионат мира в России обойдется без белорусской сборной. Чего уж там! Европейская квота на этом топ-турнире, да еще и при посеве в пятую корзину, означала для белорусов неосуществимость выхода из группы практически любого состава. Так давайте собираться с мыслями и получать удовольствие. Мне понравилось, как примерно в таком ключе прокомментировал питерский жребий Александр Хацкевич.
Сергей Кайко. Я бы присоединился к философствованию и получению удовольствия, кабы не одно “но” и даже “однако”. Есть ощущение, что жеребьевочные шары там, в Швейцарии, какие-то намагниченные. Никакой фантазии, честное слово. Ну сколько нам будет попадать этот Люксембург? Липнем к нему как засватанные. Или французы, или голландцы — и играли с ними, и побеждали. И болгары для нас не в новинку. Хорошо хоть Ибрагимович приедет, если к тому времени не завяжет со сборной. Пусть бы выпала белорусам тяжкая группа — иного не дано. Но соперников все же хотелось посвежее, что ли. Португальцев, бельгийцев, греков, исландцев, сербов… Киприотов каких-нибудь, не знаю, мальтийцев или санмаринцев. Если уж переключаться на эстетику и, пардон, гедонизм, то хотелось бы уже чего-то новенького. Перемены блюд. А то получается, как у Верещагина из “Белого солнца”. Опять ты мне эту икру подсунула…
С.М. Ту — да не ту. Мне, например, не приелось. Ведь нынешние генерации сборных, с которыми наша команда уже встречалась, имеют совсем мало общего с теми, прежними, созывами. По сути, это уже другие коллективы. И свежесть впечатлений нам обеспечена. Из той голландской команды, которую в минском тумане 2007-го били белорусы, оранжевую футболку по-прежнему носят всего пару человек. А тренером там нынче Данни Блинд — когда Герасимец творил историю в 1995-м, он был капитаном той “апельсиновой” сборной. И теперешние французы сильно отличаются от тех, кого вгонял в обморок Сергей Кисляк в 2010-м. И даже от тех, против которых довелось играть уже Гергию Кондратьеву. Команда стремительно омолаживается, созревает очередное золотое поколение: Гризманн, Погба, Варан, Кондогбья… Впрочем, в “трехцветном” вопросе я могу быть необъективен. Болею за эту сборную со времен Зидана и с радостью встречаю каждый ее новый приезд в Беларусь. А “люксы”… Ну, для нас это уже, как бы ни было грустно и смешно, почти принципиальное противостояние. Почти дерби. И очень интересно, с чем из него выйдет Хацкевич.
С.Н. Повторяемость соперников — точно палка о двух концах. Конечно, хочется увидеть воочию или в телевизоре больше новых лиц и другие цвета. Но раз уж сложилось иначе, увлечемся процессом сравнения. Именно так можно много интересного узнать о тренере Хацкевиче. Чем не эксперимент? Как сладит он с люксембуржцами на фоне страданий обоих ближайших предшественников? Или насколько зубасто будет выглядеть его команда при встречах с французами, разок обобранными Штанге и так насолившими в ответ Кондратьеву? Продолжая ассоциации с гастрономией, сравню это с узнаванием различий в рецептах приготовления одних и тех же яств разными шеф-поварами. Мне кажется, наша ментальная выгода вообще заключена в том, чтобы как можно быстрее переключиться с волны ожидания некоего глобального результата на предвкушение череды разовых приключений. В конце концов, именно так проживают болельщицкий век поклонники доброй половины национальных команд даже в Европе, о других континентах не говоря.
С.М. Я вот тоже только что об этом задумался… И даже больше скажу: по-моему, нам пора перестать так носиться с этими топ-турнирами. Так вынашивать эти бессмысленные химеры. По-моему, куда лучше и правильнее потратить этот запал на другое. Заняться наконец детско-юношеским футболом. Озаботиться вопросом инфраструктуры. Разобраться с любительскими соревнованиями. Построить просто хорошую сборную с новой психологией, на которую будет приятно смотреть. Ну, попадем мы в один прекрасный момент на топ-турнир. И что дальше? Для начала надо как следует подготовиться к этому потенциальному историческому выходу. Сделать так, чтобы из него можно было извлечь максимум выгоды: закрепиться на взятых рубежах, спровоцировать в стране футбольный бум… Мы же пока очевидно не готовы.
С.К. Ну, если говорить о топ-турнирах и нашем месте на его обочинах, то давайте дальше цитировать тренера сборной. Разве в текущем цикле Хац предлагает сдаться? Его слова: “У нас в сентябре еще две определяющие игры европейского отбора. Может, удастся зацепиться за третье место. Да, сейчас отставание от украинцев составляет восемь очков. Но при благоприятном стечении обстоятельств уже в начале осени оно может сократиться до двух”. Получать удовольствие — дело хорошее, но, видите, даже в нынешней ситуации Александр Николаич не спешит никого хоронить.
Как формулировать задачи сборной Беларуси… Прекрасный и вечный вопрос. С прекрасными и вечными ответами в диапазоне от “кровь из носу” до “куда с нашим рылом в калашный ряд”. Слушайте, может, эти задачи вообще не ставить и тем более не прописывать их транспарантными буквами? Вот сколько уж было говорено теми же чемпионами-82, что о своем золоте они всерьез задумались где-то в разгар, а то и ближе к финишу сезона. Или БАТЭ в историческом 2008-м — разве прорыв в группу он планировал, едучи в гости к исландскому “Валюру” в стартовом раунде квалификации? Ну нет же. Все как-то само образовывалось — при условии, разумеется, полной мобилизации ресурсов. То же самое и со сборной. Хватит, наверное, гнать ее к голубой мечте. Достаточно пока того, чтобы за команду никогда не бывало больно. Чтобы она была вменяема и обучена всем необходимым манерам. Чтобы не ела мыла, не проносила ложку мимо рта и не надевала на голову сковороду. Чтобы была интересной для болельщика. В этом плане не все у нас сегодня безнадежно. Команда Хацкевича — вполне цельный и здоровый футбольный организм. Мы к ней неровно дышим. И в сентябре отправимся с ней на Украину большим количеством — кто душой, а кто и телом. Ну и хорошо, и замечательно. А однажды, может, и с топ-турниром сложится — должно и нам когда-то повезти.
С.Н. Три мечты да печали стакан — так можно переложить в нашем случае на буквенный лад песенную строку Юрия Шевчука. Вот так — ни с того ни с сего — повезти как раз и не должно. Правильно зашла речь о необходимости предпосылок. Мне, например, проходящая неделя дала пару внешне не связанных поводов задуматься на сей счет. Первый — работа над интервью с Анатолием Юревичем, где наш тренер-аксакал много говорил о комплексном реформировании, на пороге которого завяз наш футбол. Ключевой посыл там — набраться терпения и запустить планомерный процесс перестройки, который приведет к осязаемым результатам не через один цикл. А второй — пример из моего любимого гандбола, где похвально громко, местом как минимум в восьмерке лучших, обозначила себя на чемпионате мира белорусская “молодежка”. При всей условности сравнения гандбол сейчас, по-моему, и вступает в стадию проявления тех самых системных перемен, которые запустил девять лет назад пришедший к власти в федерации Владимир Коноплев. Самобытный ансамбль, составленный из парней, которым 19-21 год, — это прообраз взрослой национальной команды 2020 года. И она (я на днях уверовал в это твердо) должна выступить на Олимпиаде в Токио. Никакого везения в том не будет. Разве что в чем-то сильно не повезет…
С.М. Дай, как говорится, бог. И прибудет с ними Олимпиада, о которой совсем недавно мы еще не смели даже мечтать. Но как здесь обойтись без сравнений с футбольными “молодежками”, трижды в новом веке пробивавшимися на чемпионат Европы и однажды — на ту самую Олимпиаду? Мы ведь тоже многого ждали от этих поколений — и ни одно из них не оправдало надежд на сто процентов. Мы думали, что эти достижения будут для парней всего лишь привалом на восхождении, а они, возможно, так и останутся карьерными пиками. Вот почему надо быть осторожным в прогнозах о будущем молодых гандболистов. Вот почему не стоит считать, что самое трудное они уже миновали. Самое трудное — переход во взрослую игру — у них еще впереди. Только с постоянной мыслью об этом и можно дошлифовать безусловные таланты. Впрочем, им проще хотя бы потому, что уже есть плацдарм. В отличие от тех же футболистов, которые давно далеки от прежних топ-турнирных рубежей. Или в проекции на главную сборную это не так и важно?
С.К. Все сравнения с другими видами, даже смежными, с некоторых пор считаю только воспитательными. Мол, пока вы тут мучитесь, гандболисты скоро Олимпиаду выиграют… Прямых аналогий там немного. Прямых разночтений — валом. Потому в конце вернусь к футболу и просто пожелаю сборной удачи. Не на пути к топ-турниру — он нам пока объективно не светит. Но на пути к двум ближайшим матчам — с украинцами и люксембуржцами. Это будет в сентябре. А что будет потом, пусть пока подождет.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь