ФХРБ. Есть такая парта

22:14, 30 июля 2015
svg image
656
svg image
0
image
Хави идет в печали

Не скопом, само собой, а попериодно. Благо резерв был ощутимым: в эти дни на базе молодечненской арены проходят сборы арбитров ФХРБ. До пятницы акцент был сделан на методическо-экзаменационной работе с рефери, после за символическую парту присядут лайнсмены.
О том, что “есть такая парта”, знал и прежде. Подобные сборы — столь же неотъемлемая часть судейской жизни, как и летняя предсезонка — для игроков. Но до сих пор шанса из любопытства присесть у этой скамьи на приставной стульчик как-то не выпадало. Воспользовавшись приглашением пресс-службы ФХРБ, на сей раз твердо решил восполнить пробел.
Впрочем, почему только из любопытства? Для общепрофессионального развития провести рабочий день в одном пуле с арбитрами было очень невредно. Уже хотя бы затем, чтобы получить в подарок переведенную и выпущенную в Минске силами федерации актуальную книгу правил ИИХФ. Причем, если верить презентующему главе судейского комитета ФХРБ Владимиру Проскурову, первым “из потустороннего” (в смысле — несудейского) мира. Теперь расхожее “читайте правила, там все написано” приобрело для меня буквальное звучание.
Чтобы охватить всю четверговую программу сбора, пришлось пробиться сквозь утренний столичный ливень и быть на месте к 10 утра — занятия начинались получасом позже. Кстати, первым пунктом значилась самая вкусняшка: собственно то, что более всего и манило просвещенного дилетанта вроде меня. А именно — теоретическое занятие с покадровым разбором видео важных или сложных моментов.
Собственно, утренняя четверговая тема была и той, и другой в равной мере — атака в область головы и шеи. В последние годы ИИХФ уделяет борьбе с этими крайне травмоопасными фолами особое внимание. Наверное, для наглядности можно было взять за основу ИИФХшную же видеонарезку наиболее типичных моментов подобных нарушений. Но, видимо, руководствуясь принципом “своя рубаха ближе к телу”, судейский комитет подготовил собственную. Благо (вернее, увы), но подобных приемов хватает и в родной экстралиге. К видеоряду прилагались пояснения опытного (20-летний стаж арбитра) шефа судейского комитета: “Если игрок атакует соперника под углом 90 градусов, на те же 90 процентов он попадет в голову. Хочет он этого или нет — неважно. Геометрия здесь простая: у катящего с шайбой хоккеиста голова неизбежно чуть впереди остального тела. И плечом в плечо пытающемуся применить против него силовой прием под прямым углом прицелиться очень сложно”. Ясно, что в этом контексте как наглядный пример не мог не всплыть хит Костицына-старшего в игре против России на недавнем “мире”, стоивший Андрею удаления до конца матча с дисквалификацией и на следующий поединок.
Хотя не все так просто. Случаются и “сложно-пограничные” моменты. Как в одном из солигорских матчей “Шахтера” против “Гомеля”, когда кару за похожее нарушение пришлось отменять задним числом после анализа видео: атаковавший умудрился попасть в “10 процентов”. То есть — точно в плечо. “Да, иногда это бывает сложно определить. Но нужно. И ни в коем случае не покупаться на картинность падения. Падают иногда так, что его уже, кажется, всей семьей хоронят… И не нужно думать, что атака в голову — это только если голова пострадавшего вверху. Нередкий пример: игрок пихает клюшкой в шею уже лежащего на льду соперника. Сразу “до свидания” — есть травма, нет ли. Потому что здесь еще хуже — явный умысел”.
Из той же серии — игра высоко поднятой. “Помните главное: игрок всегда отвечает за свою клюшку. Хотел он или не хотел, но если она пошла вверх в лицо сопернику — свободен. И умысел ни при чем: хоккеист просто отвечает за то, что у него в руках. Даже на замахе при броске. Все! Рикошеты от клюшки пострадавшего — случаи единичные и несложно определяемые”, — еще несколько цитат от лектора Проскурова.
Для “студентов” час теории прошел, вероятно, привычно и буднично. Для случайного слушателя — весьма познавательно. И до определенного момента увлекательнее, чем следующий час — ледовой практики. Упражнений на катание, слава богу, довелось насмотреться всласть и в исполнении команд разных уровней — от детей и “фармов” до национальных сборных. А вот полторы дюжины игроков с красными повязками, увлеченно раскатывающих (или в данном случае разбрасывающих?) двусторонку в айсбол, повеселили изрядно. Кто не в курсе — это своеобразный гибрид хоккея и гандбола — на коньках, но мячом, передаваемым руками. Координацию, надо полагать, развивает недурно. Прихваты и хиты арбитров друг против друга выглядели забавно и фотогенично.
Перерыв на обед фактически был лишь паузой для приема пищи между собственным ледовым занятием и упомянутым выше коллективным арбитражем и просмотром молодечненско-жлобинского спарринга. После которого теория продолжилась по горячим следам — попериодным разбором игры. “Так, не молчим, как партизаны. Лучше разобрать все сейчас, чем потом в сезоне”, — подхлестывал подопечных председательствующий. Расшевелил: обсуждение не только плюсов, но и минусов коллег понемногу набрало обороты, заняло больше часа и опять-таки дало немало интересного неподготовленным, но любопытствующим ушам. Синхронность принятия решений, выбор позиции, как следствие непрерывность контроля хотя бы одним из рефери за игрой, даже необходимость “двусторонности” жестов… И, естественно, психология — от все более рекомендуемой НХЛ и ИИХФ обратной связи с тренерами по ходу матчей до стойкости к хитростям хоккеистов: “У нас сегодня было два удаления на “эй!”. Ребята, игроки тоже неплохие психологи, не надо на это вестись. Не видел четко — лучше не давай, чем давай за то, чего не видел. Убеждая себя потом, что “там вроде и правда что-то было”. Ну разве что, среагировав на “эй”, увидел лужу крови. И то тогда нужно обсудить с помощниками”.
Программа 10-часового учебного дня судей двигалась к финалу, когда председательствующий изрек: “Ну и на десерт наше любимое” Любимым оказался раздел “драки”. Обсуждение дважды просмотренной при обычной скорости записи стычки Брахманиса и Дадонова вылилось в судейское голосование на предмет того, кто из боксировавших на сколько намахал (в реальности оба получили по стандартному пятиминутному штрафу). Мнения разделились, но в итоге “слово целиком не угадал никто”. “А теперь смотрим покадрово…” — и собрание дружно изумилось: пропущенная подсечка в исполнении латыша в начале заварушки тянула на несравненно более тяжкую кару. “Вот так же и арбитр того матча изумлялся: “Е-мое, матч-штраф пропустил…” Это для того вам сейчас и показывается, чтобы вы были внимательнее и не пропустили”.
Разбор еще нескольких характерных эпизодов с их обсуждением венчал “чистый четверг”. Возможно, кому-то может показаться, что местами разбирались элементарные положения и озвучивались азбучные истины. Но, в конце концов, и любая тренировка — лишь очередное повторение пройденного для закрепления. Правда, в судейском случае есть своя специфика. И она не только в том, что такие “тренировки” для арбитров случаются все же реже, чем у хоккеистов. Но и в резюме от все того же Проскурова: “И помните: это у команд может быть “осенний хоккей”. У нас — нет. Мы не можем сказать, что на старте пока тяжеловаты после летних нагрузок, а к ноябрю-декабрю раскатимся. Я очень не хочу, чтобы в этом сезоне в федерацию приходили из клубов такие нарезки…”

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?