Андрей Сацункевич. Секунды, от которых стало не по себе...

22:14, 30 июля 2015
svg image
4865
svg image
0
image
Хави идет в печали

Кто-то ассоциирует Сацункевича с поражением в финале Кубка СССР от киевского “Динамо”, кто-то — с победой над грозным испанским “Реалом Сосьедад” в Кубке обладателей кубков. Он и сам не может придать какому-то из этих матчей большую значимость. В итоге мы делаем ставку на драматизм, но держим в уме Сан-Себастьян. В дальнейшем столь ярких событий в добротной карьере голкипера и не случалось…

Судьбоносная Зеландия

— Кажется, как раз в этом розыгрыше Кубка я и дебютировал в основе минского “Динамо”. В 1/16 финала встречались с армянским “Котайком” из Абовяна. Вели 4:0 — во втором тайме вышел на замену вместо Вани Жекю. Закончили 4:1. Тогда только подпускался к составу, хотя к тренировкам взрослых привлекали еще в конце чемпионского 1982-го, когда учился в школе. Официально в команде числился с 83-го. Помню, в 85-м дебютировал в товарищеском матче. Основной состав готовился к сезону в Сочи, а дублеры — в Сухуми. Ну и возникла проблема с вратарями. Меня выдернули на спарринг с днепропетровским “Днепром”. Приехал на электричке Сухуми — Сочи и уже вечером вышел на поле. Победили 3:0. Еще и пенальти отбил.
Но тогда основным был Жекю. Очень хороший вратарь, который пришел на роль первого номера. Я играл в дубле. С напарником сохраняли нормальные, рабочие отношения. Однако Иван старше меня на девять лет, так что друзьями не стали — у него свой круг общения. Что интересно, специализированных тренеров тогда не было, но Вергеенко, который занимал должность начальника команды, когда появлялось свободное время, возился с нами, дрессировал.
В 1986-м в команде остались три голкипера: Жекю, Боря Белошапка и я. Белошапка потом ушел, а перед стартом сезона-1987 отчислили Жекю. Справедливо или нет — не мне судить. И разбираться сейчас нет смысла. Получилось, что остался один — даже сменщика не имел за спиной. Как говорится, шайбе некуда было деваться. Понимал: это шанс.
В чемпионате 86-го минское “Динамо” заняло десятое место, что стало худшим за семь лет результатом. Коллектив-то был неплохой, добротные футболисты подобрались, но почему-то не ладилось. Даже не знаю, где причину искать… Может, не сыгрались. Кто-то уже выходил на финиш карьеры, кто-то собирался уезжать за границу. Молодые только подтягивались, не окрепли. Им требовалось время, чтобы дозреть до уровеня высшей лиги. По себе знаю: трудно с ходу влиться в основную команду и на протяжении всего сезона выступать стабильно. Когда я в 87-м в 21 год провел все тридцать матчей без замен, чувствовал: далеко не каждая игра складывалась ровно.
Тогда по ходу неудачного сезона-1986 сменился и тренерский штаб — вместо Арзамасцева пришел Савостиков. Уже начинал готовить команду к следующему розыгрышу. И в 1987-м прибавили, дела пошли лучше. Есть информация, что в то время на переговоры в Минск приезжал Бышовец — “Динамо” собирались доверить ему. Но я, честно говоря, не припоминаю ничего такого. Может, футболисты и не знали. По крайней мере воочию точно не видели. Ребята доверяли Савостикову — свой человек все-таки. Долго находился в структуре “Динамо”, хорошо знал каждого подопечного.
Кстати, перед сезоном-1987 летали в турне в Новую Зеландию и на Фиджи. Сыграли шесть товарищеских матчей, не пропустили ни одного гола. В какой-то встрече я пенальти отбил. Думаю, именно эта поездка многое определила в карьере. Мне все-таки шел только двадцать первый год. А в то время молодым вратарям практически не давали играть. Наверное, чуть ли не единственным в “вышке” был Харин. Поэтому про меня многие говорили: мол, рано. Доходили слухи, что клуб ищет опытного коллегу. Но удачное турне вселило уверенность в тренерский штаб. Думаю, именно тогда решили, что есть вратарь, на которого можно положиться. Это же все приходит с играми. Один-два хороших матча — и партнеры начинают чувствовать спокойствие за тылы. Сам становишься увереннее.

Семьдесят пять тысяч

В 1986 году в 1/8 финала Кубка против “Зенита” играл еще Жекю. А уже следующий, четвертьфинальный, поединок пришелся на сезон-1987, когда я проводил все матчи без замен. Победили московское “Торпедо” — 3:2. В концовке встречи Харин с пенальти сократил отставание до минимума. Это был очень сильный психологический фактор, который мог воодушевить соперника. Но мы выстояли и прошли дальше. Конечно, необычно, когда вратарь исполняет пенальти. И для другого голкипера обидно пропускать. Однако во все времена в нашем амплуа ценилось умение действовать ногами. Я и сам однажды пенальти бил. Уже не вспомню, кому и когда — давно было. Но забил — это точно.
В полуфинале обыграли “Таврию”, ворота которой защищал недавний одноклубник Боря Белошапка, и всего второй раз в истории минское “Динамо” получило возможность побороться за Кубок. Перед решающим матчем взобрались на второе место в таблице чемпионата. За четыре дня до встречи с киевлянами обставили в Харькове “Металлист” — 1:0. Набрали неплохую форму, чувствовали внутреннюю уверенность. Дополнительно нас никто не накачивал. Это перед матчами с московским “Динамо” — принципиальным соперником — руководство могло приехать и напутствовать на победу. А тогда не давили. Спокойно готовились через матчи чемпионата. В столицу прибыли за день до финала, поселились в Новогорске. Киевляне разместились неподалеку. Они считались фаворитами — все-таки флагман страны, много сборников. Правда, после чемпионского 1986-го в следующем сезоне у динамовцев наступил небольшой спад. Шли в середине таблицы. Поэтому на фоне наших успехов многие отдавали предпочтение Минску, где для большинства это был первый и, как оказалось, последний выход в финал. Подобные события вообще часто случаются лишь раз в жизни. Стоит ли говорить, как сильно хотели завоевать Кубок?..
Настраивались каждый по-своему. Почти все вратари суеверны. У меня тоже были ритуалы подготовки к матчу, которые старался соблюдать. Говорить о них не хочу — это все-таки личное. Другие футболисты чувствовали взволнованность, какая и должна предшествовать важным поединкам. Но когда игра началась — все переживания отошли на второй план. Людей собралось 75 тысяч — атмосфера замечательная, настоящий праздник футбола. Наверное, только раз в жизни играл при таком количестве народа. В Минске при мне приходило максимум 35-40 тысяч.
Киевляне с ходу попытались придавить, захватить преимущество. Какие-то удары наносили, хотя реальных моментов не возникало. Пропускать в начале игры, разумеется, никому не хотелось, поэтому действовали мы предельно собранно. И очень быстро игра выравнялась. А уже на 20-й минуте Сокол убежал один на один, Чанов его завалил, а Кондратьев добил катящийся в ворота мяч. Жора вообще человек-гол. Если появлялся шанс — всегда использовал. Блестящий нападающий.
Так и ушли бы на перерыв с минимальным счетом, если бы Василий Рац на предпоследней минуте тайма не сравнял: Заваров навесил, и он на дальней замкнул. Я, к сожалению, не смог дотянуться до передачи. Стоило, наверное, лучшую позицию занять… Хорошо, что в следующей же атаке, буквально через полминуты, мы умудрились заработать пенальти и еще до перерыва восстановить свое преимущество. В тот день многое складывалось в пользу Минска. Уверен, должны были довести дело до победы…

Опустошенность

Только начался второй тайм — травму получил Блохин. Через три минуты после его замены Алейников сделал счет 3:1. Конечно, появилось ощущение, что дело идет к победе. Но киевлян оживил быстрый ответ Кузнецова. Тот выстрелил со штрафного точно в “девятку”. Правда, в мой угол… Хотя даже после этого доигрывали без паники. Держали ситуацию под контролем.
И если бы не роковая последняя минута… И ведь киевляне сравняли счет только третьим ударом. Первый отбил я, второй принял на себя Зыгмантович, и лишь Заваров почти из пределов вратарской смог расстрелять сетку. Представляете, как обидно? Я потом у судьи спросил, сколько оставалось. Тот ответил, что 22 секунды. Мне аж не по себе стало… Твердили тогда, что не стоило Савостикову делать замены — надо было закончить матч основным составом. Но что уже сейчас говорить в сослагательном наклонении? Замены случились, уповать на них нечего.
Конечно, настроение перед дополнительным временем было никаким. Однако моментов не появлялось ни у нас, ни у киевлян — играли до пенальти. Хотя даже там собраться оказалось непросто. Соперник пробивал увереннее. К тому же мы не реализовали уже вторую попытку — удар Боровского парировал Чанов. Пришлось догонять. А следом смазал еще и Алейников. У меня же не пошло — по-моему, ни разу не угадал угол. Знал, как бьют некоторые, но действовал больше по ситуации…
Что творилось в раздевалке? Тишина. Опустошенность. Никаких эмоций. Взяли и отдали кубок… Я тоже понимал, что не выручил команду. Второй гол киевлян не давал покоя… Но, думаю, каждый тогда за что-то корил себя, прокручивал ошибки. Знаю, что Жекю любит повторять: мол, если бы он остался в команде, то финал Кубка Минск не проиграл бы. Однако говорить можно что угодно. Надо было оставаться.
Этот болезненный удар отозвался неудачами в чемпионате. В пяти следующих турах один раз сыграли вничью и потерпели четыре поражения. Угодили в яму. Чтобы быстро выбраться, надо иметь приличную скамейку. В минском “Динамо” такого никогда не было. Наверное, только Киев мог похвастаться сильным подбором запасных, где на лавке могли сидеть сборники. Поэтому оправились только к осени — к старту в еврокубках. Концовку провели неплохо — три победы, две ничьи. Финишировали пятыми.
Благодаря тому что киевляне в 1986-м взяли золото, наше попадание в финал гарантировало путевку в Кубок обладателей кубков. Наверное, это немного и оживило ребят. Все-таки событие незаурядное. Начинали с турецким “Генчлербирлиги” — мой дебют на евроарене. Людей, помню, пришло немало. Победили и дома, и в гостях. А потом попали на “Реал Сосьедад” из Сан-Себастьяна — обладателя Кубка Испании. Очень серьезный, по тогдашним меркам, клуб, который тренировал Джон Тошак. Выпала возможность съездить в Испанию — редкость на тот момент. Получили очень сильные футбольные впечатления, добыв героическую ничью 1:1. Многие считают тот матч лучшим в моем исполнении… Не знаю, бывали и другие игры, где хватало работы, но ту встречу с сан-себастьянцами определенно поставлю на одну ступень с проигранным киевлянам финалом Кубка. Когда просят назвать самый яркий матч в карьере, непременно вспоминаю оба. Как сейчас перед глазами эпизод вначале: по-моему, Бакеро обвел Гомонова, вырвался под углом один на один и пробил. А штанги ворот на стадионе в Сан-Себастьяне были не круглыми, а чуть продолговатыми. Вижу: мяч катится прямо в угол, ударяется о стойку… И отлетает в поле! Миллиметр в сторону — гол. Как-то сразу фарт почувствовался. И почти всю игру нам везло — пропустили только на 88-й минуте. Но это не помешало удивить общественность: к испанским 1:1 добавили домашние 0:0 и прошли дальше — в четвертьфинал. Помню, по ходу ответной встречи все девяносто минут в голове сидела мысль, что пропускать нельзя. Каждая ошибка была на вес золота. В концовке, правда, маханул мимо мяча после аута, но Алейников выручил — вынес подальше. “Реал Сосьедад” был, возможно, сильнейшей командой того розыгрыша. “Мехелен”, доставшийся на следующей стадии, казался послабее команды Тошака, хотя нам и не повезло с бельгийцами. Встречались ранней весной на “Динамо” на обледеневшем газоне. Пропустили в первом тайме и не смогли отыграть гостевые 0:1… Тогда в воротах “Мехелена” играл легендарный Мишель Прюдомм. Впрочем, и в составе испанцев был не менее именитый оппонент — трижды лучший голкипер страны Луис Арконада.
Получается, мне довелось в первом полноценном сезоне пережить самый горький и самый радостный моменты карьеры. На одной чаше весов — финал Кубка, на другой — “Реал” из Сан- Себастьяна. Рад, что удалось сыграть в таких матчах. После чемпионата-1987 был включен в список одиннадцати лучших дебютантов, получил мастера спорта и десять рублей прибавки к зарплате. Но, если честно, больше думал о будущем. Строил планы на следующий год…

ТАБЛО
КУБОК СССР-1986/87
ФИНАЛ
ДИНАМО (Киев) — ДИНАМО (Минск) — 3:3, пенальти — 4:2
МОСКВА. 14 июня 1987 года. Центральный стадион им. В.И. Ленина. 75000 зрителей.
СУДЬЯ: В.Бутенко (Москва).
ДИНАМО К: Вик.Чанов, Михайличенко, Балтача, Кузнецов, Демьяненко (к), Рац, Яковенко, Баль, Заваров, Евтушенко, Блохин (Яремчук, 57; Горилый, 70).
ДИНАМО Мн: САЦУНКЕВИЧ, Боровский, Метлицкий, Янушевский, Сокол (Курненин, 80), Зыгмантович, Гоцманов, Деркач (Кистень, 87), Алейников, Шалимо (Гуринович, 56), Кондратьев (к).
ГОЛЫ: 0:1 — Кондратьев (20, пас — Сокол). 1:1 — Рац (44, пас — Заваров). 1:2 — Зыгмантович (45, с пенальти за фол против Гоцманова). 1:3 — Алейников (60, пас — Кондратьев). 2:3 — Кузнецов (63, со штрафного). 3:3 — Заваров (90).
СЕРИЯ ПЕНАЛЬТИ: Метлицкий — 0:1. Демьяненко — 1:1. Боровский — 1:1 (вратарь парировал). Михайличенко – 2:1. Алейников — 2:1 (мимо). Балтача — 3:1. Курненин — 3:2. Евтушенко — 4:2.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Зыгмантович.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?