Брифинг БФФ. Реконструкция “Трактора” — последняя глупость
Если не наяву, то хотя бы в проекте. Пока не получается никак. Тем не менее у первого заместителя председателя БФФ Сергея Сафарьяна было что рассказать по этому поводу. А заодно расставить точки над “i” в истории с продажей прав на интернет-трансляции. Однако и они были расставлены не до конца.
Есть интерес!
Переговоры с некой немецкой компанией, которые вроде бы близились к завершению месяц назад, на деле тянулись еще не одну неделю — “очень много вопросов относительно технических возможностей обеспечить качество сигнала”. В итоге было принято решение как бы разделить первоначальный договор на две части. Соглашений получилось два, одно из которых тут же было подписано “буквально вчера”, второе вряд ли будет заключено вообще. Та самая немецкая компания — это “Sportsman Media Group GmbH” со штаб-квартирой в Мюнхене. Она и получила от нашей федерации “беттинговые права”. Говоря русским языком — возможность использовать “картинку” с белорусских полей при приеме ставок в букмекерских конторах. Сумму, которую переведут взамен на счета федерации, Сергей Вагаршакович озвучить не смог по простой причине: она будет зависеть от количества матчей, которые будут реализованы. Речь идет не только об играх чемпионата, но и поединках Кубка и Суперкубка Беларуси, а также отдельных встречах в рамках первой лиги (тех, с которых можно будет обеспечить “картинку” надлежащего качества). Чтобы реализовать максимум трансляций, напомним, было решено развести матчи чемпионата по трем временным слотам — со стартовыми свистками в 15.30, 17.30 и 19.30. Однако как быть командам, на стадионах которых отсутствует электроосвещение, тем более в условиях сокращения светового дня? “Разумеется, это приведет к тому, что немцы “заберут” меньше матчей, чем могли бы. Насколько это возможно, мы будем разводить игры с учетом технических возможностей стадионов”, — сказал Сафарьян.
Вдогонку была помянута тема, поднятая по следам матча “Слуцк” — БАТЭ, состоявшегося в полчетвертого в самое пекло: “Этот вопрос со временем должен отпасть как несерьезный. Есть уйма примеров, когда эти же игроки выступали при такой же температуре, и после ни на что не жаловались. Ну, и к тому же Сергей Юрьевич Новиков уже предлагал пробежать 11-12 километров при такой температуре. Я тоже готов. А если футболист, который за это получает деньги, не в состоянии, если не хватает здоровья — значит, наверное, он ошибся секцией”.
Что еще может повлиять на объем реализации? Качество трансляции — дотошные немцы тестировали его на протяжении восьми туров высшей лиги. А точнее, качество интернета на стадионах. Однако федерация здесь ничем помочь не может: “Мы же не собственники. Я не могу прийти на чужой стадион и сказать: “Буду заниматься вашим интернетом”. Есть же разделение обязанностей”. Приблизительно в том же ключе зампред БФФ ответил на вопрос о низком рейтинге трансляций матчей белорусского чемпионата на ТВ: “Этим тоже я должен заниматься? Или все-таки профессионалы?”
Стоит добавить, что договор подписан на три года, при этом права переданы немцам на эксклюзивной основе. На таких же условиях другая, неназванная компания хотела приобрести у БФФ права на показ матчей — не для любителей побаловаться ставками, а для широкой публики. Известно только, что это тот же посредник, который реализует в Европе “картинку” с игр прибалтийских чемпионатов. Однако белорусскую сторону предложение этой компании не устроило. Впрочем, “есть и альтернативные варианты”.
В ответ на традиционные вопросы о финансах Сафарьян не без нотки раздражения заметил: “Мне уже неинтересно повторять одно и то же. Федерация не собирается на этом зарабатывать! Все средства до последней копейки уйдут на покрытие затрат на проведение национального чемпионата. От нашего первенства мы доходов в принципе не имеем и в дальнейшем иметь не собираемся. Даже при средствах, пришедших в чемпионат извне в последние годы, баланс пока не приближается к нулевому. Поэтому мы вынуждены находить деньги в других источниках, чтобы его дотировать”.
Есть указ…
В анонсе-приглашении федерация обещала раскрыть и тему строительства национального футбольного стадиона в столице. До 6 июля принимались заявки на вновь объявленный тендер. Таковых поступило пять, и на прошлой неделе состоялось совещание всех заинтересованных сторон. С особенным оптимизмом Сергей Вагаршакович отметил возросшую заинтересованность со стороны Мингорисполкома.
В комплекте со стадионом в планах изначально было строительство сопутствующей инфраструктуры. Неделю назад планы были несколько скорректированы. К примеру, исчез виртуальный гипермаркет, который должен был появиться рядом с ареной. Таким образом участники проекта (Мингорисполком, БФФ и компания “Трайпл”) решили сократить количество коммерческих площадей. В то же время за счет этого увеличится число помещений, которые будут сдаваться в аренду, а также парковочных мест.
Далее — из пяти заявок “в игре” останутся, скорее всего, лишь две. А окончательное решение будет принято в конце августа. Также Сафарьян отметил, что по условиям конкурса выигравшая тендер организация будет обязана сдать стадион “под ключ” — и спроектировать, и построить. И при этом выполнить условия по объему внешнего финансирования, которые заложены в техническом задании: “Они не слишком жесткие, но заемные деньги в смете, безусловно, должны быть предусмотрены”.
Впрочем, все это еще даже не на бумаге, а столичных (да и не только) болельщиков по-прежнему интересует главный вопрос: когда?! Когда в Минске появится стадион, на котором можно будет проводить матчи высокого уровня?! С течением времени к вопросительному знаку, несомненно, будет добавляться все больше и больше восклицательных. Информация по этому поводу была разная. Председатель БФФ Сергей Румас говорил о 2019 годе, помощник президента по вопросам физической культуры, спорта и развития туризма Максим Рыженков заявлял, что после того как Минск не получил право организации финального турнира EURO»2020, спешить уже незачем. Кому все-таки верить? “Верить надо документам, — отрезал Сергей Сафарьян. — Есть указ, где ясно написано: до 1 января 2018 года в Минске должен быть построен национальный футбольный стадион. О том, чтобы в него вносились изменения, я пока не слышал…”
Итак, официальный ориентир — 2018 год. До этого времени, кстати, также можно забыть о том, чтобы привезти в Беларусь какой-нибудь статусный турнир или его финальный матч. “Очень мало стран, которым дают соревнования, а у них еще нет стадиона. Такую возможность вряд ли предоставят, пока говоришь об арене на пальцах. Пока он не построен и не принят, в нашу сторону и смотреть никто не будет. Даже молодежный EURO никто просто так не даст. Не говоря о финале еврокубковых соревнований или Суперкубке Европы. Телегу в этом случае впереди лошади никто ставить не будет. Единственное исключение — финальные турниры чемпионатов мира или Европы, там часть инфраструктуры может быть не готова к принятию заявки. Именно поэтому мы и претендовали на некоторые матчи чемпионата Европы в 2020 году — и у нас был шанс привезти их в Беларусь”.
Будущий национальный стадион — единственная арена, о которой в федерации говорят с полной ответственностью. Реконструкция “Динамо”? С тех пор как его решили передать федерации легкой атлетики, участие БФФ в этом проекте закончилось. Футбольные и легкоатлетические требования к аренам разные, а это значит, что пожелания БФФ, которые высказывались перед тем как “Динамо” начали разбирать по кирпичикам, скорее всего, будут проигнорированы. Тем не менее “если будет возможность”, на новой арене все равно будут проводиться футбольные матчи. Другой вопрос — “насколько высокого уровня”. Пока никто не знает.
Реконструкция “Трактора”? “Надеюсь, этого не произойдет!” — выпалил зампред БФФ. И разразился эмоциональным спичем: “Если так все же случится, это будет последняя глупость, которую можно сделать с футболом в Минске! Тогда все команды нужно будет загнать на новый стадион ФК “Минск”. И это будет единственная арена в городе — в пойме реки, к тому же непонятно, как она будет эксплуатироваться. Почему принималось решение о реконструкции “Трактора”, непонятно. В протоколе прошлогоднего совещания в Совмине (надеюсь, кто-то туда заглянет) четко написано: до тех пор, пока не будет реконструировано “Динамо” и построен национальный стадион, “Трактор” не будет закрыт! Хотя бы для того, чтобы сэкономить. Основная нагрузка ведь здесь лежит на городе. То есть еще и третий стадион сюда повесить, стоимость работ на котором потянет не на один десяток миллиардов рублей? В общем, надеюсь, здравый смысл возобладает“.
Тема реконструкции плавно вырулила к вопросам лицензирования. В Минске арен мало, зато столичных команд, выступающих в элитном дивизионе, в следующем году может прибавиться. Что будет, если в высшую лигу выйдут, к примеру, “Ислочь”, “Крумкачы” или “Звезда”-БГУ? Где они будут играть? Будут ли нормы лицензирования сдвигаться? Ответ — нет. “Мы и так сделали максимальное послабление по инфраструктуре. Вспомните: лет восемь назад принималось решение, что на каждой арене, где проводятся матчи высшей лиги, должны быть оборудованы система подогрева и искусственное освещение. Мы сначала сделали необязательными эти требования, затем немного сократили минимальное количество зрительских мест. Это все, на что мы могли пойти. Теперь — никаких послаблений! Тем более практика показывает, что когда мы идем навстречу местным руководителям, нас чаще всего обманывают. Из года в год пишут гарантийные письма: мол, вы нам разрешите, а мы потом доделаем. Так что подход будем менять: пока не устранят все недочеты, играть не разрешим. Это касается не только высшей, но и первой, и второй лиг”. Впрочем, Сергей Вагаршакович уточнил, что это лишь позиция администрации федерации. Окончательное решение в этом вопросе, напомним, останется за исполкомом БФФ.
А чтобы завершить тему стадионов, зампред поделился хорошей новостью. Стадион “Локомотив” (помните такой?) официально передан на баланс Белорусского государственного педагогического университета. Вуз будет заниматься восстановлением арены. При содействии федерации обещали сделать в течение года. То есть в Минске все-таки будут одновременно реконструироваться три стадиона.
Есть рецепт?
Импровизированный раздел “Разное” поначалу ограничился темой недавней жеребьевки отборочного турнира чемпионата мира. Сафарьян сказал много, но не сказал ничего: “Если вы думаете, что я сейчас заявлю, что мы ни при каких раскладах не выйдем из группы — я не буду этого делать. Если думаете, что выйдем — этого тоже не скажу. Единственный рецепт — готовиться и играть на победу в каждом матче. Если команда будет настроена на каждую игру должны образом, результат придет. И другой постановки вопроса быть не может. В истории достаточно примеров, когда легкие группы оказывались непроходимыми для фаворитов и наоборот”. Ну, и лишний раз болельщику на заметку напомнили: то, что большинство домашних игр следующей квалификации сборная Беларуси начнет в 21.45 (в том числе матч в понедельник с Люксембургом), вины федерации нет. С тех пор как УЕФА подписал контракт централизованного маркетинга, в интересах большей прибыли, время стартовых свистков назначается только континентальным футбольным ведомством. И у национальных ассоциаций нет ни единого шанса повлиять на этот процесс. Так что когда будете за полночь возвращаться с “Борисов-Арены”, проклятия нужно сыпать не на Дом футбола.
На этом бы все и закончилось, если б Сафарьяну не задали вопрос, который в белорусском футбольном пространстве уже давно стоит в ряду с “Кто виноват?” и “Что делать?” У Сергея Вагаршаковича спросили: “Как все-таки поднять посещаемость национального чемпионата?” Его лицо на мгновение стало похоже на картинку из знаменитого интернет-мема, но развернутый ответ все же последовал: “Мы на это глаза не закрываем. Ведем определенную работу. В начале недели созвали “круглый стол” с участием специалистов по маркетингу, хотели выработать решение, чтобы изменить ситуацию. Она, безусловно, ухудшается, и причины тому разные. Главный вопрос, насколько понимаю, действия милиции. Но у нее своя правда. И мы оказываемся между молотом и наковальней. Бойкот фанатов? Ну, это небольшая (и даже не бОльшая) часть болельщицкой аудитории, но все же. Мы пытаемся вести диалог с обеими сторонами. Компромисс, конечно, невозможен, но считаем, что правда где-то посередине. И милиции не стоит проявлять излишнюю жесткость, тем более иногда из-за действий одного человека страдают многие. И фанатам тоже стоит избегать провокаций. А самое главное — принимать меры против тех, кто этого заслужил. А не вешать клеймо потенциального преступника на каждого фаната. С таким подходом мы точно ничего не добьемся.
Однако дело не только в фанатах. Что делать? Ну, подскажите, может, вы что-нибудь. Есть рецепт — мы готовы его реализовать. Предложений было много: и бесплатный вход, и акции, конкурсы в перерыве. Эффекта — нет. Самое главное, по моему мнению, — чтобы у людей был повышенный интерес к самому футболу. А это вопрос качества игры. Вот над этим клубам работать и надо”.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь