Три Сереги. Свято место

21:42, 6 августа 2015
svg image
691
svg image
0
image
Хави идет в печали

Кто знает, уготован ли любимому в белорусском народе снежному виду до конца года такой взрыв страстей, какой случился прямо сейчас в публичном поле в связи с драматичным нездоровьем Дарьи Домрачевой? Тема недели, пожалуй. И нам, коллеги, похоже, от нее тоже не увернуться.

Сергей Мордасевич. Действительно не увернуться. Кажется, благодаря Дарье биатлон этим летом у нас заткнул за пояс даже футбол с еврокубковыми выступлениями БАТЭ и минского “Динамо”. И первое, что хочется сказать по этому поводу: все правильно Домрачева сделала! Здоровье важнее всего. Откатать и отстрелять сезон через не могу — очевидно плохая идея. Так можно было бы вообще наесться этим биатлоном по горло и утратить к нему интерес. А это первый шаг к досрочному завершению карьеры и повторению судьбы бывшей принципиальной соперницы Магдалены Нойнер. Один пропущенный сезон может сохранить для Дарьи и всех нас сразу два.

Сергей Кайко. Тема-то первополосная, но совсем не дискуссионная. Не представляю, как должен быть устроен мозг, чтобы критиковать решение Домрачевой. Даже не в мононуклеозе дело. Дарья могла бы взять паузу просто так — или даже отбросить лыжи вместе с винтовкой насовсем, как Нойнер, — все равно ругать ее за это было бы глупо. Человек имеет полнейшее право строить жизнь, как ему хочется. Кто-то соревнуется до сорока. Кто-то кольцует карьеру в 25 и уезжает на деревню к бабушке. Кто-то стрижется в монахи или отправляется на хутор бабочек ловить. Каждый швец, жнец и кузнец своего счастья. Особенно в индивидуальных видах, где тема “надо умереть за Родину, сынок” не звучит так, как в футболе. Это первое. Второе: мы можем лишь рассуждать, пойдет ли пауза на благо дальнейшей карьере Дарьи Владимировны. Но здесь снова-таки — кто об этом знает лучше, чем она сама? Если в голове, душе и сердце — пустота и желание отдохнуть, смысл тогда ломать себя? Здесь у меня только один пример и тот условный. После триумфальных Афин- 2004 наша бегунья-чемпионка Юлия Нестеренко попала под такой девятый вал славы, что, кажется, ей пришлось даже восстанавливать силы в больнице. В итоге на прежний уровень она так больше и не вышла. Не готов ничего утверждать — подробностей не помню, спецификой не владею, но, может, ей стоило тогда тоже взять паузу и побыть годик вдали от шума городского? Иногда это очень полезно.

С.Н. Раз в решении Дарьи нет ничего дискуссионного, предлагаю взглянуть на историю в чуть ином ракурсе. Как она выплыла на свет? Здесь мне видится похвальный пример, поданный чемпионкой. Без утаек, сама первым номером рассказала в социальных сетях все как есть: и про болезнь, и про раздумья, и про их итог. Не суть важно, сама Даша варганила эти тексты или ей помогал некто из имиджмейкерской братии. Мне здесь интересно другое. Действие на упреждение возможных слухов в виде версий! В результате никаких гаданий и инсайдерских утечек сродни недавним “обьерндаленным” нет и в помине. Сказать по правде, это даже как-то ново — и для самой Дарьи, и для нашего биатлона в целом.
Признаться, не первый сезон сочувствую редакционным биатлонным “спецам” Тане Лукашевич и Сереге Версоцкому. Они с боями и уговорами, далеко не всегда успешными, выбивают всякий контакт-эксклюзив и у тех же спортсменов, и у тренеров. Особенно в страдную соревновательную пору. Гласность и публичность в национальной биатлонной федерации понимают специфично, не сказать чтобы в духе времени. Словно традиционные кураторы вида из известного силового ведомства набросили на кумиров маскировочную сеть странной секретности. Так вот, Домрачева в нашем случае изящным движением ее отбросила, вышла из- под прикрытия. И дальше… Вот ведь так интересно, что будет с биатлоном дальше, в сезон временного отсутствия ослепительной звезды.

С.М. Знаете, а я не разделяю расхожего мнения, что с уходом Дарьи на годичный покой белорусского биатлона не станет. Да, конечно, жить будем не так весело, как раньше, но тоже — насыщенно и интересно. Не забывайте, что в нашей женской команде осталась Надежда Скардино — бронзовый призер сочинской Олимпиады. Далеко не каждая страна, культивирующая биатлон, может похвастать такой спортсменкой. Именно Скардино должна одолжить у Домрачевой майку лидера сборной. Плюс есть Надежда Писарева, Анастасия Дуборезова, Ирина Кривко, которые под настроение могут заехать на высокие места. Плюс и без Дарьи наша четверка как-то заканчивала эстафету на перспективном пятом месте. Да и непосредственно интерес к биатлону, мне кажется, упадет не критически. За последние годы во многом благодаря Домрачевой белорусы так влюбились в этот вид спорта, что разглядели в нем и уйму иных прелестей, помимо постоянных побед нашей умницы и красавицы. Я вот, например, продолжу следить за стреляющими лыжниками и лыжницами и в следующем сезоне. И, лишенный необходимости писать о них, буду получать чистое болельщицкое удовольствие.

С.К. Было бы здорово, конечно. Но я в этом смысле настроен скептически. Думаю, больше шансов на то, что женская команда нашей биатлонной сборной скатится к мужской — то есть туда, где бегут и стреляют совсем не лидеры, а массовка. Хотя эпизодические успехи, наверное, будут. Я знаете, о чем подумал, едучи в среду на футбол в Борисов? Что, не дай бог, не выйдет в группу БАТЭ, осенью мы останемся совсем без международного спорта. У футбольной сборной шансы призрачны, еврокубки мимо — а здесь еще и Домрачева восстанавливается… К счастью, Борисов выиграл. И КХЛ уже не за горами. Они помогут переждать этот Дарьин простой. Свыкнуться с тем, что какое-то время белорусский спорт будет обходиться без своей главной на сегодня спортсменки.

С.Н. Я ведь неспроста разворачивал разговор к теме публичности. По мне, так спасать интерес к виду спорта от угасания, скрашивать неизбежное падение трансляционных рейтингов можно, позитивно меняя информационную политику. Того, что прежде делали просто победы Даши, теперь надо стараться достичь, чаще показывая в том же телевизоре другие лица, давая нам послушать этих людей, проникнуться к ним симпатией или сочувствием, чтобы не перестать болеть и сопереживать.
Из этой же серии внезапное обрушение ставок белорусского плавания на чемпионате мира в Казани. Вот чертовски любопытно, что и в какой тональности расскажет нам по горячим следам неудачи недавно заработавший главным тренером Дмитрий Манцевич. Или как будет держать удар та же Саша Герасименя, промахнувшаяся вместе с командой мимо пика формы.
Будь я приставлен по роду службы к темам биатлона или того же плавания, сейчас с нетерпением потирал бы руки. Потому как в этих темах закипают заведомо драматичные сюжеты. Это попытки противостоять нежданным невзгодам — настоящие приключения, в которых наверняка проявятся и сильные характеры, и слабаки, потребуются нестандартные решения и поступки. Это же классические информационные вызовы!
Но есть ведь и опасность, что все это от нас элементарно спрячут, уведут с глаз долой. И сами того не желая, нанесут своим видам непоправимый имиджевый вред. Развернутый на публику конфликт — это часто благо для спорта и для спортсмена. Вспомнить хотя бы последствия январского визита Андрея Вашкевича на “Australian Open” с нетленным вопросом о семечках к Виктории Азаренко. Ведь вследствие того собирательного интервью наша задетая за живое теннисная звезда всерьез, пусть и ненадолго, пересмотрела отношение к белорусским журналистам, их читателям и слушателям. И, кстати, по-моему, во многом на инерционном шлейфе той истории в целом благополучно пережила ощутимый карьерный спад.

С.М. Ну, Герасименя, положим, удар, чуть что, выдержит. Не думаю вообще, что она когда-нибудь отказывала журналистам в комментариях. В плане публичности Александра пример. И Манцевич, этот facebook-активный человек, вряд ли проглотит язык. И вообще, чемпионат еще не закончился, рано делать окончательно неутешительные выводы. Я вот о чем подумал. Ведь эта передышка в карьере Домрачевой — лишь с одной стороны зло для нас, журналистов. С другой — вполне себе благо. Это шанс наделать уйму эксклюзивных материалов, невозможных в пору ее активных выступлений. И упустить этот шанс — профессиональное преступление. Возьму шире: такая ситуация — еще и возможность лучше раскрутить, продвинуть, распиарить собственно белорусский биатлон. Свободного времени у Дарьи будет много. Дело за интересными предложениями.

С.К. Сильно сомневаюсь, что, взяв передышку, Дарья начнет раздавать интервью налево-направо. Но в общем соглашусь. Виды спорта у нас — и не только — двигают лидеры, люди-паровозы. Футбол — это Глеб. Гандбол — это Рутенко. Хоккей — это Калюжный. Баскетбол — это дамы из поколения Веремеенко — Левченко. Домрачева, Азаренко, Герасименя, Кравченко… Не могу сказать, что культовых фигур у нас мало, но и в глазах от них, прямо скажем, не рябит. Во времена Щербо и Иванкова я знал тонкости опорного прыжка. Во времена Курловича и Тараненко мог назвать мировые рекорды в рывке и толчке. Под белорусским флагом во многих видах выступали глыбы. Сейчас все как-то помельчало. Вот в этом смысле год без Домрачевой будет, конечно, невеселый.

С.Н. А может, наоборот? Свято место не бывает пусто. Хорошо если за него разразится хотя бы подобие спора. Глядишь, и возвращение Даши ляжет на принципиально иной конкурентный ландшафт.

С.М. Для всей нашей биатлонной сборной это тест. Ведь однажды Дарья уйдет не на год, а навсегда. И к этому надо бы подготовиться заранее. Прежде величие одной спортсменки маскировало многие проблемы вида, сейчас они повылазят наружу. Но главное в этой истории — все же отдых и здоровье чемпионки. Пусть Домрачева наберется сил, восстановится, осмотрит жизнь с других, ранее неизвестных, сторон. И вернется в большой биатлон еще более сильной. Если такое, конечно, возможно в принципе.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?