Зубр мудрости. Чип и Дэйв спешат на помощь
Впрочем, можно сказать, что в ходе аккурат часового брифинга канадский коуч национальной сборной Беларуси и глава ФХРБ Игорь РАЧКОВСКИЙ солировали на два голоса. И начал именно последний — и сразу с главной новости.
И.Р. Хотел бы официально и окончательно констатировать, что с Дэйвом заключен новый и на сей раз долгосрочный контракт на весь олимпийский цикл. То есть до 31 мая 2018 года. Перед пресс-конференцией у нас состоялось заседание тренерского совета, на котором Льюис поставил задачи коллегам из молодежной и юношеской сборных. Также на нем присутствовал и главный тренер “Динамо” Любомир Поковича. И еще вам будет любопытно узнать, что мы организовали для Дэйва и его супруги своеобразный тур по нашей стране. Чтобы Беларусь не ассоциировалась у него только с маршрутом аэропорт — арена — отель — аэропорт.
Д.Л. Во-первых, хотел бы поблагодарить Игоря Анатольевича Рачковского и федерацию за предоставленную мне и жене замечательную возможность увидеть Беларусь. Мне было важно почувствовать ее историю и культуру. И очень интересно и познавательно. Скажем, на “Линии Сталина” сделал то, чего никогда не делал прежде — забрался на настоящий танк. В Брестской крепости понял, откуда у белорусских игроков такое стремление сражаться — они унаследовали его от дедов. Получил большое удовольствие от поездки в Беловежскую пущу, прикоснулся к белорусской природе. Позже посетили Гродно — по-настоящему европейский город. Заодно посмотрели матч Кубка Беларуси. Очень тронуло содействие, которое нам постоянно оказывали окружающие. Мы с женой вполне смогли оценить дружелюбие белорусов.
А сегодня у меня действительно состоялась встреча с группой белорусских коллег. Вкратце описал им методику подготовки сборной в прошлом сезоне, систему оценки игроков. Возможно, у нас не сильнейшие хоккеисты в мире. Но из них определенно можно создать сильную команду.
— Чем занимались после чемпионата мира?
Д.Л. В первую очередь перенес серьезную операцию, мне фактически поставили новое бедро. Сейчас не беспокоят никакие боли, которые только усугубляли моральные страдания во время чемпионата мира после некоторых поражений. Потом ездили с женой в канадскую провинцию Саскачеван для участия в благотворительном турнире. Ну и общение с внуками заняло немало времени.
— Как отнеслись к словам Александра Лукашенко, назвавшего некоторые игры сборной в Чехии “позорищем”?
— Нормально, это его мнение. Но все равно горд за наших ребят. Знаете, после четвертьфинала с канадцами я разговаривал с несколькими менеджерами из НХЛ. И все оказались единодушны во мнении, что сборная Канады была самым ужасным соперником, который мог выпасть.
— Следили ли за переходами наших сборников в межсезонье? Что, в частности, думаете о том, что братья Костицыны остались в КХЛ?
Д.Л. Знаю, что у них было желание вернутся в НХЛ. И точно знаю, что скауты за ними пристально наблюдали. Но в профессиональном хоккее, как и в жизни, не всегда все получается так, как ты хочешь. Надеюсь, в КХЛ их ждет яркий и успешный сезон.
— Сомневались ли перед подписанием долгосрочного контракта с федерацией?
Д.Л. Если честно, сомневался даже перед подписанием прежнего краткосрочного. Вновь принять команду, выдержать экзамен чемпионата мира — это очень волнительно. Но все сошлось как нельзя лучше: у нас получилась хорошая дружина, которая показала результат. После чемпионата вернулся домой в Мичиган, обсудил перспективы продолжения работы в Беларуси с женой. Результат обсуждения — я сейчас здесь, перед вами.
— А у федерации имелись сомнения?
И.Р. Ни секунды. Дэйв сразу предстал в образе истинного профи. Возможно, поначалу сложно было оценить, в какой тренерской форме он пребывал на момент принятия сборной. Но подкупило то, что он согласился на скромную сумму первого контракта и краткий его период для оценки того, как мы сработаемся. При этом ряд других кандидатов, фамилии которых не стану называть, пускались в финансовые рассуждения. А далее подготовка и выступление команды на чемпионате мира все сказали за себя. Так что волновался только об одном: что у Дэйва после чешского турнира могут появиться другие предложения. Но он заверил, что хочет и готов продолжать работу с нами.
— Жестки ли рамки контракта? Предусматривает ли он количество дней, которые тренер обязан находиться в Беларуси?
И.Р. Они есть, но консенсус найден. Количество дней будет зависеть от целесообразности, а не от математики. Или вот вам пример: скоро наши тренеры поедут на стажировку в Детройт, Дэйв их будет курировать. Это работа в сборной или как? Сам Льюис в данном вопросе логичен: “Сколько скажете, столько и буду. Но только если вы мне объясните — зачем”. С ассистентами он всегда будет на связи в любом случае. Коммуникация 365 дней в году. При любой проблеме и любом вопросе — “Чип и Дэйв спешат на помощь”.
— Насколько активно предполагается задействовать Льюиса в работе с другими сборными?
И.Р. В следующий его приезд Дэйв как раз проведет тренировку с “молодежкой”, на которую пригласят и штаб юношеской сборной. При этом он ежедневно готов консультировать коллег по скайпу, просматривать посредством интернета и анализировать матчи. Личное присутствие при современных технологиях для этого совсем необязательно.
— Сумма нового контракта значительно увеличилась?
И.Р. Это естественно и справедливо по итогам чемпионата мира. Но, уверяю, все в разумных пределах.
— Штаб помощников останется прежним?
Д.Л. В основном. С Крэйгом Вудкрофтом мы постоянно на связи. Надеюсь и на продолжение сотрудничества с Ленером. Он был очень полезен на чемпионате мира уже хотя бы как дополнительная пара глаз, тонко подмечающих важные детали. Антоненко и Мезин также остаются в штабе. А недавно познакомился с Юрием Файковым. Чувствуется, что у него солидный багаж знаний. Будет интересно с ним поработать.
И.Р. А вот Журик заключил контракт с клубом ВХЛ. Он готов был продолжать работу в сборной, но это не вариант. Иностранного тренера можно приглашать издалека, но требование к нашим — находиться в стране, изучать экстралигу и молодежные команды. Так что вместо Журика привлечем Файкова.
— Нет ощущения, что в Чехии сборная достигла потолка и до Олимпиады вряд ли прибавит?
Д.Л. Вы знаете, что я говорил игрокам: “Наша цель — медали”. Многие считают меня сумасшедшим. Но я четко знаю: если не веришь, никогда ничего не добьешься. Думаю, выступление сборной в Чехии многим открыло глаза. Мне говорили, что в Беларуси нет достойных. Я не верил — и не ошибся. Да, следующий чемпионат будет еще большим вызовом. Но уже сказал коллегам, что и мы должны стать лучше. В плане стратегии, тактики, повышения уровня мастерства игроков.
— Были ли у вас в последнее время предложения из НХЛ?
Д.Л. Какие-то разговоры велись, но они мне были не интересны. Я получил огромное удовольствие от работы в Беларуси. У нас отличные штаб и команда. Кроме того, в НХЛ или АХЛ пришлось бы работать в другом графике, где один день повторял бы другой. Поверьте, знаю, о чем говорю: я провел 40 лет в НХЛ в качестве игрока и тренера. А опыт работы со сборной был довольно свежим и интересным. Возможно, это один из основных факторов моего согласия.
— Вернемся к Костицыным. Как полагаете, стоило ли им потерпеть до предложения из НХЛ? И вообще, нужно ли белорусам стремиться в НХЛ, или удовлетворяться наличием предложений из КХЛ?
Д.Л. Нужно всегда стремиться к максимуму. Просто у каждого он свой. Ежели ты Грабовский, это, безусловно, НХЛ. Вообще если есть шанс, нужно его использовать. Иначе потом будешь всю жизнь сожалеть.
— Тогда вам придется болеть против клубов белорусских НХЛовцев, иначе они не приедут в сборную.
Д.Л. Ха-ха, я был бы рад, чтобы Беларусь имела 25 НХЛовцев. В плей-офф со своими клубами наверняка пробились бы не все, а, скажем, десяток. А у нас в распоряжении осталось бы полтора десятка.
— Случайно, у вас на руке не чемпионский перстень “Детройта”?
Д.Л. А у белорусских журналистов хорошее зрение. Действительно это он. Надеваю не так часто. Сейчас — просто чтобы показать белорусам, как выглядит реликвия.
— И игрокам?
Д.Л. Тоже не повредит. Это символ пика профессиональной карьеры хоккеиста. Многие хотят дотронуться до него как до мечты.
— Получится ли дважды в течение следующего года подвести игроков к пику — в мае к чемпионату мира и в начале сентября к олимпийской квалификации? Может, вообще не давать им отпуск?
Д.Л. Ни в коем случае, отпуск обязателен. Нужно давать передышку и телу, и мозгам. Просто сбор перед квалификацией будет не такой длинный, как перед чемпионатом мира. Но достаточный. К тому же все начнут летнюю подготовку еще в клубах.
— Бэйлен и Лингле могут выступить за нашу сборную уже на следующем чемпионате мира. Когда думаете привлекать их к сборам?
Д.Л. По ходу сезона. Вообще рад, что уже можем рассчитывать на обоих.
— Домашняя квалификация не заставит игроков “перегореть” от повышенного внимания? Причем как трибун, так и руководства страны.
Д.Л. Это может стать плюсом, если знать, как использовать ситуацию. Уже то, что на трибунах будет много наших фанов, значит многое. Игроки будут с семьями, дома. А правильно их настроить — задача тренеров. Чтобы родные стены не давили, а воодушевляли. Я рад, что квалификация пройдет в Минске. Хотя само по себе это еще не гарантия успеха.
И.Р. Напомню, завоевание права ее проведения дома была одной из задач на минувший чемпионат мира. Ребята сами об этом говорили и рады, что ее выполнили. А опыт крупных турниров на нашем льду уже есть. В любом случае это лучше, чем ехать на квалификацию в ту же Данию.
— Игорь Анатольевич, заметный военный уклон тура Льюиса по Беларуси — результат вашего армейского прошлого? Кто вообще разрабатывал маршрут?
И.Р. Мне предложили варианты, а после отправили их Дэйву для выбора. И никакого военного уклона, просто мы назвали не все пункты программы. А в ней был и замок Радзивиллов в Несвиже с посещением одного из трех в мире княжеских захоронений. Показали Льюису, что у белорусов давняя и богатая история, а то некоторые думают, что мы сюда на конях откуда-то прискакали. Заехали в Мир. Правда, кое-какие коррективы внесла погода. Такую жару и молодежь не всегда переносит хорошо. В Хатынь вот не попали, хотя Дэйв хотел. Заменили посещением “Линии Сталина”…
Кстати, спросите у Дэйва, где зародился хоккей. Забавная вышла история во время экскурсии по Беловежской пуще. Посетили там среди прочего недавно открытый музей. И обратили внимание на один из экспонатов — конек. Когда спросили, сколько ему лет, выяснилось, что 150, а то и все 200. Наши предки, оказывается, делали клюшки из можжевельника, а шайбы — из граба и играли в подобие современного хоккея уже давным-давно. Потом, видимо, эмигрировали в Канаду и придали ему современный вид.
Д.Л. Я даже специально сделал фото лезвия этого конька. Не знаю, насколько это законно, там оригинальная технология.
— Выходит, белорусы могут оспаривать, что родоначальники хоккея — канадцы?
Д.Л. Думаю, это основание для официального расследования. (Смеется.)
— Джонатан Чичу в недавнем интервью “Прессболу” отметил, что белорусская природа очень похожа на канадскую. По крайней мере — на пейзажи его родной Манитобы. Согласитесь?
Д.Л. Вполне. К слову, моя жена отметила то же — природа очень походит на родной для нас Саскачеван. И характер белорусов похож на канадский. Во всяком случае — в нежелании уступать на хоккейной площадке.
— Планируете ли вновь посетить Гродно через неделю? Кроме того, что там состоится матч Лиги чемпионов, так еще в гости пожалует клуб Крэйга Вудкрофта.
Д.Л. Самое любопытное, что узнал об этом совсем недавно. Нужно будет порекомендовать Крэйгу отель, где мы останавливались, и очень приличный ресторан. Но сам на матч попасть не смогу — пока возвращаюсь в Детройт.
И.Р. Кстати, супруга Дэйва после приобщения к белорусской кухне пожелала получить рецепты некоторых блюд.
Д.Л. Да, и я приобщился — очень понравилось. И не только еда. Оценил, например, медовуху.
— Когда ждать вас в Минске вновь?
Д.Л. Точная дата пока не определена, сверимся с графиком сборной. Но и в Детройте я буду просматривать игры экстралиги по интернету. А Антоненко и Мезин — наблюдать за игроками из расширенного списка на месте.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь