Три Сереги. Люди подлимитные
Турнир сам по себе рейтинговый. А для белорусской публики он обрел дополнительный интерес по причине фантастически нелепой тяжбы, которую устроило по поводу статуса наших хоккеистов в российских клубах собственно руководство лиги и Минспорта страны-соседки. Озвучивались две позиции, синхронно называвшиеся окончательными и при этом взаимно исключающие одна другую. Первая — министерская: белорусы отныне — такие же легионеры, как и хоккеисты других стран, не имеющие права выступать за сборную России. И, следовательно, они подпадают под установленный для российских клубов легионерский лимит: не более пяти. Вторая — которую отстаивает КХЛ: у граждан государств Таможенного союза равные условия трудоустройства в его пределах, и, стало быть, любые лимиты на белорусов, равно как на казахстанцев, армян и киргизов, незаконны. Обсудим? Интересно же.
Сергей Кайко. Ну, вроде ведь сезон в лиге стартует по прежним правилам, намерения Минспорта директорат отверг. Впрочем, Россия — щедрая душа, умом ее бывает трудно понять. И еще не известно, куда повернется дышло в оставшиеся до стартового вбрасывания дни. Хорошо им — знаменитым киргизским хоккеистам, которых никто не знает. И армянам неплохо, гоняющим шайбу в Араратской долине. Там тепло. Их эти ветры не колышут. Нам же что? Да понятно: выгоднее, чтобы под лимиты белорусы не подпадали. Чтобы условный Китаров в своем Нижнекамске играл себе и иногда даже забивал. А не был изгоем, намечающим отходные пути на родину в ближайшей паузе. Тогда и сборной хорошо. И самим игрокам. Всем. Я правильно пониманию наши “национальные интересы”?
Сергей Мордасевич. Правильно. Если белорусы все-таки не будут считаться “легами” в КХЛ, 10-15 кандидатов в сборную получат мощный клубный практикум и приедут потом в национальную команду хорошо готовыми. Для нас 15 человек — это много. Но я одного не могу понять. Ведь в масштабах КХЛ эти 15 человек — мизер. Ну ладно: есть еще сколько-то казахстанцев. Но все равно — стоило ли из-за этих единиц разжигать весь сыр-бор? Стоило ли поднимать могучую информационную волну? А то всю неделю в интернете: лимит будет, лимита не будет, будет, не будет… Прямо гадание на ромашке какое-то. Ну и правда: кому мешают в КХЛ эти скромные белорусы и казахстанцы? Российским сборникам кислород они точно не перекрывают. Честь лиги не срамят. Пусть и дальше играют себе спокойно с преференциями и никого не трогают.
С.Н. Вот возьму и займу позицию, заведомо непопулярную у большинства читателей и так дорогую российскому министру спорта и знатному полиглоту Виталию Мутко. Упразднять легионерские льготы для белорусов и иже с ними в хоккее, равно как и в любой другой игре, на территории России — правильно! Из принципа. А принцип этот называется спортивным. Любое соревнование — это прежде всего игра. Играть надо по правилам, одинаковым для всех. Регламент соревнований — те же правила игры. Ну по аналогии с правилами офсайда или айсинга. Достаточно, чтобы эти правила были справедливы и признаны всеми соревнующимися. А если они тебе не по нраву — никто не заставляет, не играй. Я вот, как ни силюсь, не могу понять, с какого перепугу в формировании регламентов спортивных лиг стали ориентироваться на политику и юриспруденцию. По-моему, в интересах человечества было вывести спорт за пределы прямого влияния этих общественных сфер. Не вывели. И теперь то и дело налетают на всевозможные рифы. Ссылки на отмену легионерских ограничений для спортсменов в странах Евросоюза меня ни в чем не убедят. Это, считаю, тоже порок — никакое не соблюдение чьих-то трудовых прав, а потакание неравенству в спорте. Права одних при этом свято чтятся, а других — нарушаются. Понятие “спортивного гражданства” никто не отменял. Почему бы не распространить его и на клубную практику? Как? А есть только два действительно справедливых алгоритма. Либо никаких ограничений ни для кого, либо одинаковые для представителей всех государств в спортивном понимании их суверенитета.
С.К. Хорошо, Сергей Юрьич, ратовать за вселенскую и стерильную справедливость, но мир устроен сложно — даже сложнее, чем устроен полиглот Виталий Леонтьевич. Спорт — та же политика, а политика без двойных стандартов — глупая политика. Если можно где-то легально выголосовать себе преференцию — почему этим нельзя пользоваться? Другие не парятся по этому поводу, давят на кнопки и рычаги. А то странно как-то получается. Белорусских футболистов возьмем. Они куда ни ткнутся — кругом барьеры. Восток, Запад — везде обложили. Самые умные и красивые еще могут втиснуться в рамки, а остальным остается варка в собственном соку. В другой раз оно и ничего — сильный чемпионат, зрелище и так далее. Только денег в нашем футболе год от году все меньше — за пределами топ-3 клубов осталась пара-тройка сносных оазисов. Получается скорбная ситуация: и дома кислорода не хватает, и за границей.
Я уже писал о моем любимом примере. Литва — не самая, мягко говоря, футбольная держава. Но благодаря членству в ЕС у ее игроков развязаны руки-ноги. И в сборной сегодня — легионеры из Румынии, Польши, Голландии, Шотландии, Англии, Болгарии, Германии… Там все больше скромные клубы — но это всяко лучше родных широт. И не будь у литовцев этого преимущества, они бегали бы за “Судуву” или “Шяуляй” — и кому было бы лучше от такого равноправия?
Так и с нашим хоккеем. Если представить, что КХЛ назначит наших легионерами, куда деваться десятку белорусов? Правильно: ехать в “Гомель” или “Неман”…
С.М. А я не понимаю, что такого уже плохого в наделении особым статусом спортсменов из бывшего СССР. Не последние ведь друг другу люди — почему бы не помочь с трудоустройством? Они — нам, мы — им. Вот приняли пару лет назад в нашем футболе закон, согласно которому члены Таможенного союза — россияне и казахстанцы — перестали считаться легионерами в высшей лиге. Сразу поднялось негодование: сейчас, мол, хлынут потоки ширпотреба… Но ничего: по большому счету, никто изменений даже не заметил. И пусть от эксперимента в итоге решено было отказаться, получился он, как по мне, вполне рабочим, годным. А самая большая беда во всей этой истории с хоккейным лимитом — в жутком цейтноте. Все сроки для какого-либо решения уже давно вышли. Это дурной тон — менять правила игры перед самым стартовым свистком. Впрочем, для России это вполне себе норма. Вот для футбола новый закон о легионерах окончательно утвердили там за считанные дни до старта.
С.Н. Если заметили, я совсем не против того, чтобы отменить всякие лимиты в том же евросоюзном футболе — чтобы выходцы из наших “Шахтера” и “Немана” пристраивались, где будет угодно их душе. Вернее, суровой конкуренции. А если лимиты устраивать, то тоже равные для всех.
Это мы с белорусских позиций радуемся возможности неплохо содержать за российские деньги половину кандидатов в национальную сборную. Да, нам хорошо. А с позиций каких-нибудь словаков или латвийцев (намеренно беру страны, также представленные в КХЛ) — чистые двойные стандарты.
Вообще-то ко многому в жизни можно подойти философски — отыскать позитив в самом черном нагромождении событий. Согласен, что склонность россиян принимать радикальные решения в последний момент, провоцируя вероломные разрывы контрактов, — дикость. Но, если абстрагироваться от таких подробностей в возвращении десятка классных хоккеистов в белорусский чемпионат — чемпионату это во благо. От голода никто их возвращенцев и членов их семей точно не умрет. Зато зрительский интерес к игре на периферии реанимируем. А число в белорусских клубах игроков, подпирающих уровнем “кандидатский минимум” сборной страны, — чем не повод (только не смейтесь!) снова задуматься о двойном представительстве Беларуси в КХЛ? Понимаю, что экономика сейчас такой идее, мягко говоря, не благоволит. Но давайте рассуждать в принципе. Пояса, глядишь, вот-вот подтянут и в той же России. И, кстати, спрос на наших реальных звезд уровня братьев Костицыных, Коробова или Денисова там ни при каких лимитах не исчезнет.
С.М. От возвращения на родину десятка сильных КХЛовцев наш чемпионат, конечно, выиграет. Только выиграют ли от него сами хоккеисты? Крепко сомневаюсь. Опять поднимем аналогию с футболом. Те же свежеиспеченные минские динамовцы Корытько, Булыга и Тигорев, безусловно, повысили уровень высшей лиги. И переживают сейчас в Минске увлекательные карьерные приключения. Но они ведь, если разобраться, приехали доигрывать. А белорусы, разбросанные по КХЛ, в основе своей в полном расцвете лет и сил. И возвращение в Беларусь может оказаться для их карьер губительным. А второй белорусский клуб в КХЛ… Честно говоря, исходя из того, что творится в нашем хоккее в последние дни, лучше бы не было и первого…
С.К. И все же хочется, чтобы лучшие белорусы выступали в лучших лигах. Со своими что бы мы ни делали — никогда не дотянемся до главных домов Парижа. Прекрасно помню стык веков: конец 90-х — начало “нулевых”. Хоккейная сборная дебютировала на Олимпиаде в Нагано-1998. В составе — сплошь легионеры за вычетом двух вратарей. На выходе — игра в плей-офф. Спустя четыре года — легендарный четвертьфинал со шведами в Солт-Лейк-Сити. И снова за Беларусь полосовали лед представители иностранных чемпионатов — за единственным исключением в лице Дудика из “Гомеля”. Или футбол берем. Сборная Малофеева. Или — позже — Байдачного. Попасть в них игроку национального первенства было задачей с тремя звездочками. И в итоге — лучшее за всю историю третье место в отборочной группе. Конечно, я здесь чуть подменяю понятия. Раньше народ у нас был крепче и ученее — переезжал в забугорные чемпионаты, пробивая любые лимиты. И конкуренция в той же России еще не превратилась из жесткой в жесточайшую. Теперь все иначе. Но тогда и смягчение “режима содержания” за границей следует почесть за благо. И настаивать на льготах, если они реальны. По-моему, так.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь