От суммы и от тюрьмы. “Дело Бережкова” переходит новые границы
Вчера было “не менее 45 миллионов” — сегодня “не менее 1 миллиарда”. В такт прибавляющимся нулям округляются глаза.
Галопирующий рост
На новый порядок цифр дело вырулило в пятницу. Следственный комитет опубликовал на официальном сайте пресс-релиз с новым курсом. Приводим текст полностью…
“Главным управлением по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Республики Беларусь в ходе комплекса проведенных мероприятий установлена противоправная деятельность должностных лиц ЗАО ”Хоккейный клуб “Динамо-Минск”.
Так, оперативными сотрудниками МВД задокументированы обстоятельства злоупотребления служебными полномочиями генеральным директором “Динамо-Минск” Максимом Субботкиным, которое повлекло причинение ущерба клубу в особо крупном размере.
Кроме того, сотрудниками милиции выявлены факты хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенного генеральным менеджером Владимиром Бережковым. Последний на протяжении года систематически присваивал денежные средства хоккейного клуба и распоряжался ими по своему усмотрению.
В настоящее время предварительный размер похищенного Бережковым оценивается на сумму не менее одного миллиарда рублей. Окончательный размер ущерба, причиненного должностным лицом, устанавливается.
Следственным комитетом Республики Беларусь в отношении указанных должностных лиц ЗАО “Хоккейный клуб “Динамо-Минск” возбуждены уголовные дела по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 424 (злоупотребление служебными полномочиями) Уголовного кодекса Республики Беларусь — в отношении Максима Субботкина, и ч. 3 ст. 210 (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями) Уголовного кодекса Республики Беларусь — в отношении Владимира Бережкова.
В настоящее время обоим предъявлены обвинения, в их отношении применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Расследование уголовных дел продолжается”.
Лишне говорить, что в продолжение громкой истории сообщение СК про “миллиард” стало очередной информационной бомбой. Впрочем, когда взрывная волна улеглась, стали видны нюансы.
180 миллионов и 1 миллиард
Во-первых, на сей раз Субботкин и Бережков даны нам в одном контексте и как бы в одних ощущениях. Несмотря на то что первый задержан в июле, а второй в августе — и в отношении их применены разные статьи Уголовного кодекса. В течение разделившего аресты месяца к генменеджеру “Динамо” и бывшему главреду “Прессбола” вопросов у правоохранительных органов не было. И в те дни, когда Максим Владимирович уже давал показания, Владимир Петрович принимал повышение по хоккейной службе и входил в состав правления КХЛ.
Во-вторых, трудно не заметить, что в отношении первого злоупотребления уже “задокументированы”, а в отношении второго только “выявлены”. Очевидно, это разные глаголы не только в смысле семантики, но и с точки зрения права.
Наконец, в-третьих. Озвученный миллиард Бережкова, производя, несомненно, сильное впечатление, сегодня составляет лишь “предварительный размер похищенного”. Тогда как обвинение подозреваемому официально предъявлено по параграфу, где потолок ущерба прописан на уровне 180 миллионов. Легко проверить: часть 3-я статьи 210-й — это хищение в крупном размере, а крупный размер — это разбежка с 250 базовых величин до 1000. Что бы это значило?
Фактор давления
Лучше всего язык следствия разумеет специалист — и корреспондент “ПБ” еще в пятницу обратился за толкованием событий к стороне защиты…
“Обвинение в хищении 1 миллиарда рублей Владимиру Бережкову официально не предъявлено, — сообщила адвокат Ольга Стэчман. — В действительности его обвиняют в хищении гораздо меньшей суммы — меньшей в разы, на порядок. При этом в качестве обвиняемого мой подзащитный не допрашивался, права ему в этом статусе не разъяснены. Информация о том, что Следственный комитет располагает данными о хищении 1 миллиарда рублей, должна находить отражение в процессуальных документах, а не на сайте Следственного комитета Республики Беларусь. Сторона защиты рассматривает подобные заявления как признак необъективного, одностороннего расследования данного уголовного дела, проводимого без учета всех обстоятельств, и как фактор давления на общественное мнение.
Также могу сказать, что информация о происходившем в клубе, которую предоставил Бережков, настолько впечатлила следователя, что он не записал ее в протокол допроса, который по результатам допроса не был изготовлен. И соответственно не был подписан ни Бережковым, ни мною. Таким образом, имеются грубейшие нарушения со стороны Следственного комитета норм Уголовно-процессуального кодекса, о чем на сайте СК не упоминается. А фамилии лиц, причастных к деятельности клуба, которые Бережков озвучил на допросе 19 августа, сейчас нигде не фигурируют в материалах дела”.
Нам не дано сегодня знать, какая информация не попала в протоколы и какие фамилии были названы. Но из слов адвоката напрашивается вывод, что это весьма интересная информация и крайне интересные фамилии. Также из этих слов вытекает намек, что громкое дело Бережкова может получить неожиданное продолжение. В какую сторону?
Пока же белорусское спортивное сообщество в неведении. Дефицит информации пугает, множит версии и плодит предположения — “Прессбол” же стоит на своем. Мы не верим, что Бережков украл. Не то что миллиард — даже рубль. В нашем понимании и массовом сознании наш Петрович остается успешным хоккейным управленцем, при котором в режиме экономии и урезания бюджета “зубры” провели лучший сезон, — и блестящим журналистом, заработавшим репутацию резонансными текстами о злоупотреблениях в белорусском спорте.
Преуспевать в условиях прозрачной и жесткой конкуренции — занятие не для жуликов. Иметь репутацию бескомпромиссного репортера — не под силу ворам. Жулики и воры всегда на теневой стороне улицы — Бережкову с ними не по пути. Оттого происходящее с ним сегодня вызывает оторопь, растерянность и ощущение происходящей несправедливости.
“Динамо” в стороне
Минское “Динамо” тем временем уже на низком старте. Сегодня “зубры” откроют новый сезон в Континентальной хоккейной лиге. Накануне команда улетела в Москву — в гости к “Спартаку”, матч с которым начнется в 19.30. Только не ищите на страницах “ПБ” пестрого анонса — с предстартовыми интервью хоккеистов и мотивирующим напутствием лично от Любомира Поковича. Ничего этого нет, и пока не предвидится. Увы: белорусская команда выведена за пределы публичного поля — по причинам, о которых нетрудно догадаться из вышеизложенного. В нынешних обстоятельствах ее решено “оградить”. Даже формат официальной пресс-конференции главного тренера сочтен нежелательным в текущих обстоятельствах. Как бы чего не вышло, если слово выпорхнет воробьем и полетит в сторону СИЗО на Володарского. Как бы чего не вышло, если кто-то из хоккеистов или тренеров просто по-человечески или по-граждански выскажется по делу генменеджера, при котором в прошлом сезоне было набрано 100 очков — и без которого будет набрано неизвестно сколько.
Напиши на Володарку
Благо недостатка в моральной поддержке Владимир Петрович сегодня не знает. Журналисты — в том числе государственных СМИ, болельщики — в том числе критики “дорожной карты”, высказывают подозреваемому по ст. 210 добрые слова с пожеланиями борьбы до финального свистка и с верой в победу. Ниже вы можете прочитать интервью Олега Шепеля — редкого человека в белорусском спорте, кто всегда готов высказаться по актуальному поводу, не сверяя мысли с направлением ветра.
А теперь — мы рады сообщить — выйти на связь с Владимиром Бережковым может любой желающий. Пусть к нему сегодня вхож лишь адвокат по профессиональной надобности. Зато до СИЗО отныне долетают письма по доброй воле — с любой географической точки. Адрес простой: 220030, г. Минск, ул. Володарского, 2-19. Бережкову В.П.
Пишите Петровичу — ему будет приятно!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь