Александр Метлицкий. Как-то мячом рассек бровь вратарю “Зальцбурга”

21:55, 26 августа 2015
svg image
3012
svg image
0
image
Хави идет в печали

Наш звонок в Вену застал экс-защитника с сумасшедшим ударом в роли телезрителя: на экране рубились за путевку в Лигу чемпионов “Рапид” и донецкий “Шахтер”. Благо Метлицкий легко вжился еще в одну роль — Гая Юлия Цезаря — и с успехом сделал несколько дел одновременно.

— “Динамо” спорит за путевку в Лигу Европы с клубом из страны, где вы играли, а сейчас живете. Это пробуждает особые чувства?
— Никаких особых чувств нет. Все было давно: и игра в “Динамо”, и выступления за австрийские клубы. Ну, вот так распорядился жребий. Конечно, приятно будет увидеть белорусскую команду в Австрии. Посмотрим, кто там, так сказать, окажется на борту: может, приедут друзья, знакомые. Были уже заказы — билеты, все остальное. Дай бог, чтобы в конечном счете все закончилось положительно.

— Для “Динамо”?
— Ну естественно. Задел есть. Первый матч посмотреть не удалось. Но слушал отзывы о нем, и они были разные. В том числе, что счет не по игре. Но о качестве футбола можно дискутировать сколько угодно, а результат остается. Кстати, на ответный поединок попаду обязательно.

— Что пишут в газетах, говорят на ТВ о матче?
— Упор идет на то, что в Беларуси у “Зальцбурга” был некомплект. Отсутствовали ключевые футболисты на разных позициях. Как обычно: люди ищут какие-то отговорки, объяснения поражению. Надеются, что удастся перевернуть ситуацию. Кстати, на выходных “Зальцбург” встречался дома с венской “Аустрией”. И тоже уступал по ходу матча, причем дважды. Но каждый раз сравнивал цифры на табло и в итоге добился ничьей 2:2. Если и с “Динамо” команда сыграет с таким же счетом, будет просто отлично. В матче с “Аустрией” на замену у “Зальцбурга” вышел залечивший повреждение Хонатан Сориано. Обострил игру. Очень интересный футболист, опасный, может решить исход поединка в одиночку. Но это еще не тот Сориано, который был раньше. И весь “Зальцбург” — не тот, что был, допустим, года два назад. Многие распроданы, а многие новички еще не адаптировались.

— Будучи футболистом, “Зальцбургу” забивали?
— Забивал. Точно не помню, когда это было. Но, по-моему, играл в “Рапиде”. Победили 2:0, причем я забил оба: головой после “стандарта” и ударом со штрафного. Если не ошибаюсь, конечно. Еще один случай вспоминается. Был у “Зальцбурга” такой голкипер Ильзанкер — сейчас он тренирует в клубе вратарей. А его сын еще в прошлом году выступал в основной команде. Опорник, высокий такой. Так вот играли мы с “Зальцбургом” — на “Ханаппи”, который сейчас реконструируется. Уступали 0:1. И тут я решил пробить по воротам этого Ильзанкера-отца. Получилось — и смех и грех. Как говорится, нашел знакомую кочку. Мячи тогда были не такие, как сейчас, которые летают, будто шарики. Серьезные, твердые мячи. Если попадешь в кого-нибудь, может быть очень больно. Вроде и поляна идеальная, но в метре от этого Ильзанкера мяч ударился о кочку. Потом попал ему в бровь, рассек ее до крови, а затем залетел в ворота. Голкипера пришлось заменять. (Смеется.) Короче, настоящий цирк. Безобразие…

— Чем сейчас занимаетесь?
— По-прежнему работаю с футболистами. Статус агента как таковой, по-моему, уже упразднили. Так что в этом плане все прозрачно и удобно. Раньше люди какие-то деньги платили за агентскую лицензию… Теперь же можно работать спокойно. Особенно учитывая все мои контакты, связи.

— Лет пять назад вы говорили о желании попробовать себя тренером, да еще в Беларуси…
— Да… Хотел поработать тренером или спортивным функционером. Варианты активно обсуждались. Но где-то что-то не срослось, как обычно бывает. А желание — оно и сейчас есть. Если кто-то захочет пообщаться по этому вопросу, не проблема. У меня имеется тренерская лицензия категории “А”. Сделал ее в Австрии. Чтобы идти учиться на “Pro”, было бы неплохо для начала где-нибудь поработать. А ходить и кичиться лицензией, как некоторые приятели, — не по мне. Может, вообще не понравится этот труд.

— О своих тренерских вариантах вы говорили: итальянская серия “С”, швейцарский клуб, российский…
— Да вариантов хватало. Все, что вы перечислили, было. Можно приплюсовать сюда еще дюжину различных предложений, обещаний. Звали даже работать в Южную Америку. Там и пост был высокий, и все остальные условия на уровне. Но в последний момент неожиданно сменилось руководство федерации. А благодаря моему коллеге вопрос уже был практически устаканен. Знаете, с удовольствием поработал бы на футбольной должности. И, думаю, сильно не напортачил бы.

— Агентом вы помогали устроиться Моцарту в “Спартак”, Гекденизу Караденизу в “Рубин”. С кем еще из известных футболистов работаете?
— Вот недавно в “Брагу” ушел нападающий Стоилькович. Очень хороший форвард. Не знаю, почему-то решил перебраться в Португалию. Хотя работа велась в основном по Англии и Франции. Есть еще пару наметок: трансферное окно ведь не закрылось. Иногда людей предлагают мне. Допустим, игрок сборной Аргентины. Или еще один интересный аргентинец, который, правда, не будет в сборной, пока на его позиции играет Месси. Белорусы тоже были моими клиентами. Но есть проблема — просят сборников, очень хороших игроков. Они находились, однако особого желания бегать за кем-то, уговаривать у меня не было. Общался с одним, вторым, третьим. В итоге ничего не получилось.

— Почему совсем недолго проработали спортивным директором шотландского “Хартса”?
— Наверное, у нас с Романовым было разное видение футбола. Договаривались об одном, а все получилось совсем по-другому. Смысл мучиться? В подразделении клуба было очень много игроков. Задачей Романов видел за полгода вырастить из молодежи полноценных футболистов и потом продать за хорошие деньги. Но это ведь невозможно. Меня уговорили приехать в середине декабря 2009-го. Команда зависла на предпоследнем месте. Не то чтобы я стал мессией, но вроде более или менее дела наладились. Помог подогнать нового тренера — Джей Джея. Если бы в последнем матче не проиграли, вообще вышли бы в еврокубки.

— Есть обида, что не востребованы на родине?
— Так а чего обижаться? Я-то ни для кого не закрыт. Раз не востребован, значит, не заслужил или не подхожу под какие-то параметры. От нашей ментальности уже немножко ушел. Но вырос-то я в Беларуси. В свое время если бы поступил по-другому, может, уже давно работал бы в каком-нибудь белорусском клубе. Но не захотел.

— Если бы не отказались возглавить нашу юниорскую сборную?
— Ну да. Предложение было. Однако не принял его. Сел, подумал немного — и пошел другим путем. Такое вот спонтанное решение. Но, знаете, может, я поработал бы — и через год-два отказался. Сказал бы, что это не мое.

— На каком языке вы сейчас мыслите: на русском или немецком?
— Даже не знаю. Когда в Минск приезжаешь, как-то перестраиваешься. В голове выстраиваются немецкие слова, а потом дублируются на русский. Но все это на автомате происходит. Каждодневные выражения выпадают, приходится задумываться. По большому счету, в Австрии уже лет двадцать пять живу…

— Считается, что футболистам сложно найти себя в послеспортивной жизни. Ваш случай?
— Мне кажется, это любого человека касается. Не только спортсмена. Заканчивает какой-то путь, выходит в новую жизнь — и думает, что все ворота перед ним открыты. А как сложится, никто ведь не знает. Когда играл в “Динамо”, было много примеров нелицеприятного обхождения с людьми. Кто застрахован в этом мире? Сегодня вы работаете, а завтра — нет. А может, наоборот, проснетесь однажды с золотой идеей в голове.

Спортивное долголетие не сказывается на вашем здоровье?
— Нет, слава богу. Был один момент, совершенно неприятный, но и его мы пережили. На самом деле и в 39 еще поступали предложения. От того же ЛАСКа. С уходом из “Пашинга” вообще получилась какая-то сказочная, нереальная история. Для меня расчистили место второго тренера. Но я отказался. А вышло так, что тура через три-четыре мог бы оказаться главным. У прежнего коуча возникли проблемы со здоровьем. А вообще, иногда даже задумываешься: может, зря дальше не играл? Сил-то был вагон.

— Почему сейчас мало кто играет до 39, как вы в свое время?
— Но-но-но, Сергей! Не надо. Вы посмотрите, сколько возрастных игроков в Европе. Тотти в “Роме”, Клозе в “Лацио”… Главное — желание. А еще здоровье. Не хочу никого обижать, но футбол — это не шашки. Хотя и там можно артрит заработать, переставляя фишки. Просто опытный футболист — это двадцатилетний автомобиль. Ты знаешь, где подмазать, где еще что сделать.

— В ветеранских турнирах участвуете?
— Вхожу в клуб ветеранов “Рапида”. С удовольствием выбираюсь на матчи, когда есть время. Зовут и поиграть. Было летом предложение, но я отказался. Вот думаю посольствами заняться — в Австрии среди них проходит турнир. Мой товарищ из белорусского представительства рассказал, что на одном таком нашу Беларусь обидели. Я полушутя-полусерьезно ответил: надо вам помочь. Обидчики — это команды из бывшего постсоветского пространства. Но это больше хохма, конечно.

— По поводу вашего легендарного удара: мяч после него когда-нибудь рвал сетку?
— Да ничего там нет легендарного! Удар у меня был от рождения. Плюс очень много им занимался. Припоминается случай. Играли со своей СДЮШОР-5 против какой-то команды на “Тракторе”. Я был еще совсем маленький. Тренировал нас Геннадий Неверовский, к сожалению, уже покойный. Погода была неприятная, шел дождь. И в первом тайме мы как-то плохо играли. В перерыве Геннадий Сигизмундович — великолепный был человек! — напихал нам, отругал по-отцовски. А конкретно мне сказал: “Саша, ну что ты передаешь этот мяч туда-сюда, посмотри на вратаря — ему же нужно табуретку поставить, чтобы достать до перекладины”. В итоге мы выиграли, кажется, 8:0. А я забил то ли четыре, то ли пять. Только переходил центр поля — и сразу лупил под перекладину.
А по поводу сетки… Вроде случалось что- то похожее. Но не в сетке ведь дело. Иногда вспоминаю — просто невероятные мячи залетали. Кто-то говорил — на дуру. Кто-то — он, мол, туда и хотел попасть. Но у меня исполнение удара было доведено до автоматизма. Это то же самое, как мои дети когда-то прикалывались надо мной — печатали текст, не глядя на клавиатуру. Отработанный навык. Чудесные мячи… Недавно мне передали привет от Димы Харина, он в Англии живет. Сразу всплыло в памяти, как в его ворота провел лучший гол месяца. Совершенно уникальный. Получил мяч метрах в 45 от ворот, пробросил мимо покатившегося защитника и — до сих пор перед глазами! — пробил в левую от вратаря девятку. Вот такие удары радуют сердце, а не порванные сетки.

— Скорость полета мяча после ваших ударов когда-нибудь замеряли?
— Приезжала к нам как-то научная группа из Германии. Ребята поставили ворота, закрепили датчики. И нам надо было метров с шестнадцати зарядить что есть мочи. Не помню точно, но, кажется, мой результат был — 120-130 километров в час.

— Как часто вам доводилось представляться: Александр Метлицкий — лучший футболист Беларуси 1990 года?
— Ни разу. Немного по-другому воспитан. И узнал, к сожалению, об этом достижении постфактум. В том году в минском “Динамо” сложилась не совсем приятная ситуация, после чего я и уехал за границу. О самом признании услышал от журналистов, которые хотели взять интервью. А статуэтку мне передал Вениамин Владимирович Арзамасцев в один из приездов в сборную. Приятно, но не до такой степени, чтобы ходить и говорить: здравствуйте, я лучший футболист Беларуси… Ну взяли люди и выбрали меня лучшим игроком. Не люблю все эти приставки и статусы.

— В этом году исполняется 25 лет со времени завоевания титула…
— И что? Абсолютно спокоен по этому поводу. Куда сильнее, чем та награда, меня волнует проигранный финал Кубка СССР 1987 года. Вот это действительно след, оставленный в жизни, причем не совсем приятный. Иногда посмотришь в интернете, снова нахлынут воспоминания… Скоро уже тридцать лет будет тому финалу, а заноза до сих пор во мне сидит. Видимо, не дано нам было в тот вечер порадовать болельщиков.

— В белорусском футболе есть молодой полузащитник Никита Метлицкий. Не родственник вам?
— Наслышан, что много Метлицких развелось в Беларуси. Более разветвленной стала фамилия. О Никите слышал. Правда, не знаком с ним. Получается, однофамилец. А вот в минском “Динамо” растет вратарь Метлицкий, мой племянник. Он еще молоденький совсем, 2000 года рождения. Отзывы о нем вроде хорошие. Дай бог, вырастет сильный голкипер. Раньше вообще эта тема меня интересовала. Был такой в советское время известный борец Игорь Метлицкий. Все хотел с ним познакомиться. Сейчас уже этого нет.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?