Три Сереги. Цена без номинала
Их можно одолжить, распилить, выдать в кредит или записать на вексель. Только что распить на троих нельзя. Виктор Михалыч сейчас отдыхает в Минске, его заявление “по собственному” лежит под сукном в Екатеринбурге, а “Уралу” уже сегодня принимать “Терек” в матче, который больше, чем матч. Посоображаем на горячую тему? Мне, допустим, прямо сейчас интересно: роман Гончаренко с российским футболом закончен? Или после скандалов с “Кубанью” и “Уралом” у по-прежнему молодого тренера будет третий заход?
Сергей Новиков. Насколько информирован о настроениях Виктора Михалыча, сам он сворачивать этот роман совсем не склонен. Как площадка для творчества российская суперлига его всегда притягивала, манила. И не вижу оснований, чтобы эти чувства сильно остыли теперь. Сомнения у меня только касательно взаимности. Обстоятельства обоих уходов Гончаренко — принудительного из “Кубани” и вот теперь добровольного из “Урала” — сделали ему репутацию человека насколько порядочного, настолько и бескомпромиссного. Не раз доводилось прибегать к позаимствованной у Виктора поразительно четкой формулировке из одного нашего интервью: не ври — и не запутаешься. Проверил на себе: вооружившись таким девизом, легко идти по жизни в смысле философском. Но вот в приложении к российской действительности (и футбола как ее выразительной квинтэссенции) такой посыл сулит немало затруднений. Возьмем результаты финишных туров последнего чемпионата России. В них компания аутсайдеров, весь сезон перебивавшаяся с воды на хлеб, вдруг принялась сшибать очки с вышестоящих соперников с подозрительной частотой. Благодаря демаршу Гончаренко мы утвердились в нехитрых подозрениях, что стояло за этим “спастись любой ценой”. Теперь и он, вооружившись свежим уральским опытом, может очертить для себя круг команд, куда его точно не позовут работать. Альтернативная формулировка: соваться в которые он и сам вряд ли рискнет.
Сергей Мордасевич. Роман Гончаренко с российским чемпионатом не закончен хотя бы потому, что этот самый чемпионат — не только “Кубань”, “Урал” и прочие живущие по особым правилам аутсайдеры. Это еще, например, и ЦСКА, куда Виктора Михайловича, по слухам, уже сватают. Принять со временем армейцев у своего большого друга Леонида Слуцкого, который сосредоточился бы на сборной России, — вообще идеальный вариант развития карьеры. И потом, где Гончаренко еще работать сейчас, если не в России? Беларусь — шаг назад. Европа — расклад неосуществимый. А “Урал”… Знаете, события этой недели еще больше укрепили во мнении: проект “Гончаренко в Екатеринбурге” изначально был зряшным, бессмысленным. Ну какой, скажите, “Урал” — одному из самых перспективных тренеров Восточной Европы? Красавец и чудовище, не иначе. В начале лета мы, конечно, пытались найти плюсы в этом странном союзе — и щебетали что-то про длительный простой и возможность засветиться. Но тем лишь обманывали себя, признаваясь в душе, что этот провинциальный клуб Гончаренко совсем не пара.
С.К. В ЦСКА, конечно, оно и здорово. И даже великолепно. Недаром такое развитие событий сейчас обсуждается бурно и повсеместно. Хотя, чтобы верно метить на такое повышение, дружить хорошо бы не со Слуцким, а с Евгением Гинером. Я к тому, что на такой высоте тренеров назначают долго — там много лоббистских течений и прочих интриг. Помните, как настойчиво Гончаренко сватали в “Спартак”? Пазл тоже складывался. И сложился — в пользу Аленичева. Кто знает, что будет с ЦСКА, откуда Слуцкий еще даже не ушел?
Понятно: полный творческий комфорт ВМГ в России теперь возможен только в “чистых” клубах. Чистых — значит, больших. Но как туда попасть? Сидеть и ждать предложений? Я не знаю фамилии агента Гончаренко. Но хочу верить, что человек это пробивной, умеющий убедить футбольных господ в соседней стране, что молодой, дотошный, амбициозный белорус всяко лучше очередных божовичей с их влиятельными толкачами.
С.Н. Кажется, в нашем уральском случае агент не вполне добросовестно выполнил посредническую работу. По-моему, это он прежде всего должен был просчитать и обозначить клиенту риски, с которыми тот может столкнуться в новом клубе. И напрямую поинтересоваться чистотой “кредитной истории” было здесь делом первостепенным. Тем более что сомнения касательно майской выезд- ной победы над “Тереком” были серьезны. И, к слову, такие финишные услуги в ответном варианте оцениваются зачастую не по номиналу даже, а кратно большими ценами. На кону наверняка были не только три домашних очка, но и столько же выездных.
Говоря начистоту, для меня удивительно, как этого капкана не приметил сам Гончаренко. Уверен, задай он при переговорах прямой вопрос президенту Григорию Иванову и получи на него правдивый ответ, екатеринбургская страница биографии нашего Михалыча так и не открылась бы. Как выясняется, это было бы на руку и господину Иванову. А теперь у того запятнана репутация и так некстати оказался омрачен отпускной выезд к теплым морям, предусмотрительно при- уроченный к визиту “Терека” в Екатеринбург. Мол, надо же: стоило не сесть на скамейку во время матча…
С.М. Помнится, в предыдущем нашем пятничном разговоре о Гончаренко вы, Сергей Юрьич, признавались, что будете крепко удивлены, если Виктор Михайлович не изгонит Иванова со скамейки. Как видите, не изгнал… Однако речь сейчас не об этом. Вот вы раскритиковали агента, пожурили самого Гончаренко за недостаточную пытливость при составлении контракта… Но я вот совсем не исключаю, что за столом переговоров про долги они все-таки спрашивали. Но что мешало боссу “Урала” ответить примерно так: да вы что, Виктор Михайлович, мы таким не занимаемся, и вообще за кого вы нас принимаете?
С.Н. Ну, это вряд ли. Врать в глаза, зная что неправда вскроется уже после пяти туров? Уверен, прямого вопроса просто не было. А еще готов возразить касательно изначальной “непарности” Гончаренко и “Урала”. Екатеринбург — отнюдь не провинция, а большой, богатейший и местами цветущий индустриальный мегаполис. Ресурсы для развития серьезного футбольного проекта там на зависть другим регионам. Этот союз тренера и клуба не виделся мне обреченным на столь скорый разрыв. Знаю со слов самого нашего героя, что работалось ему там очень интересно. Душа была на месте. Нравились отношением к делу игроки и клубный персонал. И даже одиозный, согласно разведданным, президент вел себя вполне цивилизованно и за флажки полномочий главного тренера не прорвался ни разу.
С.М. Есть, кстати, еще одно занятное толкование уральских событий. Его предложил авторитетный российский журналист Евгений Дзичковский. По его мнению, при всей одиозности Иванова он в этой истории может быть не преступником, а жертвой. Дескать, вопрос мог решаться на таком высоком уровне, что до него не достать даже влиятельному президенту клуба. И его странный недельный отпуск посреди сезона вызван не бегством от возможных проблем, а таким же, как и у Гончаренко, нежеланием участвовать в этой вакханалии. Еще раз: ничего не утверждаю. Это очередная версия. Но интересная ведь, не так ли?
С.К. Версии могут быть любые. Как и вопросы. Мне вот интересно, будут ли отданы прошлогодние долги теперь — когда поднялась такая волна? Или в новых обстоятельствах стороны дезавуируют унылые соглашения? Вот Жевнов с Мартыновичем — хорошие белорусские парни — как сыграют и сыграют ли вообще? Любопытно, почему на Урале остался Вадим Скрипченко. Ассистенту ведь неписаные правила велят уходить вместе с боссом, так? К матчу “Урал” — “Терек” интерес сегодня такой, что Лига чемпионов позавидует.
С.Н. Да, хоть переноси. Но мне наиболее вероятным видится перенос на поздние сроки исполнения долговых обязательств. Это выгодно обеим сторонам. Кстати, забавно, но обеим невыгоден теперь даже честный выигрыш грозненцев.
С.М. Есть еще один любопытный вопрос из не сформулированных пока нами. Кто тот самый игрок “Урала”, который поставил энную сумму денег на поражение своего клуба в матче с “Тереком”? Вернее, даже не так: есть ли у этого человека хоть что-нибудь святое?
С.К. А Гончаренко… Понятно его тяготение к российскому футболу. Но, может, свет клином на нем все-таки не сошелся? Есть же Украина с теми же примерно преимуществами. Есть и ментально лояльный для белоруса Запад — та же Польша, например. Там языковой барьер преодолевается за пару месяцев, там достойный футбол. Есть, в конце концов, и остальная Европа. Ну, работают же тренеры и с переводчиками — даже у нас в Беларуси работают. Конечно, там своих охотников хватает и конкурентная среда очень колючая. Но нешто по-настоящему классный, порядочный тренер с репутацией и солидным опытом никого не заинтересует в условной Бельгии?
С.М. Украина — сразу нет. Там все достойные места уже заняты. Ребров в “Динамо”, Луческу в “Шахтере”, а больше и нет ничего. Вон даже Маркевич бежит из “Днепра”. Что до Европы, то она, конечно, хороша. Но, знаете, уж слишком сложно устроиться там порядочному тренеру. Причем мешают не только языковой барьер и конкуренция. Куда сильнее палки в колеса вставляет отсутствие связей, футбольного и житейского опыта в стране, где собрался тренировать. Специалистам из постсоветского пространства без этих связей никуда. Виктор Скрипник работает с “Вердером”, потому что варится в системе клуба уже почти двадцать лет. Валерий Карпин возглавлял “Мальорку”, потому что его не забыли в Испании как игрока. Сергей Гуренко ассистирует в Бельгии, потому что хорошо спелся со Славолюбом Муслином. Полагаю, без связей не найти местечка даже в Польше. Фамилию Гончаренко там, конечно, должны знать. Но найдется ли тот, кто будет ее лоббировать?
С.Н. И все же такая история достойна счастливого продолжения. Человек, оценивший свои имя и репутацию выше любых сомнительных соблазнов, — победитель по определению. И ни к чему такие победы как-то измерять.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь