Лига чемпионов. БАТЭ — “Партизан”. Вокруг матча. Вольный город
На тротуарах половина подпевает, половина снимает на телефон. Загорается зеленый, бригада снова прыгает в “тачки” и с файером в руке над крышей продолжает двигаться в сторону стадиона.
Где такое еще может случиться, кроме как в Белграде?
До матча — минут сорок, а арена уже полная совершенно, и поет, и скандирует, и пускается в пляс на каждой новой песне, и все знают слова, и прыгают, и кричат “Лига шампионов!”, разогревая себя на самый важный матч лета. И никто не спрашивает, зачем так рано приходить.
Где такое еще может случиться, кроме как в Белграде?
До выхода БАТЭ в групповую стадию Лиги чемпионов остается 45 минут. “Партизан” проваливает первый тайм. Команда понуро бредет в тоннель, но, не доходя до него, сворачивает к сектору со своими болельщиками и покорнейше благодарит их за поддержку. Прямо в перерыве!
Где такое еще может случиться, кроме как в Белграде?
“Партизан” не попадает в группу Лиги чемпионов, о которой столько мечтал, крах всем летним мечтам, крах ожиданиям увидеть суперклубы, крах мечтам о больших и всегда дефицитных деньгах. Но болельщики, которые всем стадионом стоя горланили весь матч, не расходятся и одаривают их прощальной кричалкой во все двадцать семь тысяч глоток.
Где такое еще может случиться, кроме как в Белграде?
Наверное, теоретически кое-где может. Зато точно известно, где этого не может случиться никогда в жизни. Вы меня правильно поняли. И я вас тоже.
Белград — город на любителя, и такие любители есть. При всех своих бурых “панельках” нового города, серых многоэтажках и троллейбусах всемирно известной корпорации “Белкоммунмаш” это город невероятной свободы, которая граничит с произволом. Кто-то скажет, что это самовыражение, кто-то — что бардак, а кто-то — что искусство. Но сойдутся в главном: это очень отличается от Беларуси вообще и от Минска в частности. Все футбольные сербы, которые говорят, что Минск похож на Белград, видимо, просто имеют в виду, что здесь тоже не все идеально, но тоже можно жить.
Белград — это город-стадион. Он изрисован граффитчиками так, что без “наскальной живописи” остались только церкви. Все, что не зарисовано граффити, заклеено объявлениями или некрологами. Все трансформаторные будки, все столбы, все перила.
Надписи делятся на три категории. Первая — надписи, посвященные “Партизану”. Вторая — надписи, посвященные “Црвене Звезде”. Третья — всякая ерунда. Если чисто визуально, то поклонников “краснозвездного” клуба в городе немного больше. Тем более что он весьма активно клеит афиши своих матчей. “Партизан” не было видать ни на одной. Но и тот, и другой вариант вполне соответствуют эстетике города. Принято считать, что сербы особо ни о чем не парятся. Об эстетике — особенно не парятся.
Американцы бомбили Белград в 1999-м, но здесь до сих пор есть не восстановленные после этого дома. И причина не в том, что из них собираются сделать памятники в назидание потомкам американцев. А просто так получилось. Хотя на туристической карте они отмечены отдельно — как достопримечательности.
Утром в день матча сербская полиция очень пеклась о безопасности белорусов. Требовала обязательно разделить потоки болельщиков. Настоятельно рекомендовала не появляться вблизи стадиона, особенно поодиночке. В результате белградские правоохранители предложили изящный вариант. Все собираются в одном месте (был предложен отель, где проживала часть борисовской официальной делегации) в одно время (19.00), полиция пригоняет туда свой автобус, болельщиков транспортируют на выездной сектор, а позже отправляют назад к отелю на том же автобусе.
Этот вариант был поддержан представителями УЕФА, борисовские явились на место встречи, подъехали полицейские — и выяснилось, что никакого автобуса у них нет. В патовой ситуации болельщиков выручил клуб. Их в итоге в тесноте, да не в обиде, довезли до арены на спонсорском микроавтобусе. Полиция сделала вид, что план как раз в этом и состоял.
Выезд со стадиона после матча для тех же бедных болельщиков, которые поверили лживым посулам полицейских, получился не менее муторным. Одно время полиция решительно не хотела останавливаться нигде в городе (“Это опасно, там болельщики “Партизана”!!!”) и готова была завезти поклонников “желто-синих” только в аэропорт. Разумеется, такая перспектива настораживала людей, прибывших в Белград на своих машинах и оставивших их возле отеля, на ненавидимом ими теперь бульваре Арсения Чарноевича. На одну остановку полицию в итоге все-таки уговорили.
В принципе оба матча с “Партизаном” показали, что “гробари” вовсе не так страшны, как о них сказывают на континенте. Болеют они действительно толково и громко. Но за два матча они так и не зажгли на секторе ни единого файера. В этом видится результат серьезной работы с трибунным контингентом. Клуб явно задался целью избавиться от ненужных никому штрафов и преуспел. Теперь это умение фанаты “Партизана” будут оттачивать в Лиге Европы.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь