EURO-2016. Украина — Беларусь. Вокруг матча. Форма дружбы
Это был тот случай, когда антураж футбола получился не менее ярким и запоминающимся, чем сам футбол. А то и вообще затмил его.
Это сейчас украинские и белорусские фанаты закадычные друзья, а еще совсем недавно они были непримиримыми врагами. В частности, изрядно помахали кулаками в предыдущий приезд наших соотечественников во Львов в 2008-м. Сплотили болельщиков известные украинские события. И уже прошлой осенью они выдали спонтанный общий перфоманс в Борисове — с перекличками, песнями в совместном исполнении и прочими актами солидарности.
Помножьте на пять атмосферу в прошлогоднем Борисове — и вы получите антураж в давешнем Львове. Фанаты установили контакт еще за пару дней до матча, спевшись-спившись в многочисленных уютных кафешках и ресторанах прекрасного города. А уж в день игры вывели свои отношения на новый дружеский уровень.
С самого утра — в 9.30 — торсида выдвинулась в одну из львовских больниц сдавать кровь для раненых украинских военных. Впрочем, с белорусской стороны добровольцев выискалось совсем мало — всего семь человек. Хотя объяснение этому находится просто, если учесть, что несколько дней перед процедурой нельзя брать в рот ни капли спиртного…
В обед — в 14.00 — болельщики обеих сборных выступили на разогреве у футболистов и провели дружественную встречу. Все в ней было серьезно: стадион — “Юность”, форма — зелено-белая и желтая, судьи — подходящей категории. А приятельский характер поединка подтверждал обмен игроками. Так, за украинцев сыграли первый зампред БФФ Сергей Сафарьян и пресс-атташе Александр Алейник. В свою очередь белорусов тоже усилил кое-кто из высокопоставленных украинских особ. Не дружеским был только итог встречи: 4:0 в пользу “жовто-блакитных”.
А уже к 16.00 фанаты стали подтягиваться к монументу Славы — месту старта совместного марша к “Арене-Львов”. Впрочем, формировать организованный строй те не спешили: часы пробили уже полпятого, а “маршировать” еще никто не начинал. “Ультрас” перекрикивались, жгли файеры, пускали дымовухи, белорусы пели “Тры чарапахi”, украинцы — “Червону руту”… Белорусов тех, кстати, было существенно больше. Новая украинская полиция стояла неподалеку, смотрела на все это и не вмешивалась.
Но напряжение аккумулировалось и повисало в воздухе. Это было то самое напряжение, которое обычно во что-нибудь да выливается. Оно и вылилось — в легкую потасовку. Одного украинца, выкрикнувшего нацистский лозунг, слегка отпинали свои же. Потом фаны растянули баннер “Братство сумлiння” — и двинули на стадион по предупредительно перекрытой дороге и под конвоем той самой полиции. В общем, все было тихо-мирно, хотя отдельные неприятные инциденты и имели место. То фанаты справят малую нужду по пути следования, то кинут файер под машину на соседней полосе.
Еще в Минске нас предупредили новостью: обыскивать при входе на стадион будут строго, дотошно и долго — даже журналистов. На “Арене-Львов”, как известно, висит застарелая дисквалификация — и чиновники Украинской федерации футбола из кожи вон лезут, чтобы выпросить у УЕФА помилование. Потому что во Львове сборной хорошо — лучше, чем где бы то ни было на Украине. В нынешнее смутное время спокойствие ценится вдвойне.
А уже в самый канун матча подумалось, что гайки будут закручены еще сильнее. Ведь во Львове принялись ждать приезда президентов Украины и Беларуси. Мэр города предложил Петру Порошенко пригласить Александра Лукашенко на футбол еще в начале августа. Но тогда это не было воспринято всерьез. А за день до игры в прессу вроде как слили инсайд, что президенты действительно активно обсуждают возможность визита. Правда, в итоге ничего не выгорело — и главы государств смотрели футбол максимум по ТВ.
Но желание не облажаться перед комиссией УЕФА у устроителей матча, понятно, осталось. По стадиону неоднократно пускали объявление о недопустимости всяких там разных действий. Хотя вот досмотр у входа получился каким-то сюрреалистичным. Вернее, для меня его, по большому счету, не было вовсе! Ладно приезд на стадион: он осуществлялся в кортеже сборной и шмону противоречил. Но почему никто не заглянул в сумку по возвращении из фан-шопа донецкого “Шахтера” на стадион, решительно непонятно. Впрочем, вру: однажды рюкзак меня все же попросили раскрыть. Но это был единственный случай в моей практике, когда досматривали не на входе, а на выходе из пресс-ложи, да еще за час до матча. Кабель, сиденья — что, они думали, я мог оттуда утащить? Ничего другого на местах для журналистов тогда еще не было.
Кстати, фан-шоп донетчан. Впечатление он произвел, безусловно, сильнейшее. Вот загадайте абсолютно любую вещь — и можете быть уверены, что, выполненная в фирменных оранжевых цветах, она отыщется в закромах просторного помещения. Даже каска горняцкая там есть. Впрочем, таким и должен быть клубный магазин проекта уровня плей-офф Лиги чемпионов. А вообще по всему видно, что Львов для “Шахтера” уже не временное убежище — корни он пускает здесь глубоко и прочно. Что и говорить, если даже хозяева города — “Карпаты” — играют не на “Арене-Львов”, а на старом стадионе “Украина”. В дни перед матчем сборных в кассах построенного к EURO»2012 колизея змеились длиннющие очереди за билетами на Лигу чемпионов…
Напрасно футболистов со всего мира пугают адовыми турецкими стадионами. Потому что пугать надо “Ареной-Львов”. Вот где действительно сумасшедшая атмосфера, которая прилично давит на психику игроков. И одной из причин такого провального футбола белорусов в первом тайме вполне может быть именно жесточайший пресс трибун.
В дебюте события на трибунах и на поле вообще пошли таким стремительным калейдоскопом, что закружилась голова. Вот украинцы продирающе затягивают свою “Ще не вмерла Україна”, вытянув в руках розданные перед матчем жовто-блакитные картонки и окрасив весь стадион в национальные цвета. Вот Гармаш уже на 25-й минуте едва не хоронит белорусов. Вот фанаты затевают националистическую перекличку: “Слава Українi — героям слава”, а следом — “Жыве Беларусь”. Вот Коноплянка и Ярмоленко рвут свои фланги. Вот наши фаны, которых понаехало больше тысячи — целый “бел-чырвона-белы” сектор, вывешивают баннер “Тримайтесь, брати”. Вот Володько киксует по мячу, и Кравец открывает счет. Вот украинские фанаты растягивают свое полотнище “Криваво волю здобывали”. Вот Гармаш просит карточку для Филипенко, а выпрашивает — себе. Вот над стадионом слышится “Хто не скаче, той москаль” — и вся арена дружно и радостно начинает прыгать.
И еще было много политики — кричалок явно нефутбольного содержания. И было исполнение стадионом “Воинов света”. И были файеры и шашки, взорванные на секторе белорусов. И была потасовка там же между нашими фанатами и стюардами. Интересно, чем там разрешится история с дисквалификацией львовского стадиона?
И так — весь матч. Только болельщики чуть успокоились в начале второго тайма, как шедший подавать угловой Ярмоленко стал призывно вздымать руки: давайте, мол, чего затихли? Вплоть до финального свистка стадион уже не умолкал. А за пяток минут до него зарядил украинский гимн а капелла. Знающие слова белорусы принялись подпевать.
Самая крепкая форма дружбы, как известно, — дружба против кого-то.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь