ФХРБ. Векторы Рачковского. Что делает нас сильнее

21:34, 15 сентября 2015
svg image
1503
svg image
0
image
Хави идет в печали

На поверку оказалось, что вопросов для обсуждения с председателем национальной хоккейной федерации много больше легионерского лимита белорусов в российских клубах.

— Прошлый вторник заставил загрузить голову одной проблемой?
— Вовсе нет, легионерская была лишь “одной из”. В частности, последние несколько дней были даже больше заняты молодежной сборной U-20. Главный для нашего хоккея турнир в ближайшие месяцы — мировой молодежный чемпионат в Финляндии.

— Так процесс подготовки к нему как будто налажен и шел своим чередом. Зачем ваше вмешательство?
— Не только меня, но и специалистов, которые занимаются этой темой, не устраивает работа тренерского штаба. Движения вперед не просматривается. Контролем развития бобруйского “Динамо” — базовой команды “молодежки” — сейчас заняты Олег Антоненко, Андрей Мезин, Юрий Файков. Плюс Николай Кузнецов — сильный детско-юношеский методист, которого мы пригласили из Омска. В августе-сентябре они мониторили работу команды в Кубке Салея, на старте национального чемпионата. И создалось впечатление, что выступление в экстралиге легло на штаб Павла Перепехина тяжким бременем. Так это в экстралиге, что тогда говорить о молодежном “мире” в элите, где ему будут противостоять коллеги, поработавшие в системе НХЛ и КХЛ? Нам все же нужно психологически подготовить команду, а не думать, как для начала психологически настроить тренерский штаб. Что получается, когда такой проблемы не существует, наглядно показал менее полугода назад Дэйв Льюис.

— Но едва ли бразды правления “молодежкой” у Перепехина примет канадец.
— Конечно, нет. Кандидатура преемника уже имеется, просто пока называть фамилию немного преждевременно. В любом случае сейчас связка Антоненко — Мезин — Файков будет еженедельно несколько дней непосредственно участвовать в подготовке команды. Для этого ее и заявили в экстралигу, для этого и составлен ритмичный календарь: понедельник-среда — подготовка, четверг-суббота — игровая практика. Нам нужно успеть выстроить “молодежку”, с чем нынешний штаб, по мнению многих, справлялся, увы, не слишком успешно.

— С мнением специалистов спорить не стану, но один аспект режет глаз. Это очень похоже на замену Малофеева Лобановским в футбольной сборной СССР накануне чемпионата мира-86. Не вполне справедливо к увольняемому, выведшему команду на определенный уровень.
— Вот именно — уровень. У каждого из нас, и тренеров в том числе, есть какой-то потолок, выше которого на данный момент прыгнуть не получится. Видимо, для Павла Викторовича это пока все же дивизион 1. А между ним и элитой такая же разница, как между нашей экстралигой и НХЛ.

— Почему осознание “потолка Перепехина” пришло так поздно?
— Оно пришло раньше. Просто сегодня, как мне кажется, тот момент, когда мы еще не пересекли точку возврата. Еще есть время внести нужные коррективы. Вот потом было бы уже поздно, до молодежного “мира” в Финляндии осталось три месяца. По-моему, и сам Перепехин понимает, что он там не справился бы. Лучше оставаться хорошим тренером на своем уровне, чем провалиться на более высоком.

— Перед нашей беседой стал свидетелем вашего общения с моими коллегами-телевизионщиками. Из разговора сделал вывод, что вы заодно… Ладно, назовем вещи своими именами: воюете с некоторыми губернаторами и мэрами. Так?
— Жестковатое определение, но суть угадана верно. Хотя есть и положительные примеры взаимодействия с властями на местах: Гомельская, Минская, Гродненская области, город Минск. Здесь минимум проблем и вопросов. В Брестской области положение тяжелое, но Виктор Евгеньевич Саковский — замгубернатора, который возглавляет региональную федерацию, — по крайней мере, искренне вникает в проблемы и старается помогать. Там даже больше проблема в слабой инициативе снизу. А вот в Витебской и Могилевской областях… В последней дела особенно плохи. Мы идем навстречу “Могилеву”: позволили выступать даже без формального “фарма”, установили нижний предел зарплат. Но и это не выполняется! Присылают в конце августа письма с просьбой еще снизить требования. Первый вопрос, даже не почему нельзя решить вполне подъемные проблемы, а где просители были половину весны и все лето.
Кроме того, начинается шантаж. Начальники управлений физической культуры выходят на Министерство спорта, другие органы с жалобами на федерацию. Мол, душит, действует не в соответствии с законодательством. Хотя в чем нарушения, непонятно.

— Но их тоже можно понять: если нет денег…
— В том-то и дело, что есть! Если возможности бюджета ограничены, задействуйте внебюджетные средства. Простой пример. Могилевская ледовая арена сработала с прибылью порядка четырех с половиной миллиардов. Неужели из этих средств она не может хотя бы накормить 25 хоккеистов, помочь с экипировкой?! Я понимаю: концерты, выставки, ярмарки мехов, меда и так далее — все это прибыльно, здорово и должно быть. Но, кажется, кто-то забывает, что арены строились прежде всего для развития хоккея в стране. А вместо того чтобы решать вопросы, идут жалобы на федерацию. Ребята, видимо, хотят упростить себе жизнь, не напрягаться. Но этого мы им точно не позволим. Никаких послаблений. Где только можно, они уже сделаны.
Все больше убеждаюсь в том, что, во-первых, кандидатуры руководителей клубов и региональных хоккейных федераций должны согласовываться с федерацией. На этих постах нужны люди, которые понимают, что делают и как добиваться цели, а не искать обходные пути. А во-вторых, необходимо выстраивать единую систему клуб — школа — арена.

— Ох, последней теме уже как минимум лет десять. Пытался к ней подступиться на вашем нынешнем посту еще Владимир Наумов. А воз и ныне там, гордиев узел кажется неразрубаемым.
— А мы все-таки попробуем его разрубить. Соответствующие предложения готовятся. Понимаю, что в ближайшее время будет не до этого: пора выборов, ряд других глобальных вопросов. И все же уверен, что скоро к нашей проблеме вернемся. Сегодня жизненно необходимо удержать наш хоккей хотя бы на том уровне, на котором он находится. Особенно в свете последних событий с признанием белорусов легионерами в российских клубах.

— Вот и подошли к теме, изначально предполагаемой заглавной. Спустя неделю после московского форума послевкусие от него претерпело изменения?
— Безусловно. Превалирующие эмоции “почему с нами так поступили” сменились поиском вариантов “как с этим бороться”. По-прежнему считаю, что подключать президента страны — не выход. У него хватает других вопросов. Хотя знаю, что он следит и за этой ситуацией.
А она нисколько не безвыходная. Вообще любой кризис при всех осложнениях, которые ему сопутствуют, делает как минимум одно хорошее дело — заставляет собраться, искать варианты и действовать. То есть в конечном счете делает сильнее.

— И какие варианты?
— Стало еще более очевидным, что в сильных международных турнирах должен участвовать не только один наш клуб. Прежде всего речь о Лиге чемпионов. Гродненская проба получилась отличной. Пусть “Неману” и не удалось пробиться в плей-офф, но, во-первых, лига вызвала всплеск зрительского интереса в Гродно, настоящий ажиотаж. А во-вторых, организаторы еврокубка еще раз убедились, что с белорусами можно иметь дело. И в организационном, и в спортивном плане. Не раз доводилось слышать, что в обоих аспектах Беларусь превзошла их ожидания.
Давайте откровенно: в нашей экстралиге еще до разделения на шестерки есть группа “А”, группа “Б” и, возможно, небольшая прослойка середняков. Так вот три-четыре клуба группы “А” вполне готовы уже сегодня получать международную практику на уровне Лиги чемпионов. Это заодно обострит конкуренцию в нашем чемпионате: бороться будут не только за медали, но и за место в еврокубке. С группой “Б” сложнее. Иногда кажется, что они, как говорит президент, так и будут сидеть, как мыши под веником. И не захотят выбираться, что бы ни делала федерация, чтоб их оттуда выгнать.

— Каковы же наши перспективы получить не просто гарантированное место в следующих розыгрышах Лиги чемпионов, а несколько мест?
— Работа ведется. Думаю, многое прояснится на скором полугодовом конгрессе ИИХФ, в числе делегатов которого будут и представители оргкомитета лиги.
К слову, Лига чемпионов — не единственный вариант. Есть идея организации некоей объединенной Европейской лиги. Финансово она, разумеется, окажется скромнее КХЛ, но это будет бизнес-проект с внятными правилами игры. Это нам интересно, и мы, уверен, будем интересны. Опять же подчеркну: в нас не говорит обида за последние решения КХЛ. И лига, и российские федерация хоккея и Минспорта вольны делать, что они считают нужным. А мы, в свою очередь, как-то реагируем и делаем тоже то, что считаем нужным.

— И в каком году реален старт Европейской лиги?
— На уровне консультаций, обсуждений и подсчетов работа уже идет, в том числе и с нашим участием. Понятно, необходимо какое-то время. Но, думаю, это ближнесрочная перспектива — год-два.

— Спрошу еще конкретнее: допускаете ли вы, что восьмой КХЛовский сезон для “Динамо” — последний в этом проекте?
— Необязательно. Не нужно делать резких движений. На каком-то этапе не исключаю и продолжения выступлений динамовцев в КХЛ, и участия других наших представителей в европейских проектах. А дальше будем отталкиваться от развития событий.

— Но в актуальной ситуации с признанием белорусов легионерами в российских клубах федерация намерена как-то действовать дальше?
— Да, руки не опускаем. Продолжаем консультироваться с юристами и в ближайшее время предоставим ряд документов, доказывающих нашу правоту. И прямо свидетельствующих, что продавленные Минспортом решения противоречат действующим договорам России и Беларуси.

— Логичный вопрос: предоставите куда? Вы же пытались убедить ведомство Виталия Мутко и неделю назад, но оно было глухо. Может, стоит добиваться правды на каком-то другом уровне?
— И все же для начала попробуем на этом. Есть такая фраза: кристальная совесть бывает только у тех, кто никогда ею не пользовался.

— Надеетесь на совесть партнеров?
— И на нее тоже. Но и не только. Должен же здравый смысл побеждать маразм.

— Почему бы федерация хоккея просто не подать в суд?
— И этот вариант не исключается. Но сначала нужно все же попытаться договориться менее радикальными способами.

— Допускаете, что принятое фактически после старта сезона постановление будет отменено еще до его финиша?
— Абсолютно этого не исключаю.

— Что думаете о предложении руководства “Адмирала” Алексею Угарову письменно отказаться от выступления за белорусскую сборную?
— И если бы только ему! Номер моего телефона с предложением звонить при необходимости в любое время дня и ночи есть у всех наших легионеров. И уже звонили с теми же новостями. Интересная, конечно, ситуация: на не раз уже упомянутом заседании КХЛ в прошлый вторник один из руководителей российских клубов озвучил джентльменское соглашение. Мол, давайте договоримся, что как минимум два года белорусам не будет предлагаться получение российского гражданства. Выходит, к теме подступают с другой стороны — вынудить их отказаться от сборной. Нормальные такие джентльменские отношения.
Понимаю клубных директоров — они решают свои задачи. Отказ белоруса от выступления за свою сборную ставит его на “карантин”, по окончании которого он получит право выступать за сборную России. Ясно, что никто не выступит, но по этой дорожке можно обойти лимит, избавить себя от лишних финансовых затрат. Логика понятна, однако нам от этого не легче. В общем, классическое “дружба дружбой, а табачок врозь”.

— И что же делать?
— Искать все возможные выходы. Федерация — со своей стороны, “Динамо” — со своей. Оно должно подумать, чем может помочь игрокам и в конечном счете сборной. Повторюсь, кризисы делают человека сильнее.

— Как будто охватили все насущные вопросы?
— Не хотелось бы заканчивать разговор на кризисной теме. Предлагаю добавить позитива.

— А он есть?
— Конечно. Всегда! Например, мне очень импонирует, как поставлена работа сборных U-17 и U-18 на базе “Раубичей”. И там, и там отменный тренерский штаб. Директор комплекса Андрей Асташевич отвечает в федерации за детско-юношеский сектор. Юрий Файков, Владислав Клочков, Николай Кузнецов буквально днюют и ночуют там. Эта команда доказывает, насколько эффективной может быть работа специалистов, которые знают, что, как и зачем делается. Кстати, команду U-17 мы планируем отправить на турнир в Канаду. Думаю, при очевидной полезности такой поездки для профессионального роста юношей им будет просто интересно побывать на родине хоккея.
И еще раз хотел бы поблагодарить гродненские власти и “Неман” за то, что обеспечили отличную презентацию белорусского клубного хоккея на евроарене. Как сказал президент, спортсмены часто делают для популяризации страны больше, чем МИД.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?