Точка возврата. Рай в сердце — когда ты дома

21:47, 24 сентября 2015
svg image
1044
svg image
0
image
Хави идет в печали

Ее межсезонный переход в “политех” из словенского “Крима” стал едва ли не главной трансферной новостью на внутреннем фронте. Возвращение на родину — всерьез и надолго? Сама Лиля вполне допускает, что навсегда.

— Это ж сколько лет ты не выступала в Беларуси?
— Без малого десять. Если не считать полуторалетней побывки в БНТУ в 2009-2010 годах. А подалась на легионерские хлеба в восемнадцать лет, когда приняла приглашение львовской “Галычанки”.

— Если откровенно: нет ощущения, что за время твоего отсутствия белорусский чемпионат превратился в выжженное поле? Не стало на профессиональном уровне “Виктории-Регии”, “Друти”, воспитавшего тебя “Аркатрона”…
— Это очень печально. Перечисленные клубы всегда боролись за награды, у них были болельщики. Без них, конечно, скучновато. Хотя пока не видела в деле все команды и не могу предметно рассуждать об их квалификации. Но уровень первенства в любом случае оставляет желать лучшего. Раньше как было? БНТУ — безоговорочный фаворит. Но однажды золото выцарапала “Городничанка”, побеждала она и в Кубке. А остальные? Рубка за бронзу шла еще та! На это место на пьедестале было три-четыре претендента. И они регулярно трепали нервы лидерам, проходных матчей было гораздо меньше. А сейчас достой- ным классом обладают, по сути, лишь БНТУ и “Гомель”.

— Возвращение варягов в нашем дамском гандболе — явление не такое уж и редкое. Резонно заподозрить их в неконкурентоспособности за кордоном…
— Ну-у-у, слишком упрощенное суждение. Да, судьбы складываются по-разному. У кого-то действительно не идет игра. Кто-то не приживается в коллективе. Кого-то съедают внутренние противоречия. Знаете, каждый игрок ставит персональные задачи. У некоторых ключевой ориентир — любой ценой остаться за границей. Спорт в этом помощник. У меня такой цели никогда не было. Я коренная минчанка, очень люблю свой город. Для меня важно окружение родных и друзей. Уже давно хотела вернуться. Но как-то все поддавалась на уговоры еще поиграть за рубежом. Теперь окончательно созрела. Вообще, бытует мнение, не только среди спортсменов, что в Беларуси сложно реализоваться. А вот заграница — это да, Эльдорадо. Но если ты дома не можешь создать для себя рай в сердце и комфортные условия, где гарантия, что тебе удастся это сделать в чужой стране? Мне по душе пословица “где родился — там и пригодился”.

— На излете “нулевых” ты уже защищала цвета БНТУ. По прошествии немалого времени наблюдаешь какие-то концептуальные изменения в клубе?
— В плане атмосферы — нет. Она такая же теплая, семейная. А вот коллектив основательно поменялся. Много новых девочек. Что радует — молодых и талантливых. С ними интересно. Что касается игровых моделей, то мне они хорошо знакомы, и привыкать к ним заново несложно. Добавлю о душевной атмосфере. В ее формировании самую значительную роль играет тренер. И в этом смысле нам с Константином Григорьевичем Шароваровым повезло. Нет накачек, выплеска негатива. Все спокойно. Допустим, в зарубежных клубах наставники нередко занимаются охотой на ведьм. И виноватыми во всем выставляются легионеры. И руководители, и партнеры выгораживают своих. Постоянно пребывать под таким прессом тяжело. Чтобы зацепиться за бугром, нужно иметь крепкие нервы и закаленный характер.

— Думаешь, эти качества в меньшей степени пригодятся здесь? Спрос с ветерана сборной и в БНТУ будет особым.
— Согласна. Готова к этому. Но верю, что мой внутренний комфорт не нарушится. У любой гандболистки по ходу сезона случаются взлеты и падения. Невозможно постоянно пребывать на пике формы. Наставники, в том числе европейские, прекрасно об этом знают. Можно сказать, функциональные и психологические спады заложены в наметки на сезон. Главное — не зацикливаться на неудачах и набрать оптимальные кондиции к решающим поединкам. Вот здесь очень важны поддержка и доверие тренера, девчат. В “политехе” с этим проблем нет.

— Давай покопаемся в твоем насыщенном карьерном прошлом. Воспитанница славной аркатроновской школы Лиля Артюхович подалась в варяги совсем юной. И, к слову, вразрез с буквой тогдашних белорусских гандбольных законов…
— Да, в то время в Беларуси действовал возрастной лимит: уехать за рубеж гандболисткам разрешалось только по достижении двадцати трех лет. А нам с Настей Каменщиковой, ныне Лобач, не было и восемнадцати, когда поступило предложение от львовской “Галычанки”. Ажиотаж вокруг наших персон поднялся нешуточный. Однако все как-то утряслось, для нас выхлопотали исключение. За что большое спасибо федерации. На Украине провели два с половиной прекрасных года. Очень нравилось все: красавец Львов, бытовой уют, команда, соревновательная практика. Уезжать совсем не хотелось. Но, увы, клуб подкосил финансовый кризис, содержать легионерок там стало не по карману. Помню, уезжали на душевном надрыве, в слезах. Была зима, середина сезона. Перебрались с Настей в БНТУ. Планировали задержаться на полгодика, а остались на полтора. Но возможность легионерского продолжения карьеры в голове постоянно держали. Когда возник российский вектор, долго не думала. Вообще предложений хватало. Однако хотелось играть в ментально близкой стране, где не существует моральных и языковых барьеров. Поэтому на зов московского “Луча” отреагировала с энтузиазмом. Близость к дому, авторитетная суперлига, перспективный клуб — чего еще желать? И надо ж такому приключиться — вскоре после переезда в Москву сломалась. Сильно. Практически весь сезон вылетел в трубу, восстановилась только к самой концовке. Были мысли поменять клуб. Однако покидать команду, год ждавшую моего выздоровления, посчитала неэтичным. Выступала за “Луч” еще сезон. А уже потом перебралась в “Астраханочку” — на год. Могла играть в Астрахани и дальше. Но, скажем так, в некоторых моментах и взглядах не сошлась с тренерским штабом. В подробности вдаваться не хочу. Факт в том, что на меня обратил пристальное внимание Александр Ревва и пригласил в звенигородскую “Звезду”. От того сезона остались исключительно положительные впечатления. Замечательный коллектив, полноценная игровая практика, высокие задачи.

— Московский акцент не появился?
— Нисколько. Даже белорусский не изжила. Девчонок-москвичек мое фрикативное “гэ” и смягчения постоянно смешили. Хотя сама этих речевых особенностей за собой не замечала.

— Вскоре понадобилось знание других языков…
— Со “Звездой” распрощалась опять же по причине финансовых неурядиц. Тогда расценила это как знак: пора, Лиля, домой. Но агент убедил попробовать силы в румынском “Бая-Маре”. А это Лига чемпионов! Приобрела ценный опыт, но столкнулась со страшной конкуренцией: на мою позицию левой полусредней метили пять-шесть человек. Короче, возникли проблемы с практикой. И меня порекомендовали словенскому “Криму”. Согласилась без раздумий. И все бы хорошо, но, вы будете смеяться: на клуб обрушился кризис… Пять месяцев не платили зарплату. Надоело выкручиваться, и в итоге терпение лопнуло. Мы-то свои задачи выполнили: взяли чемпионство, Кубок, в Лиге чемпионов вышли в основной раунд. А руководство поступило по-свински. Со мной, кстати, полностью не рассчитались до сих пор. Тренер Марта Бон убеждала остаться, агент — рассмотреть несколько предложений. Но твердо решила: все — в Беларусь. Набрала номер Шароварова и попросилась в БНТУ. Он поначалу просто не поверил: ты шутишь? А потом обрадовался. А еще больше обрадовались мои родные.

— Так сложилось, что рядом с тобой всегда оказывается Анастасия Лобач. Случайность?
— Скорее, счастливая закономерность. Вместе с лучшей подругой шагаем по жизни с детства: в школе сидели за одной партой, почти всегда выступали бок о бок в клубах, сборной. Настя — родной мне человек. Окружающие уже привыкли видеть нас в неразлучном тандеме. Недавно была в Гродно и встретила бывшую сборницу Аню Погерило. Так она, узнав, что я вернулась в Беларусь, первым делом спросила: Настя где-то рядом? И ведь рядом же, тренируется с БНТУ! Реально на просмотре с перспективой закрепиться в команде.

— В отличие от “Бая-Маре” и “Крима” “политех” масштабных целей в еврокубках не преследует. Тем же румынкам в недавней лигочемпионской квалификации вы проиграли вчистую…
— Но ведь и ехали в Румынию далеко не фаворитками. Да еще и угодили в полуфинальном “стыке” на хозяек. Нас сгубили волнение и провальные отрезки. Что говорить, “Бая-Маре” намного сильнее. Видели, как в финале он вынес датский “Эсбьерг”? Пожалуй, мы даже лучше смотрелись. А в матче за третье место с турецким “Енимахалле” показали вполне содержательный гандбол и уверенно победили.

— Менее чем через две недели сборной Беларуси стартовать в отборочном турнире чемпионата Европы. И здесь белорускам снова предстоит пересечься с румынками.
— Жребий, конечно, над нами здорово поизмывался: второй евроотбор кряду попадаем в одну группу с командами Норвегии и Румынии! Посмеялись. Хотя какое уж здесь веселье… Дома и с теми, и с другими упереться можно. А в гостях придется туго. Сдаваться загодя, разумеется, не собираемся. Те же норвежки сейчас не выглядят монстрами.

— На сайте БНТУ в анкетном перечне увлечений ты указала посещение клубов, бильярд, боулинг и “все, где можно отрываться”. Мобильно!
— Наверное, это анкета пятилетней давности. Я уже не настолько молода, чтобы лихо “отрываться”. В клубы ходить вообще разлюбила, не нравится эта шумная “колбасня”. Гораздо приятнее посидеть с дружеской компанией в уютном месте под хорошую музыку. А боулинг — да, круто. Как-то с месяц назад пошли поиграть с подругами. И произвели фурор среди мужской части посетителей: что ни бросок — страйк! Откуда ж мужчинам было знать, что мы гандболистки. Нам бы в матчах так: что ни бросок — гол…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?