Лига чемпионов. БАТЭ — "Рома". Александр Евтич. Русскому меня учил Кривец

22:09, 28 сентября 2015
svg image
659
svg image
0
image
Хави идет в печали

Вообще же за карьеру Евтич поиграл и во многих командах Сербии, включая “Црвену Звезду”, и в турецком “Генчлербирлиги”, а последние четыре года защищал цвета китайских клубов “Цзянсу Сайнти” и “Ляонин Хувин”. Обо всем этом Александар рассказал в интервью “ПБ”. Мы говорили по-английски, но периодически Евтич переходил на русский, на котором для человека, никогда прежде не жившего на просторах бывшего СССР, он изъясняется прилично.

— Твои ожидания от матча с “Ромой”?
— Все знают, какой у нас соперник. Это большая команда. Надеюсь, сыграем хорошо и возьмем одно очко, а то и победим. Надо выложиться на сто процентов.

— В составе римлян у тебя, случайно, нет знакомых?
— Нет, хотя там есть несколько ребят с Балкан. Я видел, как играет “Рома”. Она сильна. Но, надеюсь, мы сумеем ей что-то противопоставить.

— В Леверкузене это не удалось. Правда, там ты остался в запасе…
— Да, не сыграл — это решение тренера, и я его уважаю. А вообще, с “Байером” первый тайм же завершили вничью. Но потом… Видимо, немного боялись. Или, точнее, отнеслись к сопернику с чрезмерным уважением. Верю, что сейчас выступим лучше. Надеюсь, и мне дадут в матче с “Ромой” шанс. Даже не важно, выйду ли в основе, или во втором тайме.

— В последних матчах чемпионата Беларуси тебя определяли в стартовый состав…
— Если тренер доверяет — я всегда готов. Но не скажу, что уже чувствую себя твердым игроком основы. У нас ротация, и это нормально.

— Твой мяч в ворота жодинцев получился курьезным…
— Ну да, забавный гол. Но я счастлив, что он принес команде три очка. В матче с “Минском” тоже имел три или четыре хороших момента. Увы, не забил. Надеюсь, отличусь в следующей встрече.

— Ты выступал в чемпионатах Сербии, Турции, Китая. Белорусская лига им всем уступает?
— Нет, думаю, уровень примерно такой же. Да, в Китае покупают сильных иностранцев. Но там лимит — на поле могут выходить не больше четырех легионеров. Китайские же ребята, мне кажется, уступают белорусам. И сербская лига чуть слабее вашей. Скорости ниже.

— В БАТЭ ты приехал на просмотр еще в середине августа. Почему не подписал контракт сразу?
— Мне сказали, что впереди очень важные матчи с “Партизаном”, и команда хочет спокойно к ним подготовиться. Я ответил: “Нет проблем”. Договорились обо всем потом.

— А если бы БАТЭ не пробился в Лигу чемпионов, борисовский вариант тебя еще интересовал бы?
— Почему нет? БАТЭ — хорошо организованный клуб. Мне нравится, как играет команда: все время атакует, стремится забить как можно больше голов.

— Тем не менее побеждает часто со счетом 1:0.
— Верно, но все равно создаем много моментов. А не забиваем — да, есть такая проблема.

— В БАТЭ еще три серба. Это облегчило адаптацию?
— Конечно. Николича и Младеновича знал и раньше. С Неманьей вместе выступали в “Црвене Звезде”, а с Филипом — в “Бораце”. Младенович тогда был совсем молодой, только начинал карьеру. Ребята все время помогают — в частности, с переводом. Особенно Николич — из борисовских сербов он освоил язык лучше всех. Я же еще не совсем овладел русским. Хотя для серба он не сложный — процентов семьдесят понимаю. Тяжело лишь, когда говорят быстро. Сам тоже могу объясниться на простом уровне. Я ведь в Китае играл в “Цзянсу Сайнти” с Сергеем Кривцом. Беседовали с ним на сербско-русской смеси. Еще моим одноклубником был парень из Узбекистана — он тоже говорил по-русски. От них чему-то и научился.

— А с кем в БАТЭ можно пообщаться по-английски?
— С Черником. Мне кажется, он хорошо им владеет. По крайней мере я пару раз поговорил без проблем. Глеб тоже иногда говорит на “инглише”. Остальные английского особо не знают. Так, только некоторые слова. Наверное, нахватались из кинофильмов.

— А почему сербы владеют “инглишем” лучше?
— Может, мы более заинтересованы в этом. С юных лет стремимся уехать за границу. Все борисовские сербы говорят по-английски. Не ручаюсь только за Младеновича — но, наверное, он тоже. У белорусов с этим хуже. Вот и Кривец “инглиша” не знает. Зато его жена владеет нормально. В Китае мы общались семьями. Вообще Сергей — отличный человек. Еще в Китае Кривец рассказывал про Беларусь — что в стране живут хорошо, Минск красивый город, а преобладающая религия — православие, как и в Сербии. В Цзянсу я помогал ему, а в Минске — он мне. Кривец посоветовал, куда можно сходить с детьми, какие здесь парки и так далее. У нас с супругой двое малышей — сыну Лазару три года, а дочке Мине один. Правда, с ними гуляет жена, я до этих парков еще не дошел.

— Где поселился в Минске?
— В Советском районе. На улице Беды. Николич живет рядом.

— А в Борисове что-то видел, кроме арены?
— Побывал в центре. Но это маленький город. Минск крупнее — европейский мегаполис. Он похож на Белград, только больше открытого пространства, улицы шире. В сербской столице теснее.

— До перехода в БАТЭ ты полгода не играл. Почему?
— В “Ляонине” решили, что я им не нужен. Но мы долго не могли договориться об условиях расторжения контракта. Не хотелось уезжать из Китая недовольным. А когда все решили и мне выплатили компенсацию — трансферное окно уже закрылось. Поддерживал форму с сербским “Радом”. Но оставаться на родине не хотел. Я более мотивирован, когда выступаю за границей. Домой планирую вернуться года в 33-34. Жить потом намерен в Сербии.

— Твои соотечественники выступают по всему миру. Что помогает им легко адаптироваться?
— Менталитет. Говорю же, с детства мы нацелены на то, чтобы уехать. Где ни окажешься — везде бывшие югославы. Здорово, когда в чужой стране ты не один. А вот белорусов за границей мало. Почему — даже не знаю. Кривец был в Китае, теперь во Франции. Глеб играл много где. Больше никого и не назову.

— А почему сербские клубы не могут регулярно пробиваться в Лигу чемпионов, как БАТЭ?
— Что-то неправильно в их организации. Или, может, в психологии. Думают, что будет просто. Перед матчами с БАТЭ в Сербии полагали, что “Партизан” легко выиграет. Уступили на выезде — но все равно считали, что дома без проблем возьмут реванш. Такая вот самоуверенность — и, как следствие, недостаток концентрации.

— Знаю, ты всегда болел за “Црвену Звезду”. Почему?
— Семейная традиция. Отец переживал за эту команду — и я тоже. А вот родственники жены поддерживают “Партизан”. Но мы из-за этого не деремся. Можем разве что пошутить. Вообще в Сербии 50 процентов поддерживают “Партизан”, 50 — “Црвену Звезду”. Хотя “Звезду”, наверное, даже больше. Это сугубо мои ощущения, доказать не могу.

— Твоим первым заграничным клубом стал турецкий “Генчлербирлиги”. Но надолго ты там не задержался…
— Молодой был, хотел играть. А меня не ставили в состав. Провел лишь пару матчей. Ну и сказал, что хочу уйти. Хотя жизнь в Турции нравилась. Там все так любят футбол! Даже маленькую команду поддерживают, как какого-нибудь гранда. А в Стамбуле фанаты вообще сумасшедшие. Хотя белградским, пожалуй, уступают. Сербы вне конкуренции.

— Китай — самая экзотическая страна, где ты побывал?
— Пожалуй, Таиланд еще необычнее. А может, я о нем просто меньше знал. Мой клуб там играл в азиатской Лиге чемпионов. Поразил климат — говорят, лето круглый год, можно все время ходить в майке без рукавов. В Китае же удивили расстояния. В Нанкине, где выступает “Цзянсу”, еще ладно — город находится недалеко от Шанхая, и там хорошее железнодорожное сообщение с другими частями страны. На выезды часто ездили на поездах. А провинция Ляонин на севере страны, и на юг добирались на самолетах. Один рейс — четыре-пять часов. Невероятно! Еще в Нанкине поначалу удивляло, что китайцы на тебя вечно пялятся. Да, это не Пекин, не Шанхай, не Гуанчжоу. Всего-то семь или восемь миллионов человек — “небольшой” город. Такое чувство, что местные впервые увидели иностранца. Потом, правда, они привыкли.

— Китай имеет шанс стать большой футбольной страной?
— Вряд ли. Хотя там покупают все больше и больше иностранных звезд. Я играл против Дрогба, Анелька, нигерийца Якубу Айегбени.

— О чем подумал, когда тебя позвали в БАТЭ?
— Знал эту команду. Был в курсе, что там много сербов. Они отзывались о клубе хорошо. Еще по Лиге чемпионов помнил Родионова. Жаль, что он сейчас травмирован. Когда поступило предложение, связался с Николичем и Марко Симичем. Расспросил о клубе, тренировках, городе.

— Одним из первых сербов в БАТЭ был Матея Кежман. С ним ты не знаком?
— Знаком. Это очень большой профессионал. Благодаря отношению к делу он и построил карьеру, о которой можно лишь мечтать. Но перед отъездом из Борисова к Кежману за советом я не обращался. Узнал все из первых рук — от Николича.

— Сербия сейчас активно упоминается в новостях как транзитный пункт для рвущихся в Евросоюз беженцев. Тебя беспокоит эта ситуация?
— Мне не нравятся войны. Мы в бывшей Югославии тоже прошли через такие бедствия. Людей жаль, но не знаю, как им помочь. Приток большого числа иммигрантов может создать для Европы проблемы. Хотя, по-моему, многих и не пускают, останавливают на границе. Я не так уж внимательно слежу за ситуацией — так, кое-что почитываю…

— В детстве ты застал войну?
— В 1999 году американцы бомбили Сербию. Наш город не трогали, но рядом с ним находилось много военных объектов, и по ним постоянно наносились удары. Воздушная тревога возникала часто. Не скажу, что я боялся — был еще ребенком. Спишь — и посреди ночи тебя будят и ведут в бомбоубежище… Родители, думаю, волновались больше. К счастью, никого из моих знакомых не убили. Повезло.

— В “Википедии” можно найти несколько футболистов по фамилии Евтич. Среди них есть твои родственники?
— Нет. И знакомый только один, по имени Никола. Мы даже играли вместе в “Смедерево”. Не знаю, где он сейчас — может, уже закончил карьеру.

— В твоем активе один матч за сборную Сербии. Хорошо помнишь его?
— Да. Тогда командой руководил Радомир Антич. Я выступал за ОФК, и меня пригласили на матч с поляками. Вышел на замену и отыграл минут 15-20. Но потом уже не получал вызовов, даже когда перебрался в “Црвену Звезду”. В Сербии хватало сильных форвардов — Пантелич, Йованович. Да и Кежман, хотя он к тому времени закончил играть за сборную.

— Белорусскую национальную команду постоянно критикуют, потому что она никак не может попасть на топ-турнир. Сербы провально выступают в квалификации EURO»2016 — сильно ли их ругают на родине?
— О-о, наверное, еще больше, чем белорусов. У нас ведь много футболистов из топ-чемпионатов. В клубах они хороши, а в национальной команде игра совершенно не клеится. Надеюсь, федерация найдет какое-то решение…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?