ЧЕ-2016. Вокруг матча. Добра и не слабше

21:53, 12 октября 2015
svg image
548
svg image
0
image
Хави идет в печали

Тучи над Малыми Татрами во время визита белорусской сборной вопреки всем прогнозам выбрали Раецку Долину, хотя влажность там и так на высоте. И утром в день матча из моего окна вдруг исчезли горы. Чья-та невидимая рука замазала их на небе чем- то белым и непрозрачным. С неба сыпалась противнейшая морось. Поездка в Жилину за предматчевыми впечатлениями была под угрозой. Перспективой стала участь всех футбольных команд, отправлявшихся за границу, в зоне доступа которых отель да стадион, а весь остальной мир — из окна автобуса. Тихая деревня Раецке-Теплице, из двух тысяч восьмисот жителей которой за два дня удалось увидеть человек пятнадцать, омертвела вконец.
Ее размер обманчиво преувеличен масштабом карты, даже при том, что она легко умещается на обычном листке “а-четвертого” формата. Значительно более оживленной в сознании рисовалась и Жилина. На деле же в пятом по величине городе Словакии всего восемьдесят тысяч жителей. Если не вдаваться в подробности, центральную часть можно изучить за час-полтора. Если вдаваться, немного больше — надо как минимум перебраться через реку Ваг и дойти-до- ехать до ее слияния с Кисуцей, которая вообще ручеек. Туда, где стоит Будатинский замок, с которого видна вся местность. Виден и стадион “Под дубнем” — здесь же, почти на самом берегу. Никакого дуба там на самом деле нет, и с деревом арена никак не связана. Ну, может быть, косвенно — арена стоит у подножия холма Дубень.
Не буду говорить за испанцев или люксембуржцев, но белорусский или украинский болельщик быстро освоится в Жилине без каких-либо вспомогательных средств. Вывески если не скажут, то уж точно намекнут, что там за дверью: “мiлагучны” словацкий язык очень говорящий. Как гармонично выглядит слово “zmrzlina”, когда ты гуляешь под нудным октябрьским дождем… Мороженого точно не хочется. Карта Жилины чрезвычайно логична и лишена каких-либо заморочек. Кое-что можно найти, даже если не знаешь, где это находится. Пешеходная улица — сто процентов Narodova, а если надо на стадион — просто идите в сторону Sportova.
Идти недалеко, где бы в Жилине ты ни находился. Если ты не из Жилины и приехал на поезде — от улицы Гвездослава, где находится железнодорожная станция, вообще рукой подать. Однако большинство людей сначала отправятся проникнуться атмосферой предстоящего матча. Так, чтобы с пивом, песнями и нестихающими скандированиями “Slovensko!” Для этого есть два пути. Первый — в “паб-зону” на Мариинской площади, где, помимо как будто скопированных на 3D-принтере домишек, располагаются еще работающие кафе (в обычный день, говорят, после девяти не встретишь ни людей на улицах, ни открытых магазинов, да и заведения надо поискать). Второй — в фан-зону, организованную в начале “спортивной” улицы. Продавать пиво на стадионе запрещено, так что это единственная возможность перед футболом поднять бокал-другой за родную сборную. А потом двинуться к арене, мимо длинной вереницы крепких парней в касках, с дубинками и щитами. Это на телевизионных картинках, изнутри, европейские стадионы такие свободные от полиции. Ага, выйдите на соседнюю улицу — столько “омоновцев” вы не видели даже в Беларуси.
Пока в Братиславе строят национальный стадион, Жилина выполняет роль Борисова. И народ заполняет 11-тысячную арену без транспортного коллапса и проблем с возвращением домой: после финального свистка расписание ближайших поездов во всех направлениях выводится на табло стадиона, вместе с комментариями болельщиков с какого-то сайта — а что, пусть сразу видят глас народа. “Еще в прошлом цикле у нас тоже были проблемы с посещаемостью, но сейчас каждый матч сборной пользуется огромным ажиотажем. Аншлаг был даже на встрече с командой Люксембурга, раньше о таком мы и подумать не могли. Народ едет со всей страны. Сами в шоке”, — рассказывают словацкие журналисты. Оказывается, билеты по 25 евро (при том что уровень цен в стране даже ниже, чем в Беларуси) раскупаются мгновенно. Особенно на матч, в котором дружина Яна Козака должна была оформлять путевку на чемпионат Европы.
Белорусские болельщики тоже прибывают. Не только с родины, но и из Праги, Варшавы и Кракова, с Украины. И занимают добрую половину гостевого сектора. Это, конечно, не Львов, однако оппонировать голосом девяти тысячам словаков получилось у наших вполне достойно. Хотя в таком исходе поначалу могли возникнуть сомнения, когда трибуны стройно затянули словацкий гимн. Под это дело на стадионе возник и флаг. Перфоманс мог быть еще внушительнее, если бы трехполосное полотнище слегка не рассыпалось на “пиксели”.
А под безуспешный штурм ворот Горбунова притихшая публика пристально смотрела на табло и не верила тому, что видит. В прошлом году здесь были биты испанцы, лишь украинцам в этом цикле удалось увезти из Жилины ничью. Даже мой новый знакомый, среднестатический жилинец и поклонник словацкой сборной Петер, который за час до игры дошел до кондиции “языков не знаю, но говорить могу”, норовя затащить меня в ближайший паб, говорил: “Беларусь… добра… але слабше”, наверняка протрезвел. Однако никто не ушел раньше времени. Безусловно, в том числе потому, что до последних секунд хозяева осаждали белорусские ворота. Но вряд ли только поэтому — после окончания матча свист трибун сменился возгласами поддержки. У подопечных Яна Козака все равно хорошие виды на EURO.
Самым же символичным моментом вечера стала музыка после финального свистка. Организаторы матча наверняка вкладывали другой смысл, запуская над стадионом знаменитую композицию “Fairytale” Александра Рыбака. Или просто не знали, что парень, поющий о “сказке”, которая должна была стать словацкой, вообще-то уроженец Беларуси. Под его скрипку злой Шкртел, понурый Гамшик и растерянный главный тренер Козак брели в подтрибунное помещение. Там, в углу, их ждали четыре ящика шампанского — лишний багаж на рейс в Люксембург.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?