Три Сереги. Фан-пропускник

21:48, 15 октября 2015
svg image
674
svg image
0

Официально — за ругань и неповиновение милиции. В реальности — за ношение шарфов с изображением “Погони”. Символа, который входит в Государственный список историко-культурных ценностей. Честно говоря, после случившегося у меня все меньше надежд, что милиция перестанет, наконец, отбивать охоту у людей ходить на стадион…

Сергей Новиков. Самое мерзкое в этой ситуации — возникающее ощущение безысходности. Суд принимает во внимание путаные показания придравшихся к парням блюстителей нашего суверенного порядка и оставляет без внимания показания свидетелей противоположной стороны. Не делается попыток прибегнуть хотя бы к записям камер видеонаблюдения, которые, несомненно, были направлены на фанатский сектор и которые милиция должна была бы в первую очередь предъявить для доказательств вины болельщиков. Я говорю сразу о суде, потому как уж хотя бы эта инстанция должна сохранять формальные признаки следования закону, юридической логике и процедуре. Ведь совершенно очевидно, что из нескольких десятков находившихся в фанатском секторе людей были выдернуты почему-то трое, в гардеробе которых были шарфы с “Погоней”.
Об этих ребятах, кстати, в последние дни много написано и сказано в СМИ. Они и сами не молчат. Это действительно интеллигентные и адекватные парни, любящие футбол и нашу страну. Кстати, хорошо запомнил их, когда пересматривал запись телетрансляции матча. Сектор фанатов в первом тайме показали несколько раз. Там не происходило ничего экстремального и противозаконного. Но шарфы со старинным белорусским гербом просматривались очень хорошо. Выскажу конспирологическую версию: именно поэтому омоновцам поступила команда “фас”, исполнять которую они рьяно принялись в перерыве.

Сергей Кайко. У “Б-12” вообще нет репутации какого-то радикального сообщества. Если фанаты клубов время от времени выходят за рамки — что-то взрывают, кого-то колотят, скандируют разную нецензурщину, — то активные болельщики сборной на этом фоне просто сама интеллигентность. Не помню случая, например, чтобы они “заряжали” что-то оскорбительное в адрес соперников — обычно из их сектора летят слоганы солидарности, товарищества, дружелюбия. Не помню случая хоть какой-то агрессии с их стороны по отношению к кому бы то ни было — как на стадионе, так и за его пределами. Не удивлюсь, если окажется, что у подавляющего большинства “двенадцатых” высшее образование (хотя, понятно, это не решающий признак цивилизованности). Но в чем убежден точно: нам бы пропагандировать “Б-12” как некий образец нормального, просвещенного фанатизма. Увы, вместо этого сектор зачищают. Вполне вероятно, в понедельник мы видели его последнюю гастроль.

С.М. Знаете, случись со мной то же, что и с этими тремя неудачливыми парнями, я на стадион больше не пошел бы. От нашей фанатской трибуны и так уже почти ничего не осталось. Тридцать-сорок человек — сплошь молодежь да самые идейные поклонники. Так со стороны правоохранителей еще и делается все возможное, чтобы не осталось вообще никого. Судя по всему, это и есть их конечная цель. Все мы прекрасно знаем этот принцип: нет человека — нет проблемы. А команда “фас” омоновцам, думаю, поступила не в перерыве, а гораздо раньше. Особенно четко она была сформулирована после памятного перфоманса, который белорусы вместе с украинцами устроили во Львове. По следам той акции солидарности отдельные государственные СМИ стали выходить с резко критическими текстами в адрес фанатов. В них усмотрели большое зло и чуть ли не тупую массу, способную подорвать безопасность страны.
Отнюдь не склонен идеализировать ультрас. В их взглядах и поступках хватает того, что мне не нравится. Но самое мерзкое и глупое здесь — зачес под одну гребенку. Ведь абсолютно очевидно, что и среди фанатов, и среди журналистов, и, кстати, среди милиционеров есть какая-то доля уродов и какой-то процент нормальных здравомыслящих людей.

С.Н. Только отчего-то в поисках этих здравомыслящих все чаще хочется закричать “ау-у!”. А то и выразить эмоции теми самыми словами, которые протокольно инкриминированы давеча наказанным фанатам. Лыком в строку будет свежее воспоминание Александра Хацкевича, которым делюсь с его любезного согласия. История не вошла в наше вчерашнее газетное интервью, но внимания публики стоит. На футбол “Шахтер” — “Минск” Александр Николаевич отправился в компании знакомых. Он поверил анонсу “вход свободный” и не стал предупреждать о своем визите никого из солигорского клуба. О чем пожалел уже при попытке преодолеть на общих основаниях “фан-пропускник” на “Строителе”. Попытка очень пристрастного обыска встретила легкое недоумение тренера, за которым последовал вопрос служивого: “А вы кто такой?” — “Тренер национальной футбольной сборной”. Включилась рация: “Здесь у нас тренер какой-то сборной”. — “Не какой-то, а национальной”. — “Обыскать!” Выложив из карманов все содержимое и раздевшись-одевшись, Хацкевич улыбнулся: “Ну я пошел?” — “Куда пошел? Вон туда, к камере!” Вид технически оснащенного человека в черном на следующей стадии проверки был еще суровее: “В объектив смотреть! Не улыбаться!” — “Почему?” — “Хочешь, чтобы я тебе объяснил? Это будет долго…” Итожа впечатления, Хацкевич сетует: “Вот сколько же людей согласятся воспользоваться правом такого “свободного входа” на футбол? По-моему, эту публику в камуфляже у нас просто нечем занять…”
Честно говоря, даже не вижу смысла рассуждать обо всем этом всерьез. Охота разве что поерничать. Кормленые, перекачанные здоровьем и адреналином молодые мужики не способны распознать в лицо самую публичную фигуру футбола горячо любимой ими страны! По мне, это тянет на диагноз. Ну или хотя бы на вывод о профнепригодности. Потому что свидетельствует как минимум о невнимании к сакральным эфирам “Панорамы”. Ведь даже там не заметить мелькания Хацкевича невозможно! С морально-патриотическим воспитанием у солигорских милиционеров, стало быть, какой-то позор…

С.К. Представляю сурьезное лицо Хаца перед милицейской видеокамерой — картина машинным маслом. И вправду смех берет. Но все же должен сказать, что и наших футбольных охранителей чесать под одну гребенку не стоит. Есть и другие примеры. Вспоминаю, как мы хотели сделать брутальный репортаж о пропуске фанатов на трибуны через автозак. Коллега Азаркевич пошел на футбол с партийным заданием — смешаться со стройными рядами ультрас и преодолеть с ними все “круги ада”. Ада в итоге не случилось. Серега спокойно прошел все досмотры, включая “автозаковский”, нигде к нему сильно не цеплялись, нигде не мурыжили, не говорили “Обыскать!” и “Не улыбаться!” Все было цивилизованно и культурно. Репортажа не получилось — и мы не сказать чтоб сильно огорчились.
И со своей стороны могу честно заверить, что, сколько ни ходил на футбол на тех самых общих основаниях, никогда не имел проблем с милицией. Разве что сто лет назад забрали газету у входа на минский “Локомотив”. И с фанатами не существующего более столичного “Партизана” как-то довелось двигать на выездной матч в неблизкий город. Выехали на автобусе — в сопровождении омоновцев, занявших места в салоне. Все прошло нормально. Это из личного опыта. А в смысле общем проблема, конечно, остается.

С.М. Вот вам еще анекдот. Уже писал в среду, что играю в любительской команде с одним из задержанных фанатов. И отмечал, что парень убежденно не ругается матом и проповедует философию непротивления. Но это свойства, которые хотя бы можно так или иначе переврать или оспорить. А вот как быть с характеристикой “не употребляет спиртного”? Вчера министр МВД Игорь Шуневич прямо сказал: “Фанаты были в состоянии алкогольного опьянения”. Объясните мне, дураку, как может быть в состоянии алкогольного опьянения человек, который капли в рот не берет! Даже после нечастых побед нашей любительской команды…
Мне вспоминается, как перед стартом сезона собирались правоохранители, работники клубов и представители БФФ. Долго-долго говорили и спорили, но уже тогда было понятно, что изменений к лучшему не будет. Даже обещанного пива мы так и не увидели, не говоря уже о более важном. И я, как ни стараюсь, не вижу выхода из сложившейся ситуации. Тот же Сергей Сафарьян признавался, что устал бороться с грубостью милиции и не в силах ничего изменить.

С.Н. В этом смысле, друзья, мне не приходит в голову ничего, кроме упомянутой уже… позиции непротивления. Не думаю, что буду всеми понят. Но, мне кажется, наши позывы вернуть околофутбольную милицию в рамки некоего цивилизационного поля изначально обречены на провал. Ну хватит пытаться постичь с позиций обыденной человеческой логики нравы окружающей флоры и фауны! Это же не наша вина, да и не наше горе, что белорусский социум печальным образом распался на части, пребывающие на разных уровнях, пардон, эволюционного развития.
Давайте вести себя с поправкой на это. При всем почитании “Погони” и родственного ей флага я вот не вижу смысла с риском для здоровья и своего личного времени непременно прихватывать эти символы на футбол. Ну не пойдете же вы в комариный лес с обнаженным торсом. Или, скажем, не полезете в вольер с тигром при посещении зоопарка, а просто с интересом разглядите зверя из-за ограды. Ну давайте потерпим и уговорим себя, что случился форс-мажор — обстоятельство непреодолимой силы: непомерно разрослась популяция особ, одетых в черное. Давайте по возможности избегать контакта с ней и пытливо наблюдать за этой дивной природной аномалией. Рано или поздно, непременно при вашей жизни, ее отрегулирует влекущий планету вперед здравый смысл.

С.К. Остается только гадать, что будет раньше: торжество здравого смысла или уход с наших стадионов последнего болельщика.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?