Видная роль. Дайнис Криштопанс: понять, для чего

21:48, 15 октября 2015
svg image
1602
svg image
0
image
Хави идет в печали

Несмотря на неудачу в важном поединке Лиги чемпионов против испанского “Логроньо”, латвийский легионер брестского гандбольного клуба имени Мешкова и его лучший на сегодня бомбардир в элитном еврокубке без малейшей заминки согласился пообщаться с корреспондентом “ПБ”.

— Предположу, что после встречи с российскими “Чеховскими Медведями” беседовать было бы приятнее?
— Настроение точно было бы лучше. Мы тогда победили в гостях. Мне кажется, на чужих площадках мы пока чувствуем себя более раскрепощенными. А на домашней вокруг все свое, но давит ответственность за результат.

— Это одна из причин поражения от “Логроньо”?
— Вроде все получалось, но в итоге уступили. Заметил, что уже не первый раз во втором тайме у нас случается провал. Команда чувствовала, что для победы сделано многое. Оставался последний уверенный шаг. Вместо этого пошли ошибки в атаках, а они привели к легким голам в наши ворота. В течение трех минут растеряли перевес в четыре мяча и позволили сопернику вернуться в игру. Надо было все начинать заново, но уже не получилось.

— Ваш тренер Сергей Бебешко другой причиной поражения назвал усталость. Переезды-перелеты на самом деле утомили?
— Есть такое. Календарь очень насыщенный, да еще с перемещениями. Только сыграл — и сразу в дорогу. Поэтому я в большей степени устал морально. Элементарно не хватает времени, чтобы снять напряжение, чуть передохнуть и сконцентрироваться на новом сопернике.

— Как оцениваете результаты БГК на стартовом отрезке сезона?
— Неплохо, однако могли лучше. В пассиве три поражения. С “Веспремом” все понятно — это один из мировых грандов. Хотя в целом действовали неплохо и уступили лишь в концовке. Матч против “Загреба” вообще не получился. Но это только начало сезона. Пришли новый тренер и игроки, кардинально поменялась система игры. Для становления команды требуется время. Чувствую, как БГК с каждым матчем набирает обороты. Единственный минус в этом процессе — заключительные пятнадцать минут против “Логроньо”.

— БГК уступил всем серьезным соперникам, и теперь есть опасения за исход грядущих матчей против “Порту” в Лиге чемпионов…
— Уверен, что наш тренерский штаб сделал правильные выводы. Готовимся очень серьезно: видео, тактика. Нам нельзя терять очки. Лига чемпионов — приоритетный для клуба турнир.

— Как вам новый формат Лиги чемпионов?
— Его можно оценить двояко. При старой системе у БГК было больше встреч с очень сильными соперниками, но выход в 1/8 финала виделся проблематичным. Сейчас встречаемся с сопоставимыми по классу конкурентами. Шансы пройти в следующий раунд выше. Пожалуй, с учетом становления команды такой вариант предпочтительнее.

— А что скажете по поводу собственной игры на старте сезона?
— Самое начало не удалось. Волновался за дебют. Непривычно и то, что на позиции правого полусреднего у меня есть конкурент. Хотя это, может, не совсем верное определение. В словацком “Татране” я привык отрабатывать на площадке по шестьдесят минут без замен. А в Бресте есть Сергей Шилович. И задачи уже другие. Игровые отрезки короче, но проводить их надо интенсивнее. К этому тоже следует привыкнуть. Чувствую себя на площадке все комфортнее. Понимаем друг друга уже по взглядам. Становятся понятными мелочи, которые в совокупности имеют большую значимость.

— По итогам третьего тура Лиги чемпионов ЕГФ включила вас в символическую семерку лучших. Это станет дополнительным импульсом?
— Конечно, рад. Но добавить к этому нечего. Среди участников Лиги чемпионов немало достой- ных правых полусредних, которые много забрасывают.

— По ходу матчей обратил внимание, что ваш внушительный рост порой становится помехой. Например, в обороне, когда руки оказываются на уровне шеи или головы соперников и контакт приводит к удалениям…
— Есть такое. В БГК защищаюсь, как правило, в центре. Напротив располагаются разыгрывающие соперников. Они уступают мне в росте, и приходится делать на это поправку. Стараюсь контролировать ситуацию, но получается не всегда.

— Зато в атаке ваши габариты уж точно исключительно в помощь…
— Согласен. Хотя не все так просто. Гандбол — контактная игра. Это не баскетбол, где почти каждое касание соперника — фол. У нас гораздо сложнее. Помимо роста, приходится использовать и силу, и ум.

— При убойном броске у вас и кисть отменно работает: подкрутки, хитроумные пасы партнерам…
— У каждого профессионального игрока в арсенале есть подобные технические приемы. Другое дело, что одни это используют в играх чаще, а другие — реже. А достиг этого исключительно благодаря тренировкам.

— Самое время рассказать о вашем пути в гандбол…
— Я родом из маленького латвийского города Лудза. Из спортивных секций там есть только гандбол и тяжелая атлетика. В моей семье до этого не было спортсменов, вот я и решил попробовать. Пришел в зал в десять лет, постепенно стало получаться. Выступал за команду родного города.

— Вы быстро переросли чемпионат Латвии и перебрались в словацкий “Татран”…
— По окончании школы появились предложения из Германии и Словакии. Выбрал менее престижный вариант с уровнем пониже, потому что чувствовал: еще многому надо учиться. Считаю, поступил правильно.

— Как далась в юном возрасте адаптация в другой стране да еще и вдали от дома?
— Особого выбора не было. Раз решил посвятить себя профессиональному спорту, надо было развиваться, зарабатывать. Конечно, немного скучал и по дому, и по друзьям, но привык к новой обстановке быстро. Освоил словацкий язык. Хочу поблагодарить Сашу Радченко, который до сих пор выступает за “Татран”. Во время моего появления в команде он был единственным игроком, говорившим по-русски, и здорово мне помогал, опекал почти год. А потом я справлялся уже самостоятельно.

— Язык страны, где выступаешь…
— …надо изучать. В команде всегда много бесед про тактику, различные игровые ситуации. А если не знаешь языка, что тогда? Будешь сидеть в углу раздевалки и наблюдать за событиями широко раскрытыми глазами. И для быта знать язык нужно.

— “Татран” стал для вас домом на пять с лишним лет…
— Первые два сезона пролетели быстро. Многому учился, рос профессионально. Играл сначала по десять минут, потом по двадцать и больше. В третьем сезоне стал твердым игроком основы. Другой правый полусредний покинул команду, и я остался на позиции один. Пришлось трудиться по полной. Два следующих года — пока пик карьеры. Много важных матчей: еврокубки, СЕХА- лига. Немало забрасывал. Почувствовал, что стал профессионалом, который может по-настоящему помочь команде. Вместе с тем появилось ощущение, что в Словакии засиделся.

— И возник вариант с переходом в БГК. Чем он вас привлек?
— Брестский клуб давно выходил со мной на связь. Обсуждали возможность перехода в стан мешковцев. А менеджеры “Татрана” интересовались на предмет продления соглашения. Честно им ответил: есть выгодное предложение от БГК. Хотелось играть в команде выше уровнем, с лучшим подбором игроков, с высокими целями. В итоге подписал в Беларуси контракт на два года и пока ни о чем не жалею.

— В паузе после расставания с “Татраном” и до приезда в Брест вы отметились в Катаре…
— Когда в словацком клубе узнали о моих намерениях перейти в Брест, начались непонятные упреки в снижении уровня игры. Возник конфликт. Но я стоял на своем: по окончании сезона перейду в БГК свободным агентом. У “Татрана” оставались лишь матчи национального первенства, которое он без проблем мог выиграть и без меня. А мне как раз пришло предложение из Катара. Был найден компромисс: я попробовал что-то новое, а “Татран” на этом немного заработал.

— Давным-давно бытовало мнение, что каждый советский гражданин должен хоть раз отдохнуть в Сочи. Так теперь каждый уважающий себя гандболист должен поиграть в Катаре?
— Я работал там три с половиной месяца. Было тяжело: непростой климат, специфическая религия. Когда приехал, на улице было плюс тридцать. Вполне терпимо. Но дальше температура поднялась до пятидесяти. Погулять не выйдешь. А гандбол там неплохого уровня. Много турниров, и к каждому команды подписывают сильных иностранцев. Высокая конкуренция. Многие соглашаются взять катарский паспорт, потому что существует квота на трех легионеров. Вот эти приезжие и бьются друг с другом.

— Вам тоже предлагали катарский паспорт?
— Много чего предлагали. Но быстро понял, что эта страна не для меня, и отказался.

— Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание Советский Союз?
— Воспоминания из далекого детства. Фотографии тех времен: улицы, магазины. Еще первые игрушки. Карта Европы, половину которой занимал СССР. И русский язык.

— Уже довелось прочитать, что русский язык вы выучили во дворе…
— Это правда. У меня в детстве было много русскоговорящих друзей. И вообще в Латвии есть и радиопрограммы, и телевидение, и газеты на русском языке.

— Вернемся к гандболу. Вас приглашали в БГК Желько Бабича, а пришли вы в дружину Сергея Бебешко. У этих тренеров разные игровые философии. Не было опасений в связи с такими переменами?
— Напротив, не мог дождаться работы с этим наставником. Каждый тренер дает игроку что-то новое. И первые впечатления от учебы у Сергея Бебешко исключительно позитивные.

— Летняя изнурительная работа вам тоже понравилась?
— Среди ребят было много разговоров, что очень тяжело. Легко действительно не было. Но у Бебешко разработана система. И если ты проникся идеями тренера, то нагрузки переносятся намного легче. Это ведь не тот случай, когда гоняют, чтобы ты просто устал. Я понял, для чего мы работаем именно так, и потому не роптал.

— Насколько отличаются ваши игровые функции в “Татране” и в БГК?
— В Словакии больше оборонялся на позиции второго номера. А здесь чаще защищаюсь в центре, хотя и правее порой смещаюсь. В атаке, как уже говорил, времени провожу меньше, но выкладываться надо больше.

— А как вам работается в коллективе, где половина игроков — белорусы, а другая половина — балканцы?
— У меня с балканцами замечательные отношения. Понимаю их язык, никаких проблем в коммуникации. А с белорусами все вообще отлично. Очень доволен коллективом. Все помогают друг другу, всегда есть темы для общения и шуток.

— Что скажете о Бресте, о Беларуси?
— Очень нравятся и город, и страна. Повидать пока довелось не много. Но кругом порядок, и это радует глаз.

— Августовская пиар-экскурсия новичков БГК по городу на самом деле понравилась?
— Конечно! Брестская крепость настолько поразила, что потом сходил туда еще дважды. Хотелось закрепить впечатления.

— Какие-то еще интересные брестские места, кроме крепости и пешеходной улицы Советской, открыли?
— Пока нет. Было много игр, тренировок. Надеюсь, открытия еще впереди.

— Тогда следующий вопрос превращается в формальность. Любимое место в Бресте — дворец “Виктория”?
— Точно!

— Но ведь бывает время, свободное от игр и тренировок…
— После серьезных нагрузок отдыхаю дома: телевизор, интернет, книги. Выхожу погулять. Могу что-то купить в магазине, заняться кулинарией.

— Фирменное блюдо Дайниса Криштопанса?
— Сейчас здесь в гостях моя подруга. Поэтому часть домашних хлопот перешла к ней. А фирменное блюдо? Пожалуй, курица с макаронами.

— С таким ростом вы просто обречены на внимание окружающих…
— Спокойно к этому отношусь, привык. Порой люди просто спрашивают рост. Иногда узнают во мне гандболиста, просят сфотографироваться. Меня это не напрягает.

— Не за горами первая в календаре сезона международная пауза для работы национальных команд…
— Я тоже поеду в сборную Латвии. Предстоят матчи квалификации к чемпионату мира. Разговаривал с главным тренером Валдисом Лобановскисом. На меня рассчитывают.

— Заодно сможете родных навестить…
— Сборная базируется и играет далеко от моих родных мест. Прежде всего гандбол — честь страны. У нас в сборную приезжают только по желанию. Есть выбор. Если не хочешь, никто не будет предъявлять претензий, угрожать дисквалификацией.

— Футбольная сборная Латвии в 2004 году сотворила сенсацию и пробилась на чемпионат Европы. Гандболистам подобное по силам?
— Сейчас у нас смена поколений. Уже были отборочные циклы, когда не хватало малости для сотворения чуда. Наверное, просто не верили в себя. Отборочная группа для выхода в плей- офф вполне проходимая: Греция, Украина, Кипр. Для начала надо пробиться в нокаут-раунд, а там всякое возможно.

— И все же ваши основные карьерные надежды связаны с БГК?
— Да, с Лигой чемпионов. Надо выйти из группы. Это даже не обсуждается. А дальше будет видно. Постараемся побороться и показать себя в противостоянии с любым соперником.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?