Валерий Стрипейкис. Приехал Длусский, дал концерт...

21:28, 28 октября 2015
svg image
1562
svg image
0
image
Хави идет в печали

Стрипейкис первым перешагнул рубеж в 200 голов на высшем уровне, но Василюк в итоге перещеголял старшего товарища. Роман до сих пор тянет на себе брестское “Динамо”, а Валерий Римантасович уже третий год как тренирует — в почти родном для себя “Нафтане”. В Новополоцке уроженец Пинска делал первые шаги в большом футболе и с Новополоцком же связано одно из самых ярких карьерных достижений, случившееся уже в 34 года…

Жеребьевка и стабильность

— Конечно, “Нафтан” для меня больше, чем клуб. Там я начинал. Туда возвращался в 2004-м и туда же меня звали в 2007-м после двух сезонов в “Гомеле”. Но тогда отказался — сделал выбор в пользу “Шахтера”. Однако в Солигорске не сложились отношения с Вергейчиком. В “Гомеле” все время выходил в основном составе и рассчитывал на подобное доверие в новом клубе. Однако там очень скоро дали понять, что игрового времени много не получу. Был ли я слабее Никифоренко? Скажем так, тренер просто больше ему доверял. Мне же доставалась участь лавочника. Чувствовал себя непривычно, ведь в подобной ситуации оказался впервые. Это, наверное, немного надломило. В таком возрасте надо играть. Если не играешь, становится тяжело психологически. Поэтому после неудачного сезона в “Шахтере” решил покинуть Солигорск и все-таки податься в “Нафтан”, руководство которого по-прежнему ждало. Там у меня со всеми сложились хорошие отношения. Очередное возвращение рассматривал как возможность реабилитироваться и еще побегать. Заканчивать точно не собирался. Хватало сил, здоровья. И очень хотелось с этой командой что-то выиграть. Столько лет провел в Новополоцке, а каких-либо достижений — медалей или трофеев — не было. Поэтому, когда в 2009-м “Нафтан” пробился в финал Кубка Беларуси, матч стал чуть ли не главным в карьере. Тем более противником оказался “Шахтер”, которому хотелось многое доказать…
Путь к финалу получился очень трудным. На решающих стадиях попадались соперники, которые по всем параметрам превосходили “Нафтан”. В четвертьфинале мы победили “Гомель” только благодаря голу на чужом поле. После этого я поучаствовал в жеребьевке полуфиналов. Как раз находился в Минске, руководство клуба позвонило и попросило: “Сходи”. Кроме Новополоцка, в розыгрыше оставались БАТЭ, “Шахтер” и “Неман”. Мне сказали: “Смотри, только БАТЭ не вытащи!” А тащить и не пришлось: до меня другие уже свели в одну пару “Шахтер” и “Неман”. Ну ничего — настроились, поставили перед собой задачу побороться с чемпионом. Дома победили 1:0, в гостях — 2:0. Помогло то, что в первой встрече 75 минут играли в большинстве после удаления Веремко, а в самом конце Рудик реализовал пенальти. В Борисове удалось забить и мне — тот гол поставил точку в противостоянии.
Тем не менее к решающему матчу подошли в не очень хорошем настроении. Случился небольшой спад в чемпионате. Потерпели три поражения подряд, последнее из которых — в Гродно за четыре дня до финала Кубка. Оттуда, не заезжая в Новополоцк, отправились готовиться в Раубичи. Обстановка сложилась напряженная. Откатились в таблице, игра дала сбой… Победа нужна была как воздух. Выходили сражаться и за себя, и за Игоря Николаевича Ковалевича, потому что вокруг тренера уже тоже шумиха поднималась. Хотя мы находились на седьмом месте. До этой серии поражений даже шли в тройке. При том что больших задач перед командой не стояло. Никто не требовал попасть в “призы” или завоевать Кубок. Хотели, чтобы “Нафтан” просто крепко держался в середине. С финансированием тогда еще дела обстояли нормально. Правильно, больших денег никто не имел, но то, что обещалось, стабильно выплачивалось. Многие и приезжали в Новополоцк за этой стабильностью. Потом уже ситуация изменилась. Но что бы ни было, “Нафтан” во все времена славился своим коллективом, прекрасными отношениями между игроками, тренерами и руководством. Никогда не возникало конфликтов, все проблемы решались сообща.

Длусский и гитара

В Новополоцке чувствовался нешуточный ажиотаж накануне финала. Люди переживали, тоже хотели, чтобы команда из их родного города хоть что-то выиграла. При этом руководство не накачивало — все и так понимали, какой шанс выпал. На горизонте маячила Лига Европы. Для многих футболистов это был первый в карьере финал, для меня же — четвертый. Прежде дважды играл в решающих матчах со “Славией” (1999-й и 2000-й. — “ПБ”.) и однажды — с тем же “Шахтером” (2008-й. — “ПБ”.). Знал, как готовиться и чего ожидать — опыт помогал. При этом финалов много не бывает — в каждом таком матче отдаешь игре все, что у тебя есть. Только так можно добиться успеха. Тем более из трех предыдущих попыток победить удалось лишь раз — в 2000-м. То был первый серьезный успех в карьере. Хотелось повторить. К тому же еще помнилась неудача годичной давности с Солигорском, когда уступили МТЗ-РИПО. Тогда вышел на замену за 15 минут до конца. За восемь — сравнял счет. Но минчане тут же развели, и Страханович во второй раз вывел их вперед. На этом все закончилось. Очень обидное поражение…
Неудачи “Нафтана” в чемпионате старались с ребятами забыть. Перед глазами стоял кубок — на нем все мысли и фокусировались. В чемпионате много матчей — всегда есть возможность поправить положение. А здесь только одна игра. Пан или пропал. Разгрузить голову помог музыкант Анатолий Длусский. За день до финала по инициативе Ковалевича приехал с гитарой в Раубичи, дал концерт часа на полтора, зарядил своей энергетикой. Он человек эмоциональный, импульсивный. Отвлек на некоторое время от футбола.
Перед матчами Ковалевич всегда общался с футболистами, подсказывал, рассказывал о сильных и слабых сторонах соперника. На установке же говорил немного, зато все по делу. Кстати, Игорь Николаевич не лукавил на пресс- конференции после победы, когда признался, что я сам попросился выйти в “старте”. Прекрасно помню ту ситуацию и могу досконально повторить свои слова: “Николаевич, хотите выиграть — ставьте меня в состав”. Он эту просьбу выполнил — я его не подвел. Чувствовал, что все сложится хорошо и удастся забить. Как уже сказал, хотелось многое доказать “Шахтеру”. Затаил злость на солигорскую команду. Много анализировал ситуацию и по сей день считаю, что спокойно мог играть в основе горняков. К сожалению, у тренера было свое мнение на сей счет. Предъявить что-то я мог только на футбольном поле, а когда выпускают на замену на десять минут — предъявить сложно.

Гол и Василюк

Вышли на игру уверенными в собственных силах. На соперника внимания не обращали, решали свои вопросы. Хотя, конечно, знали, что у “Шахтера” тоже незавидное положение. Незадолго до финала руководство горняков наказало Вергейчику уйти в отпуск. Он руководил командой с трибуны, по телефону давал указания исполняющему обязанности главного тренера Боговику и даже футболистам. У нас тогда главной дилеммой стоял вратарский вопрос. Практически во всех поединках сезона играл Антон Ковалевский, но накануне в Гродно “Нафтану” залетели два таких мяча… Второй вовсе метров с сорока со штрафного. Игорю Николаевичу ничего не оставалось, кроме как поставить Колю Романюка, потому что эмоциональный фон Ковалевского был серьезно подорван. Романюк справился хорошо. Вообще все сработали здорово. Чувствовали поддержку болельщиков. Было заказано много автобусов, до Минска добрались тысячи людей из Новополоцка. Когда тебя так гонят вперед — за спиной вырастают крылья. Не имеешь права играть плохо.
Хотя матч, конечно, складывался непросто. Установка была — борьба на каждом участке поля. Ковалевич просил не позволять сопернику спокойно принимать мяч и не давать думать. Сразу требовалось накрывать. Физически мы чувствовали себя отлично, хватало сил бегать и прессинговать. Может, зрителям финал поначалу казался не слишком зрелищным, но когда удалось забить — стало веселее. Гол помню хорошо. Максим Разумов, не доходя до центральной линии, закинул мяч за спины защитникам. Я грудью пробросил, убежал от Ромы Киренкина и первым касанием пробил в дальний угол. Что интересно, почти такой же гол провел годом ранее в финале за “Шахтер”. Такая же передача, такой же забег… Только тогда, если не ошибаюсь, выцелил в ближний.
Киренкин остановился, потому что начал апеллировать к лайнсмену. Однако там чистый гол — офсайда и в помине не было. Писали еще, мол, я рукой себе подыграл — тоже глупости. Писать можно что угодно, но главная надпись высветилась на табло “Стрипейкис — 42-я минута”. А Вергейчик всегда искал какие-то отмазки — не любил проигрывать. Впрочем, кто это любит?..
Помню, как побежал к болельщикам. Радость была огромная — словами не передать. Частенько праздновал голы на фанатском секторе. Кто-то менее эмоционален, но я такой. Сколько бы ни забивал, а за карьеру это случалось более двухсот раз, никогда ощущение эйфории не притуплялось. И думаю, так у всех, кто играет долго. Живой пример — Роман Василюк. Не в обиду будет сказано другим футболистам Бреста, но человек в одиночку тащит команду. Может, когда-то ребята станут великими, однако сейчас Василюк — это 99,9 процента “Динамо”.
Рома — однозначно мой лучший партнер по нападению из всех. Было ли у нас с ним бомбардирское соперничество? Да ну!.. Во времена совместного выступления была только договоренность: если сбивают в штрафной меня — пенальти исполняет он, если сбивают его — исполняю я. И потом, когда выступали порознь, пристально за статистикой друг друга не следили. Хотя, конечно, знаю, что у Василюка уже на три десятка больше голов. Можно только порадоваться за Рому. Какие из моих 219 мячей самые памятные? Юбилейные: 50-й — в Минске в ворота “Торпедо”, 100-й — в Бобруйске в ворота “Немана”, 150-й — в Гомеле в ворота “Шахтера”…
Кстати, парадокс: в сезоне-2009 я забил всего однажды — в этом самом кубковом финале. А в чемпионате как отрезало. Все- таки год в Солигорске выбил из колеи. Пропала уверенность в собственных силах, не чувствовал стабильности. Переживал…

Контекст и “Гент”

Мы не должны были доводить дело до дополнительного времени. Такие моменты не реализовывали — просто ужас! После моего гола “Шахтер” побежал всеми силами отыгрываться, и у него в защите возникали громадные свободные зоны. Наши футболисты выбегали “три в два”, “два в одного”… Имели очень много возможностей забить! Но как обычно случается: не используешь свои шансы — получаешь какую-то ерунду. Хотя не сказать, что ерунду — все-таки Ковальчук забил хороший мяч. Однако мы не раскисли — это главное. Собрались с мыслями, вышли на дополнительное время и добились-таки своего. На 95-й минуте Рудик подал угловой, и Верховцов головой поразил цель. Такие моменты не забываются. Ковалевич даже побежал к игрокам в кучу малу. А ведь Игорь Николаевич еще до гола Ковальчука снял всех нападающих. Нацеливался на удержание счета — думал, что одного мяча хватит для победы. Благо за нападающих хорошо сыграл Верховцов. Вообще классные исполнители подобрались тогда у “Нафтана”. Миша Гордейчук и Филипп Рудик чуть позже перешли в БАТЭ, Дима Верховцов — в “Крылья Советов”…
За событиями последних минут и за дополнительным временем я наблюдал уже со стороны. По истечении получаса попросил замену — наелся. Но это не из-за возраста — в таких матчах он не чувствуется. Впрочем, и сейчас не чувствуется — до сих пор три раза в неделю играю в футбол. Просто жара стояла, бегать приходилось много. Досматривали финал с Володенковым у входа в тоннель на “Динамо”. Очень переживали. “Шахтер” и в штангу попадал, и в перекладину. Но таков футбол. Кому-то везет больше, кому-то — меньше. Для “Нафтана” в тот вечер все сложилось удачно. После финального свистка испытали настоящее счастье. Все-таки удалось привезти в Новополоцк трофей. Чувствовали сопричастность к большому достижению. Как сказал после матча Ковалевич: “Наверное, эта победа немножко не вписывалась в контекст белорусского футбола”. Хотя второй Кубок Новополоцка, в 2012-м, тоже не вписывался. Как там журналисты писали? “Толку от финала “Минск” — “Нафтан”, как от козла молока”. На подобное отношение главное не обращать внимания. Эти победы ковались за счет коллектива. А он был прекрасным. И, конечно, многое держалось на Ковалевиче.
После финала не получилось собраться всей командой: следом шла пауза в чемпионате — кто-то остался в Минске, многие разъехались. Уже потом, в Новополоцке, сели за столом. Чествование нам организовали, презенты подарили, премиальные хорошие вручили. В общем, красиво все сделали. Мы в чемпионате на волне эйфории три подряд победы оформили. Потом еще пошумели в Лиге Европы, где сразу достался “Гент”. В первом матче в Витебске победили 2:1, я отдал голевую передачу Дегтереву. В гостях, увы, уступили — 0:1. Бельгийцы прошли за счет гола на чужом поле. Обиднее всего, что этот гол получился непонятным и несправедливым. На 90-й минуте судья поставил штрафной. Соперник ничего из “стандарта” не выжал, но арбитр почему-то свистнул и сказал перебить. Что он там увидел — неизвестно. Со второй попытки “Гент” добился своего. А закончили бы тогда 2:0 — наверняка в гостях удержали бы перевес и вышли на “Рому”…

ТАБЛО
КУБОК БЕЛАРУСИ-2008/09
ФИНАЛ
НАФТАН — ШАХТЕР — 2:1
МИНСК. 31 мая. Стадион “Динамо”. 9000 зрителей.
СУДЬИ: А.Жуков, Д.Семенов (оба — Минск), В.Малютин (Могилев).
НАФТАН: Романюк — Горбачев, Верховцов, Белоусов (к), М.Карпович — Разумов, Трухов, Рудик, Володенков (Дегтерев, 29) — СТРИПЕЙКИС (Зуев, 62), Комаровский (Яцкевич, 85).
ШАХТЕР: Ан.Павлов — Пономаренко (Никифоренко, 62), Киренкин (Греньков, 46), Пласконный, С.В.Ковальчук — Баланович, Леончик (к), Рожков, Жуковский — Д.Платонов (Мартинович, 79), Зюлев.
ГОЛЫ: 1:0 — СТРИПЕЙКИС (42, пас — Разумов). 1:1 — С.В.Ковальчук (88, пас — Жуковский). 2:1 — Верховцов (95-г, пас — Рудик).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Рудик (24, за грубую игру), Зюлев (89), С.В.Ковальчук (100) (оба — за неспортивное поведение), Яцкевич (117), Жуковский (119) (оба — за грубую игру).

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?