Наша молодежь за рубежом. Белорусы везде: от “Краснодара” и ЦСКА до “Герты” и “Меца”

21:50, 12 ноября 2015
svg image
4845
svg image
0
image
Хави идет в печали

Корреспондент “ПБ” исследовал вопрос и отобрал полтора десятка молодых футболистов, которые учатся игре за границей и так или иначе связаны с Беларусью. Кто-то начинал заниматься футболом у нас, а потом отправился в зарубежные академии, кто-то уехал из страны еще в раннем детстве. Кого-то вы уже знаете, о ком-то услышите впервые. Как бы то ни было, этих парней следует запомнить и впредь не упускать из виду.

Кирилл ЕРМАКОВИЧ (16 лет, “Краснодар”-юн, Россия)
Сыну главного тренера борисовского БАТЭ в январе исполнится только 17, а у него за плечами уже интересное начало карьеры, полное переходов. Сначала Кирилл занимался в минском “Динамо” — и выигрывал с ним чемпионат Беларуси по своему 1999 году. Затем перебрался в БАТЭ, где, правда, пробыл недолго. Потому что вскоре возник вариант со знаменитой академией “Краснодара” — пожалуй, лучшей футбольной альма-матер на просторах Восточной Европы. Условия для подготовки там созданы поистине сказочные. По амплуа Кирилл нападающий. Левша, обладает хорошей скоростью, любит и умеет взять игру на себя. Успел перенести несколько непростых травм. Внешне — сын своего отца. Ввиду отсутствия российского паспорта в юношеском чемпионате наших восточных соседей Кирилл выступать не имеет права. Игровую практику получает в спаррингах и нечастых турнирах — например, памяти Сергея Вахрушева. Сейчас Ермаковичу-младшему готовят российские документы, которые позволят играть в юношеском первенстве.

Кирилл КАПЛЕНКО (16 лет, “Краснодар”-юн, Россия)
У двух друзей-тезок — Ермаковича и Капленко — судьбы пока складываются одинаково. В профайле у Капленко также стоят минское “Динамо”, БАТЭ и “Краснодар”. В академии Сергея Галицкого парни повышают футбольную грамотность уже ровно год. Соответственно, как и у Ермаковича, на повестке у Капленко сейчас подготовка российского паспорта. Впрочем, есть между ними и различия. По позиции Капленко — центральный полузащитник. Отличается габаритами: в свои 16 вымахал уже на 186 сантиметров. Кстати, футбольные гены есть и у второго нашего краснодарца. Кирилл — родной брат полузащитника “Березы-2010” и кандидата в молодежную сборную Беларуси Никиты Капленко.

Роман КРИВУЛЬКИН (19 лет, ЦСКА-мол, Россия)
Немногие знают, что Виктор Гончаренко не единственный представитель московского ЦСКА с белорусским подтекстом. И речь не только о Сергее Игнашевиче, который, будучи школьником, каждое лето проводил у бабушки с дедушкой в белорусской деревне Хоростово. В молодежной команде армейцев практикует Роман Кривулькин. Родился второй Игнашевич в деревне Лисуны, что под Толочином. В шесть лет вместе с мамой и сестрой уехал на ПМЖ в Санкт-Петербург и уже там начал заниматься футболом. В 2014-м в составе сборной Санкт-Петербурга Роман получил приз лучшему защитнику “Кубка Содружества”. Воспитанник СДЮСШОР “Зенит”, летом Кривулькин перебрался в ЦСКА, что вызвало среди российских болельщиков некоторый резонанс. Парня уже привлекают к тренировкам основы, а когда в октябре Леонид Слуцкий отъезжал в сборную России и на армейском хозяйстве оставался Гончаренко, Роман даже сыграл в товарищеском матче против “Мордовии”. Рабочая нога — левая. В “молодежке” ЦСКА отвечает за соответствующую бровку обороны. Невысокий — 170 сантиметров — и легкий — 66 килограммов.

Мирослав ХЛЕБОСОЛОВ (16 лет, “Леванте”-юн, Испания)
Пожалуй, самый раскрученный, громкий случай переезда белоруса в зарубежную футбольную академию. Медиа богато осветили, как сын легенды высшей лиги Андрея Хлебосолова и брат игрока “Витебска” Дмитрия Хлебосолова попал в академию испанского “Леванте” из провинциальных “Барановичей”. Мирослав прошел просмотр в клубе из Валенсии и услышал не уклончивое “Мы вам перезвоним”, а твердое “Вы зачислены!” Техничный нападающий считается одним из сильнейших белорусских футболистов своего 1999 года. Весной был признан лучшим игроком турнира развития УЕФА, правда, осенью не помог сборной U-17 преодолеть 1-й раунд отбора на юношеский чемпионат Европы. Сейчас Хлебосолов-младший ждет выдачи учебной визы. Чувство игры поддерживает в товарищеских матчах и совершенствует свой испанский, который уже и так освоен на неплохом уровне.

Евгений СОЛОНОВИЧ (19 лет, “Торхаут”, Бельгия, Д3)
История Евгения всплыла в нашей прессе пару лет назад. Прознавшие о существовании Солоновича журналисты стали устраивать с ним лайв-сеансы видеосвязи, делать интервью, общаться с его агентом. Выяснилось, что Евгений — уроженец Слонима, однако уже в четыре года вместе с семьей уехал жить в Бельгию. Там он постигал игру в академиях “Брюгге”, “Гента”, “Кортрейка” и даже заинтересовал одну из андеровских бельгийских сборных. Однако в итоге Солонович оказался в андеровской сборной Беларуси и сыграл в ней пару матчей. Потом, впрочем, вызовы прекратились, и наш молодой соотечественник пропал с радаров. Пеленгуем его вновь. После “Кортрейка” Евгений поехал в “Руселаре” в бельгийский Д2. Причем к конкретному тренеру — украинцу Сергею Серебренникову, известному в прошлом игроку киевского “Динамо”. Но, как это часто бывает, коуча вскоре уволили — и его протеже задерживаться в клубе смысла тоже не осталось. Пришлось спускаться в бельгийский Д3 в “Торхаут”. Недавно Солонович перенес травму, поэтому вынужден пробиваться во взрослую команду через молодежную. Добавим, что Евгений ярко выраженный универсал. В Бельгии он одно время исполнял нападающего, в юношескую сборную Беларуси приезжал правым защитником, а сейчас играет в опорной зоне.

Николай ПРУДНИКОВ (17 лет, академия Чертаново)
Родился (в том числе и как футболист) Николай в Шклове. Именно там ему заложили азы игры. Однако вскоре парня с футбольной фамилией подняли по вертикали в могилевский “Днепр”. Все было у него там хорошо: колотил голы на юношеском уровне, был на подходе к главной команде “Днепра” и даже сыграл два товарищеских матча с киприотами за нашу сборную U-17. Но в начале 2013-го эти белорусские перспективы Прудников променял на перспективы российские. Он подался в академию Чертаново. Футбольная школа функционирует уже три десятилетия и за это время воспитала Василия Кулькова, Игоря Колыванова, Игоря Чугайнова, Динияра Билялетдинова. А один из тренеров прудниковского 1998 года, к слову, — памятный по выступлениям за “Локомотив” и ЦСКА Андрей Соломатин. Белорус с ходу вошел в число лучших бомбардиров юношеского первенства России (зона “Москва”). И вот он уже едет на чемпионат мира (U-17) в Чили в составе сборной нашего восточного соседа… Там россияне выбрались из группы, однако слились уже в первом раунде плей-офф в матче с Эквадором (1:4). Прудников дважды выходил в “старте”, дважды со скамейки, но ничего не забил. Профильная позиция — нападающий, однако в сборной его использовали и как крайнего полузащитника.

Ян ЮРЬЕВ (19 лет, “Эркулес-B”, Испания)
Футбольной судьбой уроженец Барани, что под Оршей, напоминает Прудникова. Он также успел засветиться и в юношеской сборной Беларуси, и в юношеской сборной России — пусть и лишь в спаррингах. Путь к нашей команде U-16 лежал через СДЮСШОР “Динамо” и БАТЭ. В составе борисовчан Ян выиграл чемпионат страны по своему году. Однако уже в 16 Ян перебрался в СДЮСШОР “Зенит” — и с этого началась его дорога к сборной России U-17. Юрьеву оперативно сделали российский паспорт и дали сыграть в трех спаррингах. Но после этого прогресс замедлился. Сейчас Яна не зовут ни белорусы, ни россияне. Желая перезапустить юную карьеру, в сентябре Юрьев подписался с “Эркулесом-B” из пятого испанского дивизиона. Однако в официальных матчах парень все никак не может дебютировать за новый клуб. Сейчас он в Питере, где оформляет рабочую визу.

Жан ЩЕРБАКОВСКИЙ (14 лет, “Герта”-юн, Германия)
Беларусь он, конечно, не помнит. Из Могилева в Берлин транзитом через Израиль семья Щербаковских перебралась, когда маленькому Жану было всего 11 месяцев. Но это вовсе не значит, что от Беларуси он бесконечно далек. Парень свободно говорит по-русски, пишет на кириллице. На официальном сайте берлинской “Герты” напротив его фамилии стоит белорусский флаг. А отец Жана — Геннадий Щербаковский — признается, что ему было бы приятно, если бы сын заиграл за родную сборную. Рано говорить о сборных в привязке к 14-летнему тинейджеру? Как знать. “Герта” уже подготовила документ в местные органы власти для предоставления ему немецкого гражданства. Активизировался и Израиль — даже звал к себе в сборную U-16. В Германии Щербаковские до сих пор живут по израильским трэвел-документам. В какой-то степени Жан акселерат: опережает сверстников в развитии. Одно время он тренировался с парнями на год старше и выступал сразу за две юношеские берлинские команды, что для Германии большая редкость. Парень входит в сборную Берлина в своем возрасте. И все это при совсем скромной, еще детской комплекции. Над землей Жан возвышается всего на 159 сантиметров и давит на нее лишь 46 килограммами. Из-за щуплости белорус вынужден выходить на поле в своей “Герте” преимущественно во втором тайме. Жан способен сыграть в центре нападения, а также прикрыть оба фланга атаки. Этому способствует ценная в футболе двуногость. Однажды Щербаковский повредил рабочую правую и, чтобы не терять времени зря, стал пинать мяч левой. Когда травма была залечена, Жан обнаружил в себе умение одинаково играть обеими ногами. Кстати, Жан — это вовсе не немецкая аранжировка исконно белорусского Ян. Жаном его назвали при рождении, а как раз в Германии пытаются сделать Яном. Забавно, что на том же официальном сайте “Герты” к Жану пристегнуто и второе имя — Рафаэль. Жан-Рафаэль — почему-то в команде парня иногда зовут и так. Как раз сейчас у нас создается сборная U-15, тренировать которую поручено Кириллу Альшевскому…

Глеб РОВДО (13 лет, “Мец”-юн, Франция)
Сергей Кривец может отвлечься от непростого периода в карьере и взять под крыло двух юных белорусов, поступивших летом в академию “Меца”. Ровдо — первый продукт футбольной школы Николая Мурашко, которая открылась весной этого года. Впрочем, говорить так можно лишь с немалой долей условности. Ведь в ФШМ-Минск он отзанимался всего несколько месяцев, а до этого закладывал базис в минском “Динамо”.

Никита ЕРЕМИНОК (13 лет, “Мец”-юн, Франция)
Точно такая же ситуация и с Ереминком. Никита проследовал по аналогичному маршруту минское “Динамо” — ФШМ-Минск — “Мец”. Кстати, особенность нахождения этих парней в академии состоит в том, что они сами — точнее, родители — должны платить за обучение. Глебу с Никитой предоставили учебную визу, а со временем планируют сделать вид на жительство.

Никита БОНДАРЕВИЧ (18 лет, “Европа-B”-юн, чемпионат Каталонии, Д3)
Обнаружен еще один молодой белорус и в Испании. Долгое время в жизни и карьере Никиты не было ничего особенного. Рос, учился, занимался в футбольной школе “Минска”, как и еще десятки таких, как он. Интересный сюжетный поворот случился лет пять назад. Бондаревич съездил на летние курсы в каталонскую академию Марсета. Со знаменитой Ла Масией она не имеет ничего общего, но тем не менее.
Появилась возможность остаться на более долгий срок — тренироваться и учиться параллельно. Так и совмещал приятное с полезным два года, пока не порвал “кресты”. Восстановление заняло целый сезон, и ставили Никиту на ноги физиотерапевты первой команды “Эспаньола”. Залечившись, парень двинул на просмотр в “Европу”, выступающую в четвертом дивизионе чемпионата Испании, и пригодился во второй юниорской команде. “Европа-B” -юн — это третий дивизион чемпионата Каталонии среди ребят 1997-1999 годов рождения.

Евгений ЧЕБОТАРЕНКО (17 лет, “Тосно”-мол, Россия, Д2)
Было бы странно, если бы в нашем списке не нашлось игрока из Бреста — известного клондайка молодых талантов. Именно оттуда родом Чеботаренко и именно там он учился обращаться с мячом, пока в 11 лет не переехал с мамой в Россию. Там Евгений был зачислен в питерскую академию Коломяги, где оттрубил пять лет. А потом пошел выше — во вторую команду “Тосно”, которая выступает в четвертом дивизионе России в зоне “Северо-Запад”. Выступает под присмотром главного тренера Сергея Герасимца. Чеботаренко — центральный полузащитник. Во избежание житейских и футбольных проблем принял российское гражданство. Знающие люди говорят, что по таланту Евгений сопоставим с ровесником и земляком Павлом Седько, которым намедни заинтересовался БАТЭ.

Роман ТЕТЕРДЫНКО (18 лет, “Тосно”-мол, Россия, Д2)
Слишком большая концентрация белорусских футболистов “Тосно” на квадратный сантиметр текста, и это мы еще не упомянули про Дениса Лаптева из основной команды… Впрочем, к “молодежке” питерского клуба Чеботаренко и Тетердынко продвигались разными путями. Появился на свет Роман в Слониме. С перерывом на отлучку в Россию до 4-го класса жил в Беларуси, где и начал изучать футбольную азбуку. Потом семья переехала в Питер, и Тетердынко записался в одну из местных молодежных команд. Там и поигрывал, пока не настала пора создания фарм- клуба “Тосно”. Роман успешно прошел все кастинги и теперь один из кандидатов на место центрального защитника. Немалую часть сезона пропустил, ожидая новостей из БФФ: россияне направили туда запрос, зарегистрирован ли Роман в нашей игроцкой базе данных. Оказалось — нет, и теперь парень окончательно оформился как российский игрок.
Точно такие же запросы приходили в нашу федерацию и касательно других игроков — из Литвы, Польши, Италии, Германии… И точно такие же ответы — не числятся — были отправлены за рубеж. В обширном списке есть и несколько интересных для нас парней, имеющих белорусские корни и учащихся в Австрии. Это Руслан ШНАЙДЕР (13 лет, “Маккаби”-юн), Евгений СМОЛЬСКИЙ (14 лет, СУСА-юн), Кирилл МИШОТА (12 лет, “Мархтренк”-юн).
Тему молодых белорусов за рубежом непременно нужно рассмотреть и с юридической стороны. Ведь, согласно регламенту ФИФА, до 18 лет игрок не имеет права совершать международные переходы. Есть, правда, три исключения:

1) Родители игрока переезжают в страну, где находится новый клуб, по причинам, не связанным с футболом.
2) Переход осуществляется на территории Европейского союза или Европейской экономической зоны, а возраст игрока составляет от 16 до 18 лет.
3) Игрок проживает не далее 50 км от границы страны, и клуб соседней ассоциации, в котором хочет зарегистрироваться футболист, также находится в пределах 50 км от этой границы. В таких случаях игрок должен по- прежнему жить дома.

Второй пункт нас по понятным причинам не касается. Третий в общем тоже не наш случай. Из крепких заграничных клубов удовлетворяют условиям разве что польская “Ягеллония” и литов- ский “Жальгирис”. Выходит, белорусы перебираются в заграничные академии только вслед за родителями. При этом уточнение “по причинам, не связанным с футболом”, как вы понимаете, дает широкое пространство для маневра. Именно за такого рода нарушения испанская “Барселона” схлопотала свой болезненный запрет на трансферы.
Но это — члены академий. А как быть с игроками, имеющими белорусские корни, но давно уехавшими из страны? И на этот вопрос в документах ФИФА есть ответ. Футболист, не заигранный на международном официальном уровне за сборную, имеет право выступать за новую сборную в одном из следующих случаев.

1) Он родился на территории страны соответствующей ассоциации.
2) Его биологические мать или отец родились на территории страны соответствующей ассоциации.
3) Его бабушка или дедушка родились на территории страны соответствующей ассоциации.
4) Он постоянно проживал на территории страны соответствующей ассоциации по меньшей мере в течение пяти лет после достижения 18-летнего возраста.

То есть все те, о ком велась речь в тексте, доступны для выступлений за белорусскую сборную в будущем. Вопросы остаются только по Прудникову, заигранному за юношескую сборную России в официальных матчах. Его история еще незаконченная, развивающаяся.
Не закончена и наша история о молодых парнях, которые вросли в зарубежные клубы белорусскими корнями. Их явно больше, чем представлено в материале: в Беларуси полно бабушек-дедушек. Интересно: сколько еще таких ребят подрастает в Европе? И отыщутся ли среди них алмазы?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?