Три Сереги. Костры и пепелища

21:47, 19 ноября 2015
svg image
854
svg image
0
image
Хави идет в печали

Тогдашний рулевой могилевского клуба выслушал восторги корреспондента в адрес приезжей команды с лукавой усмешкой. И, не меняясь в выражении лица, спокойно отрезал: “Увидишь, Серега, через два-три года этой твоей “Атаки” не станет… А наш “Днепр” будет жить…” Помню, как с трудом подавил в себе реакцию возмущения. Клубный проект моего друга Якова Шапиро процветал и набирал обороты. Неверие в него казалось верхом цинизма. Однако Cтрельцов, уже тогда ходивший в аксакалах, оказался идеальным пророком. Два года спустя горячо любимая мною “Атака” угасла в агонии, а еще годом позже “Днепр” праздновал чемпионство.
Когда воскресным вечером на наших мониторах и экранах солировали героические “Крумкачы”, отчего-то явственно представил, как Валерий Иваныч, проигравший путевку в “вышку” ватаге Дениса Шунто, по горячим следам делился бы со мной мрачным прогнозом касательно будущего победителей. Надеюсь, смысл такого зачина понятен?

Сергей Кайко. Понять немудрено. Вопрос не столько про футбол, сколько про жизнь — про “тише едешь”, про то, что тонет и не тонет, про песню Макаревича “Костер”. Не хочу с ходу вдаваться в лиризм, но Шунто ведь — тот самый “чудак, кто сделает не так”. И чей костер “взовьется до небес”. Таких немало было в нашем футболе. Александр Жуковец в Старых Дорогах, Яков Шапиро в “Атаке”. Таким когда-то начинал в Борисове Анатолий Капский. Есть и другие примеры — в большинстве своем уже канувшие, подходящие под строчку “ты все спалил за час”. Спору нет: Валерий Иванович их всех пережил, дай бог ему здоровья. Правда, его “Днепр” не сказать, чтоб “дожил до теплых дней”. Проиграв “Крумкачам”, футбольный Могилев окончательно превратился в точку на карте, которую хочется стереть резинкой. Точка нестираема — она и дальше будет чернеть, болтаться между лигами, как в проруби, тлеть на медленном огне при пустых трибунах. Ну и ладно, главное, чтобы аксакалам было хорошо.
Но мне как-то не хочется заранее приговаривать “Крумкачоў”. Они в этом сезоне произвели столько впечатлений, сколько тот же “Днепр” не произвел и за пять последних лет. Может, этого достаточно, чтобы привлечь внимание какого-нибудь щедрого капиталиста? Может, еще не все дорешено? Как считаете?

Сергей Мордасевич. Мне тоже хочется быть оптимистом. Тот же Денис Шунто в интервью тебе, Сергей Михалыч, признался, что у клуба наклевывается вариант с инвестором, имя которого пока предпочел оставить в секрете. Отчего-то кажется, что человек там действительно серьезный. В конце концов, есть много других способов обрести стабильный финансовый минимум. Не верите в их осуществимость? Ну а кто верил, что “Крумкачы” достигнут того, чего уже достигли? Это ведь тоже было нереально, вопреки обстоятельствам и наперекор давним устоям белорусского футбола. Причем не говорю, что команда Олега Дулуба и Шунто должна непременно бороться в высшей лиге за медали. Пусть она для начала обобьется там в разборках середняков или даже аутсайдеров. Более того, не вижу трагедии, если на определенном этапе “Крумкачы” снова спустятся в первую лигу. Многие клубы в просвещенной футбольной Европе живут именно так — курсируют между сказкой Д1 и суровой действительностью Д2. Главное, чтобы этот оригинальный клуб-харизма просто был в нашем футболе — в любой приемлемой форме.

С.Н. Всеми руками и фибрами души — за. Но, знаете, не верю. Не сбываются в нашем футболе эти сказки про волшебников в голубых вертолетах. Найти инвестора-оптимиста, да ко всему частника — еще не значит сделать клуб высшей лиги. Можно лишь гадать, на мецената какой щедрости охотятся учредители “Крумкачоў”. Но не думаю, что он окажется существенно платежеспособнее тех кормильцев, какие были у канувших в Лету “Атаки”, “Савита”, “Дариды”, минского “Локомотива”, МТЗ-“Партизана”… Напротив, все те проекты представлялись куда более основательными, чем нынешние выдвиженцы “Крумкачы” да и “Ислочь” в части рисовавшихся перспектив. Ничего не сбылось, не прижилось на удобренном господдержкой белорусском суглинке…
Боюсь, что главной пользой, которую принесет нашему футболу теперешнее пополнение высшей лиги, окажется в итоге яркая иллюстрация рекомендации: хочешь развенчать идею — доведи ее реализацию до абсурда. Это о доминирующей в футбольном социуме убежденности, будто Беларусь должна иметь сильнейший дивизион непременно из шестнадцати клубов.

С.К. Ну, во-первых, во времена “Савита” и “Дариды” стандарты были другие. Тучные. Меньше четырех тысяч долларов зарплата — и футболисты начинали крутить носом. Сейчас все опростилось, подешевело — и, по общему мнению наблюдателей, это даже в плюс. Правда, кажется, маятник уже пошел к другой точке — клубы сидят в долгах. Ну, так тем легче будет прижиться “крумкачам-ислочам” в такой окружающей среде. А расширение высшей лиги до 16 команд я никогда не приветствовал. По известным причинам. Будем говорить о схемах проведения?

С.М. А что здесь говорить? Думаю, всем и так очевидно, что в нынешних экономических условиях 16 команд в высшей лиге — это жизнь не по средствам. В обычных обстоятельствах большой разницы между схемой с делением на шестерки и традиционным чемпионатом, как по мне, нет. Но конкретно сейчас белорусский футбол просто не в состоянии обеспечить всем необходимым, да что там — банально прокормить, 16 клубов. Хотя при этом пополнение высшей лиги меня радует. И “Крумкачы”, и “Ислочь”, и “Городея” сплошь симпатичные проекты. Такой вот небольшой парадокс.

С.Н. А я вот думаю, что нам говорить о схемах проведения чемпионата в тональности отстаивания той или иной из них уже не актуально. Сказали, все что хотели. Одно время нас слушали относительно внимательно. Затем перестали. Громче зазвучали голоса других. Сейчас отношусь к тем запальчивым диспутам уже с легкой иронией. То, что трудно доказать словами, куда скорее понимается благодаря реалиям жизни. Ведь, если припомнить, курс на сокращение лиги и Григорий Федоров, и уж тем более Геннадий Невыглас брали в свое время под влиянием отнюдь не собственных убеждений — а исключительно экономики. Уверен, что она в итоге разрешит на свой лад и наши нынешние футбольные коллизии. Тем более когда при власти в футболе такой дока экономического анализа, как Сергей Румас. Я уже вообще не вижу смысла ратовать за какой-то из вариантов сокращения. Или поступательного дальнейшего расширения — почему нет? Мне просто интересно, что будет теперь, когда наш 16-командный формат еще не вступил в силу, но уже дал крен в “клоунаду” — определение навеяно креативной риторикой уважаемого Дениса Шунто.
Вот какая схема годится нам больше? А вот отрекаюсь от двухэтапной “дюжины”! Не берусь судить! Нет единого рецепта благополучия. И уж точно не этот рецепт — мантра о числе 16. Посмотрим на свеженький состав финального раунда EURO»2016. Абсолютный лидер в странах-финалистках — как раз преданный у нас обструкции 12-командный турнир. Так разыгрываются шесть национальных чемпионатов. 16 команд — в пяти странах, 10 — в четырех, 20 — тоже в четырех, 18 — в трех, 14 — в двух. Ясно, что залог преуспеяния — не в схеме сильнейших дивизионов. Он глубже. А к схеме мы всегда относились лишь как к фактору. Либо помогающему прогрессу, либо тормозящему его.

С.К. У меня тоже азарт дискутировать о схемах давно поостыл. Хотя, должен признать, пару сезонов с делением на шестерки оставили осадок. Неритмично, неоднородно, неидеально. И теперь, если говорить о вариантах, склоняюсь скорее к 10-командной лиге — с турниром в четыре круга. Так играют, например, во вполне процветающей экономически и футбольно Швейцарии.
Схема, конечно, не панацея, но и не тема, от которой надо отмахиваться. Это важно. Не понимаю тех, кто говорит, будто количество команд и методика выявления сильнейшего — это мелочь, что-то сродни расстановке мебели. Мол, как ни расставляй — ничего не изменится. С одной стороны, логика понятна, с другой — с мебелью тоже нужно управляться со здравым смыслом. Никто же не устанавливает унитаз в гостиной, обеденный стол в детской, а двуспальную кровать — на кухне. Но ладно — песня старая, надоела. Решили 16 — пусть будет.
Все равно ведь главное — не количество, а качество. И возвращаясь к нашим дебютантам, любопытным представляется будущее не только “Крумкачоў” и “Ислочи”, но и людей, которые двигают эти проекты. Будущее людей, может, даже важнее. Допустим, “вороны” не выживут в высшей лиге и сложат крылья. Ну, жизнь сложна, они не первые и не последние. Только очень не хочется, чтобы наш футбол симметрично отверг бы и того же Шунто с его друзьями-подвижниками. Эти ребята, уверен, очень полезны. У них современный взгляд на то, как все должно быть устроено. У них горят глаза и чешутся руки. И это кажется перспективнее, чем воззрения иных аксакалов, застрявших в 90-х.

С.М. Продолжая ряд, можно вспомнить и Виталия Жуковского — молодого развивающегося тренера и приятного в общении человека. И, пожалуй, Сергея Яромко. После ухода из “Белшины” про него почти все забыли, а он взял команду из первой лиги и довел до высшей. Вообще то, что сейчас происходит в тренерской тусовке белорусского футбола, я назвал бы вытеснением старого поколения, никак не могущего забыть “Динамо”-82, молодым. В высшей лиге его представителей уже большинство, и тенденция обещает продолжиться. Недавняя победа Дулуба и Шунто над Геворкяном и Стрельцовым в этом плане выглядит весьма символично. Жаль только, что по-прежнему нет дела для Кубарева, Журавля, Гуренко…

С.Н. Мне приятен твой, Серега, диапазон обобщений. У двух Олегов — Дулуба и Кубарева — разбежка в возрасте полгода. Один уже на шестом десятке лет, другой у этого порога. Но ты без оговорок относишь обоих к лагерю молодых. Ну и славно. Это не ошибка. Это просто подсознательное уточнение: дело не в тренерском возрасте. Как и не в количестве команд. Знать бы в чем…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?