Лига Европы. "Динамо" — "Виктория. Давид Зоубек. Зуб мудрости

22:22, 25 ноября 2015
svg image
453
svg image
0
image
Хави идет в печали

В пражском аэропорту он встречал белорусскую команду, прилетевшую на стартовый матч группового раунда Лиги Европы с “Викторией” из Пльзеня. Тогда было неудобно отрывать его от дружеской беседы со своими бывшими партнерами Яном Тигоревым и Виталием Леденевым. Да и вопросы, которые хотелось задать чеху, с тех пор отнюдь не устарели.

— Давид, собираешься ли прилететь на ответный матч в Борисове?
— Да, обязательно воспользуюсь этой возможностью. Прилечу вместе с “Викторией”, благо такой вариант имеется.

— Если белорусы потеряли шансы на выход из группы, то у чехов они еще остаются. Как думаешь, на практике это осуществимо?
— Маленький шанс остался, поэтому “Виктория” обязательно будет бороться за победу. Но ведь и “Динамо” хочет завоевать первые очки. Так что игра наверняка сложится тяжело для обеих сторон. “Виктория” лидирует в чемпионате Чехии, оторвалась от пражской “Спарты” на три очка. Команда опытная, сейчас явно на подъеме, чувствует себя очень уверенно.

— А кого динамовцам следует особо опасаться?
— Пока не знаю, какой будет состав, тренер все время что-то меняет. Некоторые игроки провели матчи за национальные сборные: Прохазка играл за Чехию, Дюриш и Грошовски — за Словакию. Посмотрим, в каком состоянии они вернулись. В последнем туре национального первенства “Виктория” дома с большим трудом одолела “Млада-Болеслав” — 1:0. Соперник тоже играет здорово — идет на третьем месте.

— И все-таки: твой прогноз?
— Конечно, желаю победы “Динамо”. Но добиться ее будет непросто. У “Виктории” отлично налажен переход из защиты к нападению. Плюс умелое исполнение “стандартов”. Как правило, стараются разыгрывать мяч — у них много наигранных ситуаций. Так что не советую минчанам фолить вблизи своей штрафной — это серьезный риск.

— Прилетев в Минск, ты будто вернешься на десять лет назад.
— О да! Надеюсь, будут теплые встречи, вспомним с ребятами былые годы.

— Судя по всему, воспоминания приятные?
— А как иначе, если мы завоевали золотые медали? Ни с одной другой командой я не добивался ничего подобного. В клубе все было выстроено профессионально. Игроки, доктора, массажисты, да все в “Динамо” работали на общую цель — чемпионство. Это здорово! Весь сезон боролись с БАТЭ за лидерство, и в конце в “золотом” матче добились триумфальной победы. Незабываемые чувства!

— До Беларуси ты полгода играл в Финляндии — там было не так?
— Кардинальное отличие в том, что финская команда боролась за выживание в “вышке”. А это совсем не то. Любому футболисту значительно интереснее сражаться за медали.

— Правда, что друзья отговаривали тебя ехать в Беларусь?
— Ха, было дело. Тогда клуб был не так известен в Европе, да и страна выглядела закрытой. Но я чувствовал, что это хороший вариант. Буквально после двух-трех тренировок, проведенных с “Динамо”, убедился, что не прогадал. Поэтому даже не сомневался, подписывать ли контракт.

— Тебя ведь приглашал Петр Шубин. Где заприметил?
— В Чехии, когда динамовцы проводили там сбор. Увидел в ходе товарищеских матчей, пригласил в команду. Я ему понравился — предложили контракт.

— Тебе тогда было уже тридцать — серьезный возраст. С адаптацией проблемы возникли?
— Нет, на новом месте освоился быстро. Коллектив классный, все заряжены идеей стать чемпионами, как говорится, били в одну точку. И это нас сильно объединяло. К тому же я не такой человек, чтобы замыкаться в себе или с кем-нибудь конфликтовать. Напротив, стремился со всеми подружиться. Постарался быстрее выучить язык. Ребятам нравилось, что общался на их языке и понимал все, что мне говорили.

— В сезоне-2004 ты забил шесть голов и сделал три результативные передачи. Неплохой результат для новичка — верно?
— Согласен. Хотел помочь команде. Но в моих голах и передачах, считаю, большая заслуга партнеров. Ведь не один я выиграл золото — мы вместе. Поэтому личные достижения никогда не выпячивал, не ставил выше командных. “Динамо” стало первым в Беларуси — это главное. А то, что я забил, отдал — это вторично.

— Судя по всему, смену главного тренера ты воспринял с воодушевлением? Ведь Шубин не очень в тебя верил…
— Не совсем так. Когда приехал в Беларусь, для меня все было новое. И в начале чемпионата, наверное, выглядел не убедительно. Поэтому выступал не регулярно. В мае же тренера сняли. Это футбол, от игроков в таких случаях ничего не зависит. Пришли Шуканов с Остроушко — и показали класс, привели “Динамо” к чемпионству. Выходит, решение руководства было верным.

— Что-то кардинально поменялось после смены тренера?
— У Остроушко огромный опыт. Это чувствовалось на тренировках, которые стали более интенсивными, разноплановыми. Он значительно жестче относился к футболистам, был более требовательным, чем Шубин. Шуканов тоже очень хорошо понимал футбол. Юрий внес огромный вклад в победу — как игрок и как тренер.

— Сложно было воспринимать Шуканова в двух качествах одновременно?
— Юрий — классный полузащитник. Думаю, для “Динамо” было бы хуже, если бы он ограничился тогда только тренерской работой. Был настоящим вожаком. А сложностей не было. Когда Шуканов был на поле, видели в нем равного, когда же сидел на скамейке — видели в нем тренера. Субординацию не нарушали.

— Говорят, Остроушко, если игра не шла, мог в раздевалке устроить шумную головомойку…
— Бывало, и не раз. Впрочем, так и надо себя вести тренеру, когда перед командой стоят максимальные цели. Если считает, что в перерыве нужно встряхнуть футболистов — почему нет? Это реально помогало добиваться результата на поле.

— Главное событие того сезона — “золотой” матч с БАТЭ?
— Безусловно. Благодарен динамовским болельщикам — они здорово нам помогли. Были настоящим двенадцатым игроком. БАТЭ — достойный соперник, и победа далась нам с огромным трудом.

— Было обидно покидать поле из-за травмы еще при нулях на табло?
— Еще как! У меня были шансы забить мяч — не вышло. Потом получил эту злосчастную травму. Меня заменил Пархач (Пархачев. — “ПБ”.), который забил победный гол. Было легче после игры радоваться вместе с ребятами, ведь чувствовал, что невольно подвел их, когда покинул поле. Пархач выручил.

— А самый результативный свой матч помнишь?
— Когда дважды забил и еще отдал голевой пас? Это было на стадионе “Динамо”, вот только забыл, с кем играли.

— С “Белшиной”.
— Точно, забивал “Белшине”. Хороший тогда выдался вечер.

— Слышал, в ту пору в “Динамо” только у тебя и у Тигорева не было прозвища.
— А зачем они нам? Ребята звали нас по именам: его — Ян, меня — Давид. Просто и коротко.

— А в чешских клубах как называли?
— У меня была кличка Зуб.

— Ты отмечал в интервью, что любил играть на стадионе “Динамо”, особенно при искусственном освещении. Сейчас, если заглянешь туда, не узнаешь — от него почти ничего не осталось.
— Жаль. Конечно, надо, чтобы “Динамо” играло на хорошем, современном стадионе. Как БАТЭ. Все-таки ехать на еврокубковый матч любимой команды в другой город — по большому счету, неправильно. Нужна своя арена, тогда и болельщиков будет намного больше. “Динамо” — столичная команда, гордость страны. Понимаю, все упирается в финансы. Времена нелегкие, кризис. Но надо к этому стремиться.

— Знаешь, что золотые медали, завоеванные “Динамо” в 2004 году, до сих пор последние в активе клуба?
— Да, знаю. Не думал, что у команды случится такая длительная пауза. Желаю динамовцам в будущем сезоне обязательно ее прервать.

— Сохранил медаль?
— Естественно! Лежит дома среди самых дорогих для меня вещей.

— Кто из игроков золотого состава тебе запомнился больше всего?
— Да всех ребят хорошо помню. Наиболее дружен с Дмитрием Ленцевичем. До сих пор поддерживаем тесное общение, два-три раза в неделю разговариваем по телефону. Иногда часа по два — о футболе, о жизни. А еще в сердце остался парень, который жил со мной в комнате — Антон Путило.

— Он тогда был совсем “зеленым”. Мог предположить, что со временем станет основным игроком национальной сборной?
— Антону я часто говорил: “Перестань думать о других вещах, живи только футболом. У тебя очень большой потенциал, и ты обязан его реализовать”. “Динамо” дало ему отличный шанс, тренеры доверяли. В юном возрасте Антон имел возможность играть рядом с сильными футболистами, и это здорово помогло быстрее расти профессионально. Рад, что его карьера складывается успешно. Играет в сильном чемпионате Турции, лидер в сборной. Один минус: не смог он и его ровесники после ухода из “Динамо” ветеранов добыть для команды золотые медали.

— Самым большим весельчаком в команде слыл Володенков. Тебя не разыгрывал?
— Виталия, конечно, помню. Было много шуток, веселья. Но подробности уже выветрились из памяти. Очень хороший футболист и человек. Кстати, когда с парнями в Праге вспоминали ту команду, никто не мог сказать, где сейчас Володенков, чем занимается. Было бы здорово встретиться с ним.

— Если не считать россиян, то легионеров в “Динамо” тогда было двое: ты и Златинов. Мне болгарин запомнился тем, что являлся искусным технарем, но неисправимым лентяем: вечно у него что-то болело, не хотел тренироваться. А тебе?
— Он индивидуально сильный футболист, мог обыграть кого угодно. Но по тренировкам и матчам я видел, что не хотел сильно выкладываться. В футбол играют одиннадцать человек. Если команда стремится к максимальному результату, то должна действовать как единое целое. А когда один человек этого не понимает, то будь он семи пядей во лбу, не подходит команде. В “Динамо” мы играли в три защитника, и Златинов должен был активно помогать обороне. Так требовал тренер. Он же черновой работы всячески избегал.

— В квалификации Лиги чемпионов вас выбил “Анортосис”. Помнится, на первых минутах домашнего матча ты не реализовал выход один на один. А так, глядишь, могли бы выиграть.
— Тяжелые воспоминания… Старался брать игру на себя — и не забил. В конце матча тоже был отличный момент: шел прострел на дальнюю штангу, и я не сумел его “замкнуть”. После игры говорил ребятам: “Пацаны, извините, были шансы забить — не повезло”. А “Анортосису”, наоборот, подфартило. Если бы я забил, точно прошли бы киприотов и сыграли в следующем раунде.

— Почему сезон-2005 вышел у тебя не таким успешным, как предыдущий?
— После отставки Остроушко и Шуканова новый тренер смотрел на меня другими глазами. Наверное, я ему не очень импонировал. Потерял место в основном составе, играл мало. Но я старался, не хотел уходить из “Динамо”.

— И все-таки разорвал действующий контракт. Официальная версия — по семейным обстоятельствам. Расшифруешь?
— У сына появились большие проблемы со здоровьем — получил серьезную травму головы. Требовалось лечение. Поэтому попросил руководство клуба отпустить, чтобы мог быть с семьей, поближе к сыну. Спасибо, что вошли в мое положение.

— И после этого ты еще несколько сезонов отыграл за “Богемианс”…
— Вообще-то собирался заканчивать с профессиональным футболом. Думал, поиграю на любительском уровне. Для души. Договорился с “Богемиансом”, который выступал в третьем дивизионе. Но так вышло, что команда сыграла здорово, поднялась уровнем выше. А я стал лучшим бомбардиром, меня признали лучшим игроком третьего дивизиона. Хозяин клуба был, конечно же, доволен, попросил помочь и в следующем сезоне. А еще через год мы пробились в “вышку”. Должен признать, что моя успешная игра в “Богемиансе” получилась во многом благодаря тому багажу, который накопил за два года тренировок и игр в “Динамо”.

— Приезд в “Богемианс” бывшего динамовского партнера Дмитрия Ленцевича был организован тобой?
— Да. Когда команда выходила в высшую лигу, надо было усилиться, и я пригласил Диму: “Если есть желание, приезжай”. Он ответил: “С удовольствием”. Играл, кстати, здорово.

— В конце сезона-2008/09 ты стал фигурантом скандальной истории с попыткой подкупа вашей команды “Оломоуцем”. Вспомнишь подробности?
— Честно говоря, без особого желания. История действительно неприятная. В нашей игре с “Оломоуцем” должно было решиться, попадет он в еврокубки или нет. Его игроки звонили нам, хотели, чтобы мы сдали игру. Мы же не собирались этого делать, поэтому рассказали обо всем хозяину команды. А он обратился в полицию. Завели уголовное дело. Кое-кто из “Оломоуца” угодил в тюрьму.

— По-моему, ты говорил, что у Угрина-младшего сейчас играет твой сын Давид?
— Все верно.

— Как думаешь, почему у него не получилось в минском “Динамо”?
— Не знаю. С Душаном эту тему мы не обсуждали. А не зная подробностей, не могу судить.

— В сыне видишь себя молодого на поле?
— Нет, мы сильно отличаемся. У Давида больше скорость, чем была у меня. Он легче.

— На какой позиции играет?
— Левый вингер.

— Второй сын тоже футболист?
— Естественно. Филипп играет по своему возрасту. Ему пятнадцать — на четыре меньше, чем Давиду. Получается неплохо: второй в команде по результативности. Высокий — рост под 190 сантиметров.

— Твоя нынешняя работа связана с футболом?
— Самым прямым образом. Помогаю в качестве агента.

— Выходит, детей бросил тренировать?
— Нет. По-прежнему вожусь с пацанами из команды второй юношеской лиги. Интересно.

— А за ветеранов еще играешь?
— Ха, поигрываю потихоньку. За сборную ветеранов Чехии. Летом ездили в Шотландию. Зимой будет много разных турниров. Собираемся в Германию — там обожают зальные турниры. Есть приглашение в США. Но поездки зависят от того, выделят ли деньги спонсоры. Чаще всего выбираемся в соседние страны — Польшу, Германию, Австрию. Туда, где установились хорошие связи с командами “стариков”.

— И кто из звезд выступает за вашу сборную?
— Шмицер, Бергер, Коллер, Уйфалуши. Компания хорошая. Когда играешь, будто сбрасываешь с плеч десяток лет, молодеешь.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?