Фамилия с маленькой буквы

21:38, 30 ноября 2015
svg image
2732
svg image
0
image
Хави идет в печали

На ней, а затем в эксклюзивном общении с журналистами рулевой сборной выдал серию столь резких умозаключений, что не оставил иного выбора, как вступить с ним в полемику. Или, если угодно, в медийную войну.
Давно известно, что язык Анатолия Сергеевича — главный его враг. За десять лет в журналистике уйму раз мог ловить тренера на противоречиях: достаточно было сопоставить интервью Буяльского за месяц до любого топ-турнира и через три недели по его окончании. Едва ли не каждый абзац итогового разговора опровергал посылы более ранних бесед или вовсе настаивал на обратной позиции. Вот и нынче кашу заварила претензия, которую специалист адресовал коллегам по цеху, а, по сути, ею же загнал себя в угол. Хуже того, фразу, которая покоробила до глубины души, Буяльский бросил не просто при журналистах — в присутствии бельгийского визави Филиппа Местдага. Отвечая на безобидный вопрос об отсутствии в заявке молодой Марины Иващенко, тренер взорвался: “Сами лучше у нее спросите, почему такой спортсменки в команде нет! Вообще, считаю, в контексте белорусского баскетбола фамилии Иващенко, Липинская, Баклага надо писать исключительно с маленькой буквы”. В зале повисла неловкая пауза, которую идеально дополнило выражение лица иностранного коуча. Когда тому перевели тираду, брови у гостя полезли к небу: мол, как же это так — главный практик в отрасли, и столь неуважительно говорит о подопечных…
Для тех, кто не в теме, краткий экскурс в историю. Лет пять назад девчата, перечисленные Буяльским, считались главными надеждами в нашем многострадальном баскетболе. Они холились и лелеялись в РГУОРе, поскольку потенциал у пары защитниц и нападающей просматривался колоссальный. Иващенко, патриарх тренерского цеха Виктор Белевич и вовсе называл “наследницей Левченко” — юная Марина с опережением графика осваивала объемы работы, что некогда “переваривала” лучшая баскетболистка Беларуси-2014. Естественно, восходящими звездочками интересовались ведущие клубы страны. Их видели донорами той самой “свежей крови”, которая страсть как требовалась женской дружине после провала на Евро-2011, им прочили большое будущее. В обход интересов конкурентов девчат в полном составе забрал “Горизонт”. На ту пору им руководил не кто иной, как Буяльский — и величал возрожденный бренд “базовым клубом страны”. Сейчас, конечно, Анатолий Сергеевич настаивает, что минчанок столь громко именовать никогда не брался. Но опять же достаточно пересмотреть публикации о презентации дружины в 2010 году, серию интервью вослед, как вскроется подзабытое наставником. В окружении возвращенных на родину звезд “дрим-тим” (Рытиковой, Ануфриенко, Лихтарович) Анатолий Сергеевич декларировал создание именно такой уникальной формации, полезной для развития женского баскетбола — как на клубном, так и на международном уровне. Собственно, интересами сборной, возможностью тренироваться с доморощенными девчатами топ-класса и перспективами профессионального роста “Горизонт” и аргументировал трансфер талантливой троицы.
Что было дальше? Если коротко: грусть, печаль, декаданс. Молодежь просиживала штаны на “банке”, так как в сколько-нибудь важных международных матчах в дело ее практически не запускали. Игры с Брестом и гродненской “молодежкой” мастерства не добавляли. Редкие шансы проявить себя на национальной арене как внезапно (в силу травм лидеров) появлялись, так и уходили, поскольку за малейшую провинность девчата отправлялись в глубокий резерв. А время для становления 20-леток неумолимо уходило. На Евробаскетах для “андеров” спортсменки оживали — в 2013-м, помнится, в компании с Марией Поповой, Ксенией Войшель, Аленой Голубевой и Екатериной Урбанович троица играла практически без замен и привела сборную к четвертому месту в дивизионе “А”. Но по возвращении в клуб вновь приземлилась на дальний конец скамьи…
Любопытно, что главком “Олимпии” Александр Шимковяк, раскрывший девчат, будучи тренером сборной U-20, пару раз проявлял инициативу по аренде хотя бы Липинской. Но Минск просьбы конкурентов отклонял, мотивируя это желанием Буяльского самостоятельно заботиться о росте спортсменки и ее подруг. Что ж, школа жизни Анатолия Сергеевича, видимо, действительно вывела защитниц на новый уровень: Липинская нынче сидит за спиной голландки Дондерс в “Горизонте”, довольствуясь в среднем лишь 8-10 минутами в важных матчах внутреннего первенства, Баклага же и вовсе пылит в клубном дубле.
Иващенко повезло больше. Устав ждать у моря погоды, она перебралась в чемпионат Латвии, где перезапустила карьеру с нуля и вновь почувствовала вкус к игре. Сейчас форвард “отогревается” в “Цмоках”, где даже в условиях жестокой конкуренции ей помогают расти опытная Марина Кресс, великолепная Гедре Паугайте и продуктивная Виктория Гаспер. Но, видимо, для Буяльского столь яркого выхода молодой баскетболистки из спячки недостаточно: “Я, допустим, не знаю, кого еще можно было бы пригласить”, — категорично заявил он в интервью коллеге Николаю Красковскому.
А ведь любопытный посыл, черт побери! Волей-неволей он возвращает нас в 2011 год и проваленный тем летом Евробаскет в Польше. По его итогам Анатолий Сергеевич так же категорично декларировал выжженную землю в кадровых кущах женского баскетбола Беларуси. Говорил, как резал, словно выносил приговор работе клубных тренеров. Но спустя год на его место пришел Римантас Григас, свежим взглядом посмотрел вокруг, и — о, чудо — ресурс оказался не так уж и исчерпан. Литовец вернул в сборную Жанну Городецкую, которой “Цмокi” подарили вторую молодость. Реабилитировал Аллу Муравскую из “Березины” и дал шанс Ольге Вашкевич — лучшей нападающей “драконов” того сезона. Далее прибалт прошерстил состав “Олимпии” — и довел до ума гродненскую работу по превращению в звездочку Марии Поповой. А заодно отыскал Надежду Дрозд, на которой в 2008 году Буяльский поставил крест. Вызов из Латвии Марины Иващенко, кэмп для молодых баскетболисток и последовавший дебют в сборной Ксюши Войшель — простите, но за два года правления литовца сборная приросла аж семью игроками, не считая превращения Сани Тарасовой в основную разыгрывающую! А это половина состава, который в 2013-м стал лучшим обороняющимся на Евробаскете и занял пятое место в общем зачете. Тогда как каждая спортсменка из батальона, набранного прибалтом (при всей неоднозначности правления Григаса), с середины 2000-х писалась Буяльским в заявке “с маленькой буквы”.
Скажете, беру слишком общо, внося в расширенный список тех, кто сегодня либо едет с ярмарки, либо закончил карьеру? Хорошо, давайте сузим поле. И точкой отсчета изберем 2010-й, когда Анатолий Сергеевич возглавил “Горизонт”. На протяжении четырех лет в его распоряжении были отменный, по белорусским меркам, бюджет, поддержка спонсоров, свобода в трансферной политике, приток молодняка через РГУОР и перспектива рекламировать команду на международной арене через Еврокубок. Кого воспитал, реанимировал или “перезагрузил” Буяльский за это время? Полноценных сборниц Лихтарович, Рытикову или Ануфриенко не предлагать — к тому времени они уже выросли в баскетболисток высокого уровня. Троину со Снытиной или Трофимовой также сложно сюда отнести: там уровень мастерства был столь приличен, что даже после самостоятельного, а не клубного восстановления они нашли бы работу. О трех матчах Насти Веремеенко и говорить смешно: “Фенербахче” предложил ей новый контракт, как только у центровой появилась дочка Сашенька…
Заметьте, Анатолий Сергеевич даже в тепличных клубных условиях работал с уже готовым материалом, проверенным на топ- уровне матчами за сборную. Тогда как новую кровь для “дрим- тим” готовили местные тренеры- чернорабочие. Благодаря Шимковяку из Гродно стал чуть глубже ростер на флангах, Андрей Вавлев возился с нищей “Березиной”, чтобы в перспективе в сборной “божила” Каленто, а в настоящем “зажигали” вернувшиеся после травм и декретов Муравская и Гаспер. “Цмокi” усилиями Алексея Пынтикова и Сергея Светника поставили на крыло Катю Урбанович, а теперь приводят в чувство Марину Иващенко. Даже в скромной по возможностям “Виктории” у Валентины Навойчик формируется брильянтик — Юлия Рукша. А ведь есть еще РГУОРовские Аня Брич, Настя Сущик, Аня Лаппо, Ксюша Малашко — последняя этим летом втащила сборную U-16 в дивизион “А”. Возразите, мол, до уровня взрослой сборной им, как до луны? Но простите, не Анатолий ли Буяльский любил в лучшие годы козырять историей, как привел в команду 17-летнюю Марину Кресс, начал доверять ей и настолько интегрировал в баскетбол, что на дебютантку принялись жаловаться старожилы? Неужели сейчас для одной- двух-трех исполнительниц таких вакансий не найдется? Тем более что наши соперницы по подгруппе — команды Польши и Бельгии — такими же кадетками оперируют свободно. И закалялись они на молодежных Евробаскетах такими же звеньями, как и наша связка U-20: Баклага — Липинская — Попова. На Машу, кстати, во время Евро-2013 некоторые ветераны смотрели так же, как на Кресс из байки Буяльского. Однако Григас не побоялся доверить время и место восходящей звезде, вняв как собственному чутью, так и рекомендации белорусских тренеров.
Отечественным специалистам, к слову, в четверг от Буяльского также досталось. Главком “Олимпии” Шимковяк был охарактеризован как “человек, который стоит по пояс в болоте 10 или 15 лет, рассуждающий о высших материях” лишь потому, что после поражения белорусок от полек обратил внимание на вопиющие ошибки тренерского штаба в проигранной со счетом 1:19 заключительной четверти. Далее по касательной влетело и Андрею Вавлеву с Наталией Трофимовой: по мнению Буяльского, тренеры “Цмокаў” и “Горизонта” слабо контролируют физическое состояние баскетболисток. В качестве примера, как помните, привел Наталию Ануфриенко с Ольгой Зюзьковой, которые потеряли кредит доверия штаба сборной из-за лишнего веса. “Не я ответственен за тех игроков, которые приезжают на сбор в плохом состоянии, а тот, кто не один год работает с этими исполнителями. Я же за два дня должен придумать, куда человека в таком состоянии поставить”, — настаивал тренер. При этом словно забывал, что ту же Ануфриенко он лично курировал последние годы и даже делал капитаном “Горизонта”. Сейчас с Наташи спрос вообще мал: только излечившись от травмы, она провела в ноябре всего три поединка после полугодичного (!) простоя, суммарно наиграв лишь 26 минут.
Что до Зюзьковой, то здесь могу лишь иронично улыбнуться “скаутингу” Анатолия Сергеевича. То, что бельгийки перед игрой в Минске провели три спарринга, а наша сборная (по чистосердечным признаниям девчат в интервью) даже близко команду-соперницу на видео не наблюдала, это полбеды — мало ли, в век интернета не найти записи! А вот не знать, что неделю назад в минском матче Еврокубка Зюзькова вышла в стартовом “пятаке”, отыграла против “Енисея” 26,5 минуты и заставила соперницу выбросить с игры “0 из 13”, это, конечно, “косяк”. Для справки: в визави Оли ходила Ноэми Майомбо — ведущая защитница… сборной Бельгии, которая едва не помогла “черным кошкам” заломать “буяльских девчат”. Вот скажите, как после этого относиться к автору тезиса: “Даже сейчас в “Цмоках” Зюзькова играет не на вторых — на третьих ролях, являясь третьей разыгрывающей. В нашем чемпионате играть третьим (!) разыгрывающим или против Бреста выходить основным разыгрывающим — это никуда не годится”. Впрочем, как я уже упоминал, в этом весь Буяльский.
Напоследок еще одна цитата из Анатолия Сергеевича: “Понимаете, вот ты находишься в Беларуси: жизнь удалась, зарплата есть, матчи выигрываешь, тренируешься, на личном фронте все хорошо… Ишак, постоявший в тени, на солнце работать не будет”. Философское наблюдение человека, с 2010 по 2015 год трудившегося в “Горизонте”, собиравшего на приличные зарплаты всех доступных игроков сборной из-за рубежа, но дальше 1/8 финала Еврокубка не шагнувшего. Поначалу думалось, что это загвоздка внутри нашей системы: легионеры не всегда помогали, где-то отворачивалась удача, порой не хватало квалифицированной помощи штаба. Но с течением времени становилось очевидным: новыми идеями “Горизонт” Буяльского не прирастает. Была надежда, что после отъезда в Польшу наставник явит миру свою реинкарнацию — более искусную тактически и стратегически разнообразную, чем заставит нас, его критиков, закрыть рты. Но боссам “Торуни” потребовалось всего семь игровых недель, чтобы забить тревогу и лишить Буяльского поста. Причем, судя по посылам в тамошней прессе и информации от коллег-журналистов, причины для паники были аналогичны нашим. Как результат, белорусским ишакам, стоящим в тени, видимо, в скором времени придется потесниться…
В заключение подчеркну: искренне желаю удачи баскетбольной сборной — ее цвета защищают не безразличные мне люди, некоторых вовсе считаю близкими. Однако отношение к ним со стороны тренера кажется по меньшей мере возмутительным. Буяльский негодует, когда “человек, сам работающий тренером, по телевизору начинает рассуждать, что надо сделать, чтобы сборная заиграла”, отказывая в праве на альтернативное мнение даже “прокачанному” баскетбольному люду. Но при этом втаптывает в грязь спортсменок, благодаря которым все еще держится на высоком посту, и специалистов, что поставляют ему кадры. Он все тот же “типичный Анатолий Сергеевич”, которого элементарно поймать на противоречиях в рамках даже одного интервью. Но с подобным отношением к соотечественникам даже после успешной квалификации или Игр в Рио его фамилию вряд ли кто-то вздумает писать с большой буквы.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?