Видная роль. Иван Мараш: “Цмокi” — вторая семья

22:06, 2 декабря 2015
svg image
1386
svg image
0
image
Хави идет в печали

Но уже больше пяти лет Мараш пробует на вкус легионерские хлеба в разных странах — Сербии, Бельгии, Кипре, Греции, Бахрейне и вот теперь в Беларуси. В “Цмоках” 206-сантиметровый парень пришелся ко двору — его можно назвать одним из лидеров команды. В конце лета, когда сезон “драконов” еще не начался, мы брали интервью у Ивана для прессболовского сайта. А теперь решили пообщаться более подробно в газетном формате.

— В августе ты обещал дать через несколько месяцев интервью по-русски. Готов?
— Увы, пока нет. Способен неплохо общаться на этом языке — с одноклубниками, людьми на улице. Но мои знания не идеальны. В разговоре с журналистом могу ошибиться и неправильно выразить свои мысли. Поэтому давай лучше по-английски.

— Договорились. Ты доволен сезоном “Цмокаў”?
— Вполне. Одержали несколько побед на выезде, почувствовали уверенность в себе. Правда, могли бы лучше выступать дома. Но ничего — думаю, еще исправимся. Хорошие результаты на своей площадке очень важны, в том числе психологически.

— Есть разница, в каком турнире играть: лиге ВТБ или Кубке ФИБА?
— Никакой. В любом случае выходим на площадку, чтобы добиться максимума. В идеале хочется побеждать в каждом матче. У нас в этом сезоне собралась очень сильная команда. Тренер хочет, чтобы мы демонстрировали весь потенциал — в частности, надежно защищались. Сезон пока радует, но есть желание побеждать еще чаще. Надеюсь, в ближайшие недели прибавим.

— За счет чего “Цмокi” стали сильнее?
— Укрепились хорошими игроками. Джастина Грея все знают по прошлому сезону — здорово, что он остался. Плюс пришли еще два американца — Энтони Хиллиард и Гаррет Штутц. У нас компактная команда, каждый знает, что ему делать на площадке. И не важно, кто больше забросит — лучшие бомбардиры все время меняются. То один “выстрелит”, то другой. В целом, полагаю, мы стали стабильнее.

— Коллектив дружный?
— Все уважают друг друга. Хватает и белорусов, и иностранцев, но у нас хорошая “химия”. Кстати, местные — отличные ребята. А вообще мы можем провести свободное время всей командой. Сходить на боулинг, поужинать, попить кофе. Это такой тимбилдинг. Конечно, каждый день устраивать подобные мероприятия не нужно, но иногда — в самый раз. Здорово сплачивает коллектив. Мне кажется, для всех “Цмокаў” команда — вторая семья.

— В Минске ты уже играешь год. Что за это время понял о белорусах?
— Люди здесь очень добрые. И общительные, улыбаются на каждом углу. На улице можно запросто с кем-нибудь поговорить.

— Узнают?
— Ну, я же выделяюсь высоким ростом. Кто-то может подойти и спросить: “Ты спортсмен? В каком виде выступаешь?” Говорю, мол, баскетболист. Объясняю народу, что такое “Цмокi”. Спорт в Минске вроде любят, но в основном хоккей. Вот там аншлаги чуть ли не на каждой игре. Я и сам все хочу выбраться, да пока не получается. Баскетбол же не очень популярен. Точнее, за женской сборной следят, а за мужчинами как-то меньше. Я и говорю народу, чтобы приходили на наши игры. Можно сказать, агитирую их! Это сейчас у меня машина, а в прошлом сезоне много гулял пешком. И периодически общался с населением. Мне это интересно.

— Ты назвал белорусов улыбчивыми. Обычно иностранцы находят, что наши люди, наоборот, довольно хмурые и сдержанные.
— Не согласен. По-моему, они часто улыбаются и вообще довольны жизнью. Спокойные — это да. Не такие эмоциональные, как черногорцы и прочие балканцы.

— Чем еще белорусы отличаются от твоих соотечественников?
— Менталитет в целом похожий. Есть чисто внешняя разница. На Балканах люди выше. Выходцев из бывшей Югославии за границей часто могу определить на глаз. Просто вижу: о, это наш человек. Но в Минске такого вроде не случалось. А еще в Черногории люди много времени проводят в кофейнях. Эти заведения постоянно полны народу. Здесь как-то больше работают. Пообедают с двенадцати до часу — и мчатся назад в офис. Ну понятно, в Минске снег, а на Балканах тепло круглый год. Вот народ и попивает кофе несколько часов подряд.

— А когда же работают?
— Ха, говорят, что черногорцы ленивые. Это такой стереотип, но я не согласен. Себя так вообще могу назвать трудоголиком. Люблю много тренироваться. Хотя и кофе тоже очень нравится. Выпиваю по три-четыре чашки в день… Не могу объяснить, почему этот напиток так популярен на Балканах.

— А как же чай?
— Пью его, только когда заболею. А так — никогда. В Черногории его особо не жалуют.

— Минск похож на балканские города?
— Не очень. Это один из самых больших городов, где я жил. Два миллиона жителей — во всей Черногории в три раза меньше. У нас не такие масштабы.

— Энтони Хиллиард говорил, что дома в белорусской столице выглядят одинаково — можно заблудиться. Согласен?
— Ну да, такое чувство, что их построил один и тот же человек. Но я здесь явно не потеряюсь. В прошлом сезоне исходил пешком чуть ли не весь Минск. Знаю все районы и улицы города — может, маленькие и нет, а основные так точно. Однообразие есть, но в центре красиво. Улица Карла Маркса — вообще супер! Жизнь кипит — кафешки, магазинчики… Сам я, к слову, живу в районе Дворца спорта.

— У вас в команде несколько американцев. Чем они отличаются от европейцев?
— Эти ребята давно выступают в Старом Свете, поэтому разница практически не заметна. Грей, Хиллиард, Штутц — ребята общительные. Языкового барьера нет, прекрасно понимаю их американский английский. А вот парни, только приезжающие в Европу, в самом деле отличаются. Я с такими сталкивался — в прошлых командах. Они не знают правил, не понимают, как себя вести. Часто оказываются по другую сторону океана сразу после колледжа. В общем, им сложно. Но ничего, проблемы со временем решаются.

— В Черногории ты популярен?
— Играю за сборную. Много лет защищал цвета сильнейшего клуба страны — “Будучности”, был капитаном. Так что могу сказать, что меня на родине узнают.

— Каким было твое детство?
— Вырос в Подгорице, это наша столица. С юных лет отличался высоким ростом. Когда мне было лет тринадцать, за одно лето вымахал на десять сантиметров. Хотя в семье в этом плане все обычные. У отца рост 184 сантиметра, у брата тоже. Возможно, баскетбол как раз помог мне подрасти.

— В девяностых Балканы раздирали войны. Черногории, кажется, они не коснулись?
— Боевых действий не было. Но чувствовалось, что в регионе неспокойно. Люди понимали: война где-то близко. Правда, я сильно не переживал. Маленький еще был. В начале 90-х, когда развернулись основные события, мне не исполнилось и десяти.

— Когда ты понял, что хочешь стать баскетболистом?
— Ростом отличался уже в младших классах. Тогда же родители и отвели в школьную секцию. Мне было лет восемь или девять. Тренер сказал, что у меня есть талант. Через несколько лет стал заниматься в школе “Будучности”. В 16 лет попал в основную команду, став самым младшим ее игроком. В 17 заиграл регулярно, а в 18 меня назначили капитаном. Тогда пришел новый коуч, решивший серьезно перетряхнуть состав. И я вышел на ведущие роли.

— Когда ты впервые уехал за границу?
— В 24 года. Недалеко — в соседнюю Сербию. Выступал за “Хемофарм”, однако через пару лет клуб обанкротился. Тогда отправился в Бельгию, подписав контракт с “Монсом”. Там в команде было семь иностранцев — шесть американцев и я. Баскетбол очень атлетичный, и мне поначалу приходилось сложно. Но потом привык. Только вот погода в стране своеобразная — все время идет дождь. Вообще нет солнца!

— Зато на Кипре все по-другому.
— Верно, там круглый год 25 градусов, можно сходить на пляж. Поиграл там за “Эгномис”, потом перебрался в греческий “Илисиакос”. Чемпионат сильный, за золото традиционно сражаются “Олимпиакос” и “Панатинаикос”. Нашей задачей было уберечься от вылета, и она оказалась выполнена. Жил в Афинах — большой город, погода хорошая. Однако экономический кризис чувствовался. Люди на улицах дрались с полицией. Но я там пробыл недолго. Пришел новый тренер…

— …и ты перебрался в Бахрейн. Как жилось там?
— Мы совсем мало знаем о ближневосточном баскетболе. А там ведь очень много талантов! Они умеют играть, в частности — отлично бросают. В каждом клубе разрешено выступать лишь одному иностранцу. Обычно берут американских центровых, но “Аль-Манама” пригласила европейца, то есть меня. В числе одноклубников были шесть-семь баскетболистов сборной Бахрейна. Очень способные парни. Мы стали чемпионами страны. Вообще жизнь там сильно отличается от европейской. Совсем другие правила. Хотя и не такие строгие, как в некоторых соседних странах, где женщинам нельзя открывать лицо. В Бахрейне много иностранцев, хватает нефтяных и инженерных компаний. Поэтому законы несколько либеральнее. Кто-то ходит в национальной одежде, кто-то в европейской.

— Сейчас на Ближнем Востоке неспокойно. Поехал бы туда еще раз?
— Когда смотрю новости, то порой не могу поверить, что способны натворить люди. Но, думаю, все как-нибудь разрешится и стабилизируется. Кстати, в Беларуси, если уж на то пошло, ощущаю себя очень спокойно и комфортно… Однако Ближний Восток мне тоже симпатичен. Летом ездил на три недели, выступал за один из клубов Кувейта. Меня пригласили специально на международный турнир, в котором выступали также представители Катара, Саудовской Аравии, Бахрейна. Он проводится ежегодно, я участвовал в нем еще в составе “Аль-Манамы”. И в будущем с удовольствием приеду туда. В тех краях потрясающие города: Дубай, Эль-Кувейт. Для меня они в числе лучших в мире, очень современные.

— Что тебя интересует в жизни, кроме баскетбола?
— На хобби остается не очень много свободного времени. Ведь мы тренируемся два раза в день. А еще игры, постоянные перелеты. Дома смотрим с моей девушкой фильмы. Можем сходить куда-нибудь погулять, поужинать в ресторане.

— Книги читаешь?
— Бывает. Не скажу, что у меня есть любимый писатель. Просто нравятся интересные произведения, и не имеет значения, кто их автор. Хотя в последнее время подсел на детективы. Увлекся творчеством Агаты Кристи. С удовольствием смотрю сериал “Пуаро”.

— Подруге в Минске есть чем заняться?
— Иногда ей здесь скучновато. Особенно когда “Цмокi” на выезде, и она остается дома одна. Тогда смотрит фильмы, гуляет по городу. Может встретиться с кем-то из жен или девушек моих одноклубников.

— Помнится, в августе ты говорил, что хочешь съездить в Борисов на матч БАТЭ с сербским “Партизаном”. Удалось?
— К сожалению, нет. У нас была тренировка, так что времени на футбол не нашлось. Не сумел даже посмотреть игру по телевизору. Я болею за “Партизан”, однако знаю, что БАТЭ победил и вышел в Лигу чемпионов. Там он оказался в сложной группе. Я еще хотел съездить на матч с “Барселоной”, но опять не удалось. Что поделать, в семь вечера все время тренировки.

— А знаешь, как борисовчане сыграли с “Барсой”?
— Проиграли… 0:4, да? 0:2? Ну, это дома, а в гостях? 0:3? Ну, ясно. Я вообще люблю футбол, но так уж внимательно за всеми поединками не слежу. Больше всего симпатизирую “Милану”, а среди игроков — Златану Ибрагимовичу.

— В Беларуси хватает балканских футболистов…
— Да-да, я в курсе. Знаю, что в минском “Динамо” выступает игрок сборной Черногории Фатос Бечирай. Однако пока мы не встречались. Будет время — с радостью познакомлюсь с ним.

— Что помогает выходцам из бывшей Югославии быстро адаптироваться в нашей стране?
— Мы просто талантливые — в частности, в спорте. Рад, что могу помочь белорусскому клубу. Конечно, скучаю по дому, по родной Черногории. Однако профессионал должен фокусироваться на своей работе и уметь осваиваться в любом городе. Чем быстрее это удается, тем проще для него самого. Мне обычно хватает месяца, чтобы адаптироваться на новом месте. Так было и осенью прошлого года, когда только перебрался в “Цмокi”.

— И к погоде привык?
— Теперь да. Хотя это не так легко — в Черногории климат мягче. Дождь там бывает, и даже достаточно много. А вот снега практически нет. Он лежит только высоко в горах. На Ближнем Востоке тоже тепло круглый год. В Минске, конечно, холоднее.

— Как тебя называют в команде?
— Ваня. Здесь ко мне так обращаются все. А вот на родине такого сокращенного варианта не существует. Там меня зовут просто Иван.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?