Директор “Борисов-Арены”. “Фишки” Люксембурга, гонор “Байера”, простота “Барсы”

21:34, 7 декабря 2015
svg image
4482
svg image
0
image
Хави идет в печали

Это человек, которому футбол небезразличен. До того, как стать директором, он объездил много европейских арен вместе с БАТЭ. Причем путешествовал не в самолете с командой, а вместе с друзьями на автомобиле. Он фанат. Кроме этого, у него был хороший опыт технического менеджера на промышленном предприятии”… На днях при помощи Дмитрия мы решили поближе познакомиться с внутренней кухней работы борисовского стадиона — и узнали много интересного.

— С момента открытия “Борисов-Арены” не прошло и двух лет. Насколько сложно было осваивать управление “летающей тарелкой”?
— Мы тщательно к этому готовились. Для начала объехали множество спортивных объектов страны, практически все футбольные стадионы. Обращали внимание абсолютно на все: экономические и юридические вопросы, качество и количество услуг, нюансы при подготовке и проведении матчей. Конечно, интересовались уходом и подготовкой газонов. Параллельно что-то реализовывали и у нас. Хотя сказать, что все давалось легко, не будет правдой. Если бы не помощь клуба, возможно, не потянули бы… Особых навыков организации работы столь масштабного объекта не имели. Немного поднабравшись опыта, побывали в Питере, Москве, Европе — на матчах Лиги чемпионов. Во многом приходилось начинать с нуля — в этом и заключалась сложность первого этапа.

— Арена пока не была задействована в иных направлениях, кроме футбольного. Помнится, речь шла про концерты…
— Любое концертное мероприятие планируется за несколько месяцев, а при этом сразу же возникают сложности с календарем. Приоритет “Борисов-Арены” — конечно же, футбол. В евросезоне наш стадион и в прошлом году, и сейчас домашним заявляли сразу три клуба и национальная сборная. Со дня открытия провели уже 55 матчей. А учитывая подготовку и проведение концерта, укладку специального покрытия на газон и установку сцены, выпадает как минимум неделя. Плюс восстановление газона. Его состояние после таких нагрузок значительно ухудшается. В Европе “концертный” сезон выпадает на летнюю межсезонную паузу у клубов. Если причинили серьезный ущерб траве — газон меняют. У нас подобные периоды приходятся на зиму, поэтому сложнее. Хотя наметки все равно остаются.

— “Шахтер” и “Динамо” озвучивали суммы аренды “Борисов- Арены” на один матч Лиги Европы — 30 тысяч долларов в рублевом эквиваленте. Выглядит как грабеж средь бела дня…
— Почему-то лишь сейчас подобные суммы вызывают недоумение. Давайте спросим у БАТЭ, сколько ему стоили еврокубковые матчи на стадионе “Динамо” или в Гродно. Цена проведения мероприятия у нас ниже — и не взята с потолка. Она во многом складывается из затрат. Это подогрев, осветительные установки для газона, освещение футбольного поля, стадиона в целом и прилегающей территории, зарплата задействованного персонала, стюарды… Да банально — семена, удобрения, стимуляторы роста, хозяйственные нужды по уборке помещений и трибун. Только нам известно, чего стоит после игры Лиги чемпионов, когда у нас 13-тысячный аншлаг, полностью убрать стадион и сразу же подготовить его к Лиге Европы — на следующий день! А потом из прессы выясняем, что “Динамо” моет у нас сиденья или нанимает для этого организации. Никогда такого не было и в помине. Справляемся сами. Кроме трибун, у нас задействовано более ста помещений. И самое сложное — за день подготовить газон. Этим тоже занимаемся самостоятельно. Просто не прекращаем работать, вот и все. Практически круглосуточно.

— Отношения по линии “госстадион — клуб” часто натянутые…
— Я думаю, у нас все хорошо. Кстати, многие заблуждаются, что БАТЭ играет здесь даром — он платит арене согласно договорным отношениям. Благодаря играм клуба стадион тоже зарабатывает.

— Платит столько же, как “Динамо”?
— Нет, ниже. Но при строительстве стадиона БАТЭ оказал нам столько спонсорской помощи в денежном выражении, что “Динамо” по оплате за проведение здесь своих матчей не приблизится к этой сумме еще несколько лет. Кроме того, борисовский клуб за счет тех же налогов пополняет районный бюджет. А мы частично зависимы от бюджетного финансирования.

— Любопытно, кто из европейских визитеров у вас был самым капризным?
— Сначала скажу, кто самый не капризный — “Барселона”. Чем серьезнее клуб, тем проще. Это закономерно. В прошлом году все время чем-то недоволен был “Дебрецен”. Спасибо, ребята наказали венгерского чемпиона — по эмоциям для меня тот выигрыш перекрыла только победа над “Ромой”. Еще бы одну…

— А с кем в этом году пришлось сильнее попотеть в плане приема?
— Пожалуй, с “Байером”. Последние игры в сезоне всегда отнимают уйму нервов и сил. При разминке для интенсивных беговых упражнений на поле всегда просим занимать определенные позиции — в общем, не лезть на натуральный газон сразу же. Есть синтетика за воротами, почему не делать там? “Барса” — нет вопросов. А “Байер” — ноль внимания! При разминке голкиперов ставим резервные ворота, чтобы не “убивать” вратарскую. Все относились к этому нормально, а немцы даже бровью не повели в ответ на наши пожелания. Хотя в бундеслиге подобная практика повсеместна. А ведь вы даже не представляете, каких трудов и главное затрат стоит восстановить газон осенью.

— Что больше всего ему вредит?
— Именно беговые интенсивные занятия. В этом смысле у нас был просто караул с люксембуржцами. Фишек, наверное, штук сто наставили — и давай поле рвать! Сердце обливалось кровью…

— Чтобы поддерживать газон в приличном качестве, приходилось прилагать сверхусилия?
— Скажем так, нужно немало трудиться. В первый год эксплуатации на новых стадионах все сталкиваются с проблемами, особенно когда газон стеленый. Недавний пример — “Открытие- Арена” в Москве. Сегодня там замечательный газон, а в прошлом году жаловались практически все — и агрономы, и футболисты. Уход за травяным покрытием на стадионах закрытого типа индивидуален. Где-то недостаток солнечного света, где-то продувает больше, где-то меньше… Часть поля пересыхает, часть переувлажнена… Нюансов очень много. И, конечно, интенсивность проведения матчей. Игры через день — это катастрофа! Но мы справились. Огромное спасибо нашим агрономам и ремонтировщикам. Думаю, по качеству газона в этом году у “Борисов-Арены” был только один конкурент — минский “Трактор”. Правда, наша нагрузка оказалась куда большей.

— Отличается ли сумма аренды стадиона на игру высшей лиги и Лиги чемпионов?
— Да. Повторюсь, во многом это связано с затратами на проведение матча.

— А за поединки сборной вам платят?
— Да. Федерация футбола.

— Каковы доходы вашего персонала?
— Сейчас наш штат 70 человек. Средняя зарплата порядка 5 миллионов.

— Можно ли в Беларуси вообще окупить содержание стадиона? Какой у вас приход и расход?
— Учитывая, что наш основной вид деятельности футбол, очень сложен зимний период. Но с марта по ноябрь у нас получается неплохо.

— Об этом говорится не первый раз, но спрошу и ваше мнение. Почему не построить современную гостиницу близ арены? Самому Борисову приезды “Барсы”, “Баварии”, “Ромы” и сборных не дают ни денег, ни развития. Даже не все команды высшей лиги при выездах живут в “Березине”…
— Вопрос немного не по адресу. Но, конечно, эта проблема в Борисове есть, и никто ее не отрицает. Мне кажется — более того, мы в этом заинтересованы — гостиница здесь была бы прибыльной. Благодаря клубу с заполняемостью проблем не возникнет. У нас уже есть определенная база услуг, и детям есть где развернуться, и кафе, и фитнес, и тренажерные залы… Совместно смогли бы разнообразить досуг людей.

— Кажется, в середине сезона вы намеревались перестилать газон?
— В мае. Но от этой идеи все же решили отказаться. Поменяли только бровки — на синтетику. И все силы сосредоточили на выращивании своего газона, а также укреплении корневой системы. С приобретением синтетического покрытия и необходимых для теневой зоны осветительных установок здорово помогла федерация футбола. Огромное спасибо Сергею Николаевичу Румасу и Сергею Вагаршаковичу Сафарьяну.

— Насчет поля у Анатолия Капского были очень большие претензии к австрийцам…
— К компании “Рихтер”, которая выращивает траву. Не вдаваясь в подробности, сегодня она — по информации от УЕФА — значительно потеряла позиции. Вы же помните, как газон просто летел клочьями в прошлом году. Выход был один: наращивать верхний слой. Путем пескования, аэрации и постоянного подсева. С сезоном-2015 он справился гораздо лучше. Однако с теневой стороной проблемы остаются — значительно меньшие, но ведь всегда хочется идеала!

— Сколько ночей надо не спать, чтобы трава росла в феврале?
— Ха! Готовы не спать до февраля! Удачи парням с “Ромой”! Штат по уходу за газоном у нас небольшой: два агронома, три ремонтировщика и я… Если посчитать время, проведенное в кабинете и на поле — можно сказать, кабинет мне вообще не нужен.

— Что повидали на европейских стадионах?
— Много где случалось побывать. Например, в 2008 году — в Пекине на знаменитом “Птичьем Гнезде”. Правда, из-за этого обидно пропустил ничью БАТЭ в Питере. А о “Борисов-Арене” тогда даже и не мечтал… Впечатлила мюнхенская “Альянц-Арена”: антуражем — немного театральным, но очень красивым. Если брать поближе — “Открытие-Арена”. Кто не был на матчах российской премьер-лиги, очень рекомендую! Возможно, сейчас удастся попасть и в Рим. А что оцениваю? Конечно, газон — даже футбол из-за этого начал смотреть по-другому…

— Что из забугорных идей можно перенести на нашу почву?
— Так или иначе, касаемо инфраструктуры надо учитывать свою специфику. То, что сегодня у нас есть “Борисов-Арена” — это, поверьте, уже космос. Многие и не мечтали о подобных стадионах. Правда, болельщицкого драйва в целом немного не хватает. Тот, кто побывал хотя бы в России, думаю, поймет.

— Знаете иностранные языки?
— Понимаю английский. И объясниться на нем тоже могу. На троечку.

— Кто в структуре “Борисов- Арены” ведет предварительную коммуникацию с гостями?
— Всем, что в этой части связано с подготовкой арены, занимаюсь лично. С представителями УЕФА, делегатом и инспектором матча, с командами гостей и судьями общаемся совместно — с клубами. Все зависит от возникшей проблемы или пожелания.

— Каких казусов из пройденных самими — или увиденных за рубежом — хотелось бы избежать?
— Думаю, в этом году мы “провалили” только один матч — с жодинским “Торпедо”, когда за день выпало много осадков. Поле было очень вязким. А видели, как в Англии поле стадиона “Карлайла” залило так, что он стал похож на бассейн? Вот этого точно хочется избежать!

— В Лиге чемпионов к стадионам жесткие требования. Насколько сложно их соблюдать?
— В преддверии матча приезжает тим-маркетинг УЕФА со своей начинкой и делает практически все сам. Мы должны обеспечить для этого условия. Постоянно на связи — особенно по вопросам, касающимся энергии и телевидения. Забот хватает, но все выполнимо.

— Какой неординарный случай вспомните — например, из прошлогодней Лиги чемпионов?
— А чего далеко ходить? На недавней пресс-конференции “Байера” пропал свет. Не знаю, кто, что и куда включил. Всегда выдерживаем огромную нагрузку по напряжению, и тут… Вполне возможно, немцы сами что-то вставили в розетку — какой-то неисправный прибор. А впрочем, тема не стоит пространных комментариев: две минуты — и все восстановили. Кстати, “Барселона” привозила с собой обогреватели — думала, у нас на стадионе холодно. Включала или нет? Вряд ли…

— Что про арену говорят европейские гости?
— За два года у нас ни одного замечания и претензий от УЕФА, европейских клубов и сборных. Думаю, всем довольны и наши футболисты.

— В этом году у вас родилась дочь. Каково совмещать отцовство с директорством?
— У меня прекрасная вторая половина, которая позволяет тратить много времени на любимую работу. Да что я? Вон у Анатолия Анатольевича уже внук и внучка. Вот он как справляется?! Ума не приложу…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?