Вадим Скрипченко. На душе легко. Хороший тренер должен уметь работать в любой лиге

21:43, 8 декабря 2015
svg image
2323
svg image
0
image
Хави идет в печали

Футбол в России встал на паузу, отправив своих героев в отпуска, — и вот уже Вадим Викторович переступает порог нашей редакции на Кропоткина, как и год назад, когда расстался с “Кубанью”. Мы поговорили обо всем, что интересно, — не пропустили и давно надоевшую тему ухода из Екатеринбурга Виктора Гончаренко.

— Бороду отпустили, заступив на пост главного в “Урале”?
— Нет, раньше. Не думайте, что это с чем-то связано. Просто захотел немного изменить имидж. И не более.

— Борода согревает в холода.
— Шутки шутками, а в Екатеринбурге давно зима наступила. Снег, мороз. Был период — днем минус 19, ночью до минус 27. В Минск приехал — снега нет, плюсовая температура.

— Как с командой расстались перед отпуском?
— Попрощались в Москве, после ничьей с “Локомотивом”. Сразу договорились, что разгрузочного тренировочного периода проводить не будем. График и так был плотным, а в Екатеринбурге из-за климатических условий работать можно только в манеже. А это синтетика, дискомфорт. Соберемся теперь только 10 января — на медосмотр в Москве.

— Чем занимались эти дни в Минске?
— В России я один, семья только в августе приезжала, пока каникулы были. Естественно, соскучился. Дети по мне соскучились. Сейчас все время вместе проводим. Минском наслаждаюсь, прямо ностальгия. Иногда сажусь за руль и просто катаюсь по городу. Спокойствие, тишина — хорошо.

— На душе легко?
— Да. Есть чувство выполненного долга. Считаю, мы все — тренерский штаб, руководство, игроки — плодотворно отработали этот отрезок. “Урал” на восьмом месте, 26 очков. Хороший промежуточный результат. Хороший — но не более.

— Трудно было подхватить команду после ухода Гончаренко? Волновались?
— Небольшое волнение испытывал только перед первым матчем — с “Уфой” 14 сентября. Как раз после паузы в календаре. Готовил команду, переживал за результат. Как сработаем? Как команда воспримет мои требования? Выиграли — и груз ответственности уменьшился, стало намного легче. Увидел, что ребята меня услышали.

— Вы сказали про тренерский штаб. По-моему, это у вас впервые — когда ассистентов не выбирали, а принимали такими, какие есть.
— У меня хорошие помощники. Они не первый год работают в “Урале”, и их знание команды изнутри очень помогло. Со своей стороны я должен был вдохновить коллег, вселить веру, что вместе мы способны работать качественно, плодотворно и добиваться результата. Все друг другу помогали — и, могу повториться, тренерский штаб справился на “отлично”.

— У “Урала” колоритный босс — Григорий Иванов. У вас с ним полное взаимопонимание?
— Очень тесно общаемся. И как руководитель — тренер, и в неформальной обстановке. Григорий Викторович вникает не только в футбольные нюансы, но и в личные проблемы. Он видел, что я один, — приглашал на семейный ужин. Познакомился с его супругой, которая является одним из руководителей мини-футбольного клуба “Синара”. Мне было приятно такое внимание.

— Матчи Иванов смотрит с тренерской скамейки. Это создает дискомфорт?
— Нет, абсолютно. Я полностью поглощен игрой, почти все время на ногах — в технической зоне. Все внимание на поле. А что за спиной — этого практически не чувствую. И надо понимать, что Иванов очень близок к команде. Эмоциональный человек, сильно переживает — он и в раздевалке бывает перед матчами. Может дать напутствие ребятам.

— Победа над “Спартаком” — ваша главная гордость в этом году?
— Было очень приятно обыграть “Спартак” на его поле, на “Открытие Арене”. Честно скажу, видел состояние команды в период подготовки и в день матча — и было какое-то интуитивное чувство, что способны победить в Москве. И нельзя назвать результат случайным. Выиграли заслуженно, по праву, показали целостный футбол, создали моменты, контролировали ситуацию. Единственное — удаление в концовке. Заканчивали вдесятером, было непросто. Но сделали замену, перестроились и справились.

— Удалили у вас тогда лидера — чилийца Асеведо. Сильно своенравный парень?
— Это очень квалифицированный футболист, умеет на поле практически все. И если проводить смелые параллели, то Асеведо — это екатеринбургский Тотти. Удар, обводка, острый пас… Умение придержать мяч, укрыть корпусом. Практически без слабых мест. Плюс харизма. Безусловно, у таких талантливых людей непростой характер. Но я нашел контакт с Асеведо. Тем более по-русски он все понимает. Многого в оборонительных действиях от него, кстати, не требую. Есть только один пункт — Герсон его прекрасно выполняет, и этого достаточно, чтобы была помощь команде.

— Вы соперничаете с тренерами калибра Слуцкого, Бердыева, Виллаша-Боаша. Что нового открыли на таком уровне?
— У каждого тренера свой почерк. “Ростов” Бердыева, например, — это прагматика. Команда строит игру на определенных тактических тонкостях, действуя в обороне с тремя центральными защитниками. Сильна на стандартных положениях у ворот соперника. Имеет в своем арсенале множество домашних заготовок. При этом есть ряд хороших исполнителей, которые любого оппонента могут поймать на контратаке. “Спартак” Аленичева — более открытый футбол. Искренний, если по-малофеевски выражаться. Команда будто заявляет сопернику: давайте посоревнуемся, кто из нас больше забьет. “Краснодар” Кононова уже несколько сезонов играет в атакующем стиле, имеет под этот стиль отличных исполнителей. В общем, у всех свой почерк. Готовишься, анализируешь, изучаешь. Не скажу, что голова кругом. Внимательно следил за чемпионатом России, еще работая в Беларуси. Можно сказать, что сегодня владею достаточной информацией по всем командам премьер-лиги.

— В отпуске полностью отстранитесь от клубных дел или взяли себе “задание на дом”?
— Кое над чем хочу поработать. Разобраться, почему многовато пропускаем со “стандартов”. Забиваем тоже достаточно, но в обороне надо строже. Для меня сегодня это очень важная тема. Взял видеоматериалы, попробую найти ответы.
Вот играли в Петербурге. Территориальное преимущество у “Зенита”, но в целом игра равная и с нашей стороны неплохая. Поражение 0:3 и все голы — со “стандартов”. Меня спрашивали на пресс-конференции: видите вину Жевнова в двух пропущенных мячах? Но как можно говорить о вине вратаря, когда там после угловых питерцы наносили удары с убойных позиций? Природа голов — глубже. Главный вопрос: почему позволяем наносить удары с линии вратарской и без помех? Нужно разобраться.

— Жевнов и Мартынович на видных ролях у вас в команде?
— Саша достойно выглядит на позиции центрального защитника, и в целом его игра нареканий не вызывает. Юра — опытный, квалифицированный голкипер. Его приобретение сняло вратарский вопрос в “Урале”, ведь есть еще “второй номер” Арапов, молодой перспективный парень, который готов в любой момент подстраховать. Когда Жевнов в воротах, команда чувствует себя комфортно. Особенно защитники. Юра руководит ими, умеет играть ногами. Единственное, что беспокоило по ходу сезона — нашего вратаря преследовали травмы, не позволяли постоянно находиться в оптимальной форме. Это, конечно, не добавляло оптимизма, но не меняет главного — на Мартыновича и Жевнова мы рассчитываем в будущем.

— Планируя усиление состава, держите в голове другие белорусские фамилии?
— Сейчас остро стоит другой важнейший вопрос — сохранения костяка команды. Многие ребята прибавили, и теперь к ним могут проявлять интерес топ-клубы премьер-лиги. Усилиться, конечно, тоже хотим. Но относительно белорусских футболистов есть один серьезный нюанс. Лимит на легионеров. В чемпионате Беларуси, безусловно, можно кого-то выделить, взять на заметку, чтобы однажды пригласить в “Урал”. Но надо понимать, какого уровня это должен быть игрок, чтобы выдержать конкуренцию в условиях квоты на иностранцев. Есть сегодня такие ребята в Беларуси? Наверняка есть. Но лимит создает большую проблему. Так что даже руководители клубов, слыша ту или иную белорусскую фамилию, реагируют: “А, ну так он же в России легионер”…

— Скандальный уход из “Урала” Виктора Гончаренко был чуть ли не главным сюжетом в российском футболе в конце лета. Вспомним историю?
— Я уже все сказал на эту тему.

— Когда последний раз общались с Гончаренко?
— Совсем недавно, в конце ноября. Мы проиграли “Зениту”, ЦСКА проиграл “Крыльям”. Я позвонил Виктору Михайловичу, нормально пообщались. У нас хорошие отношения. Никаких проблем.

— Вас критиковали за то, что остались в Екатеринбурге.
— Я ничего не сделал такого, чтобы подвергаться критике. Это мое твердое убеждение. Люди что-то домысливают, делают из этого выводы. А что произошло — даже не знают. Гончаренко принял решение покинуть клуб. Пришел и сказал, что написал заявление. Я сразу же взял бумагу и тоже написал. Но буквально в конце того же дня обстоятельства изменились. Если коротко, то президент клуба Иванов попросил меня остаться и помочь “Уралу”.

— Легко далось решение?
— Нелегко. Самолет был в четыре утра, до вылета оставалось часов пять. Здесь надо было говорить или да, или нет. Успел только посоветоваться с семьей и поговорить с Виктором Михайловичем. И решил: остаюсь.

— Вся та история была замешена на договорных матчах в России. Чувствуете эту проблему?
— Тема возникла, но непонятно откуда. Ажиотаж вокруг матча с “Тереком” поднялся сумасшедший. За день до игры приехала комиссия из РФС. Естественно, все это влияло на команду. Чувствовалось, что ребята на эмоциях. Но руководство сказало: “Ребята, какие проблемы? Вы профессионалы. Нам нужна победа. Вы готовились и должны постараться победить”. Матч с “Тереком” был важным с турнирной точки зрения. Закончили вничью 3:3. Яркая игра, голы хорошие. Считаю, здесь не должно быть вопросов.

— Екатеринбург и Краснодар — две совсем большие разницы?
— Города сильно отличаются. Все-таки Екатеринбург — это более миллиона жителей. Центр индустрии, много предприятий. Полно хороших мест, торговые и развлекательные центры, театры, рестораны… Мне нравится. Но и в Краснодаре чувствовал себя отлично. Южный город. Намного меньше Екатеринбурга, зато климат какой. Хотя на Урале своя прелесть — ранняя зима, поздняя весна. В Минске смотрю в окно — снежка не хватает, а уже Новый год скоро.

— В хоккей часто играли?
— Екатеринбург — хоккейный город. Команда “Автомобилист” довольно успешно выступает в КХЛ. Народ живет хоккеем. Да и вообще спортом. Есть наш “Урал”, есть мини-футбольная “Синара”, есть легендарная волейбольная “Уралочка”. Есть женский баскетбольный УГМК, очень приличный клуб — капитан сборной России не проходит в стартовую пятерку. Представляете, какой уровень легионеров? Так что город во всех отношениях спортивный. Это чувствуется во всем. Разговоры на улице — это спорт-спорт- спорт.
В хоккей я тоже играю. Люди пригласили. Даже форму из Беларуси специально привез. Любительский хоккей там развит примерно на том же уровне, что и в Минске. А время на площадке — это разгрузка. И физическая, и эмоциональная. Здорово и полезно. Для меня особенно. Когда семья далеко, ты не можешь находиться в зоне комфорта. Особенно остро это чувствовал в свободное время. Когда не с кем встретиться, пообщаться на разные темы. В выходные иногда просто шел и гулял по городу. В торговые центры заходил. Или отправлялся на озеро — есть там такой Верх-Исетский пруд, я рядом живу. Прогуливался по набережной, наслаждался природой.

— Мирослава Ромащенко на Урале хорошо помнят?
— Помнит только старшее поколение. У нас в клубе работает Владимир Дмитриевич Калашников. Старший тренер. В “Уралмаше” был главным — с теплотой вспоминает и Мирослава, и Андрея Сосницкого. Но кого в Екатеринбурге ценят особенно — это, конечно, Виктора Шишкина. Люди только услышат фамилию — сразу улыбки, воспоминания.

— На “Уральские пельмени” попутным ветром заносило?
— “Уральские пельмени” не только на сцене присутствуют — они во всех магазинах в прямом смысле. А коллектив бывшей команды КВН… Это своего рода гордость города. Но на концертах не бывал. Вообще в смысле культурных мероприятий пока не дорабатываю. Когда станет чуть свободнее и адаптация пройдет, обязательно восполню пробел.

— Два года назад вы работали в “Минске” — среднестатистической белорусской команде. А сейчас на хорошем счету в российской премьер-лиге. Задумываетесь иногда, как быстро все в жизни меняется?
— В моем случае, не стану отрицать, многое предопределили обстоятельства. Они сложились удачно, позволили развиваться и прогрессировать как тренеру.
Вообще, считаю, тренер — это такая профессия… Конечно, уровень чемпионата и клуба имеет значение. Но если брать глобально, то хороший специалист должен уметь работать в любой лиге. Слабой, сильной — этим квалификация не определяется. Она определяется по умению управлять коллективом, добиваться результата. Все, к чему я стремился раньше, как работал, видел и понимал футбол — оно осталось со мной и сейчас.

— К вопросу о понимании футбола. Явление по фамилии Бубнов вас забавляет?
— Я внимательно смотрю в интернете за его высказываниями, комментариями, аналитикой. Что сказать… Интересная во всех отношениях личность. Помню Бубнова еще как футболиста “Спартака”. Как главного тренера мозырской “Славии”. Он же был играющим тренером — послематчевый пенальти в Кубке Беларуси не забил, в матче с минским “Торпедо”. Неординарный человек. Когда начинает оценивать… Может, это своего рода негатив, но он подкреплен знанием футбола, информацией об индивидуальных качествах конкретных игроков. Хотя когда Бубнов вспоминает советские времена и говорит, мол, да если бы этот футболист совершил столько действий при Бескове, он даже в состав бы не попал… Понятно, что человек имеет право на свое мнение. Но футбол поменялся, и так сравнивать некорректно.

— Когда-то вы могли возглавить минское “Динамо”.
— Было такое. Я еще работал в БАТЭ. У меня заканчивался контракт с клубом. Решил, что пришло время попробовать себя в самостоятельном плавании. Юрий Александрович Чиж пригласил на встречу. Обсудить перспективу моего прихода в “Динамо”. Поговорили конструктивно. Обменялись мнениями по самым разным футбольным вопросам. Чиж спросил, готов ли я возглавить команду. Я сказал, что готов. “Спасибо за разговор, будем принимать решение”. Вот такое было предложение. К сожалению или к счастью, в “Динамо” сделали выбор в пользу Александра Сергеевича Седнева. А я вскоре возглавил “Минск”.

— Говорят, собираетесь в Рим на Лигу чемпионов.
— Да, вылетаем в среду, в день игры. “Рома” — БАТЭ, будет интересно. Решили устроить с семьей римские каникулы на несколько дней. Это уже почти традиция. Каждое посещение Рима планируем так, чтобы сходить на “Стадио Олимпико”. На “Рому” или “Лацио” — не важно. Отпуск отпуском, а хороший футбол посмотреть хочется всегда.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?